Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

Пятый книжный салон, который прошёл в Улан-Удэ в начале декабря, представил книги нашего земляка писателя-фантаста Юрия Невского. В прозе Невского чувствуется влияние латиноамериканской литературы, прежде всего Борхеса и Кортасара. Сны современного человека о прекрасной, щемяще короткой жизни. О жизни и книгах мы и поговорили с писателем.

– Когда поступило предложение приехать на книжный салон в Бурятию, какой была ваша реакция?

– Я был удивлён, потому что до этого не чувствовал к себе особого интереса со стороны официальных структур. Конечно, мне было приятно, и я с удовольствием приехал.

– Как вы оцениваете книжный салон в Бурятии?

- Вдохновляет, что это уже 5-й книжный салон в Улан-Удэ, значит, он живет, развивается, а Национальная библиотека становится центром притяжения творческих сил и идей. Я видел, что в библиотеке очень редкие ценные книги переводят в цифровой формат. Это очень важно, потому что так они будут более доступны читателям.

– Скажите, писатель – это ваша профессия или призвание?

– Я зарабатываю на жизнь, работая художником-оформителем в Доме культуры в Москве, где постоянно течет крыша и заливает подвал. Но люди там работают хорошие, мы организуем для детей праздники, я рисую афиши, оформляю спектакли, жизнь идет своим чередом.

– Я слышала, как вы говорили моим коллегам, что выход в свет двух ваших книг – это чудо. Почему?

– Конечно, это чудо, потому что такое плотное медийное поле сегодня, что занять в нем своё место очень непросто. Издательства ищут продаваемые и раскрученные имена, на них и делают ставки.

– Как же вам удалось издать свои книги?

– Несмотря на то, что издательства потоком издают коммерческую литературу однодневного характера, бывают все-таки и исключения. Это как в фильме братьев Коен «По прочтению сжечь». Там одна одержимая женщина выступает против огромной системы ЦРУ, она требует выдать ей деньги на пластическую операцию. В итоге доводит всех до такого состояния, что глава ЦРУ выдает ей чек на 50000 долларов, лишь бы она отстала. Эта история про то, как один маленький человек может вступить в бой с «системой», и та, в конечном итоге, дает сбой. Вот и моя книга «У почтальонов долгая память» как раз направлена против изданий, пересматривающих нашу историю. Изданий, которые стремятся оправдать нацизм и фашизм, дескать, была какая-то мистическая идея и какие-то красивые символы, и тем самым увести на задний план героизм нашего народа, победившего фашизм. Моя книга направлена против такой литературы и издательств, которые это выпускают.

– Поделитесь рецептом, как талантливому писателю издать свою книгу?

– Если человек действительно говорит что-то интересное и оригинальное в своих книгах, это все равно не останется не замеченным. Издательства заинтересованы в новых авторах, они ищут их. И если чувствуют, что человек действительно сказал что-то новое или по-новому об этом мире, то издают его книги.

– То есть можно сказать, что раз издательство «Астрель» выпустило вашу книгу, значит, в ней есть нечто новое?

– Думаю, да. Конечно, нашли, для меня это естественно, так и должно быть.

– Долго шёл процесс издания?

– Около года. Были еще проблемы с названием, потому что оригинальное название книги «У почтальонов долгая память» не устраивало специалистов по раскрутке книги. Они предложили эпатажное «Космонавты Гитлера». Пришлось согласиться.

– Когда вышла эта книга?

– Обе мои книги вышли в 2009 году тиражом 3000 экземпляров. Конечно, продаются они очень долго, трудно. Но что делать… Я взял огромный рюкзак, нагрузил его книгами, взвалил на плечи и прилетел в Улан-Удэ. То есть я выполнил ту функцию, которой раньше занималась система книгораспространения. Раньше, конечно, мои книги продавались бы в книжных магазинах по всей стране, а сейчас этого нет, книги осели в каких-то точках в Москве. И все.

– А как сегодня распространяются книги? Разве издательство этим не занимается?

– Распространением занимаются книготорговые фирмы, представители которых приезжают, например, в Москву на оптовую книжную ярмарку, где закупают самые ходовые вещи. Ведь магазины, интернет-магазины составляют рейтинги продаж, списки топовых книг. Но сама идея, если книгу часто покупают, значит это хорошая книга, весьма сомнительна. Просто писатели, которые имеют много денег, специально скупают свои тиражи. И издательства считают, что раз весь тираж купили, то давайте еще выпустим. Именно так действовал Сергей Минаев, написавший книгу «Телки». Это успешный менеджер, который заработал деньги отнюдь не на литературе и вложил свои средства в раскрутку, сам и скупил все свои книги. Дело в том, что сейчас за продажами следит компьютерная система. Например, у тебя купили в магазине «Москва» книгу, и твой рейтинг подпрыгнул на пятьдесят единиц, купили две книги – на сто единиц. Когда на кассе оплачивают, машина срабатывает. Но, с другой стороны, эта машина не занимается всеми, кто издался. Но большие издательства все отслеживают.

– «Астрель» – это большое издательство?

– Это самое большое издательство в России, одно из самых больших.

– Значит, судьбу ваших книг тоже отслеживают?

– Да. Вот, например, Александр Тармаханов написал заметку в местной газете «Новая Бурятия» про мои книги. На другой день ее прочитал редактор издательства «Астрель». Просто есть система, которая каким-то образом отслеживает сочетание слов «Юрий Невский» в Интернете и сообщат эту информацию в издательство: «O вашем авторе упомянуто там-то…». Даже если обо мне упомянут в Якутии, эта информация тоже попадет в издательство «Астрель».

– Это интервью тоже попадет в Интернет, так что одним упоминанием о вас станет больше.

– Хорошо бы (смеется).

– А что вы читаете? Есть любимые авторы?

– Я сейчас читаю в основном русскую классику – Бунина, Чехова – я получаю от этой литературы мощный заряд.

– Какие темы вас волнуют?

– Меня волнуют темы машинократии, которая захватывает общество. Часто наблюдаешь картину, как в гигантском супермаркете родители катят тележку, в которую брошены разные упаковки, банки, консервы и ребенок. Потом они выкатывают тележку из магазина, вытряхнут ребенка и другое содержимое в машину, и дальше все это едет на машине. У меня такое впечатление, что люди рождаются, садятся в машину и не успевают оглянуться, как их перетряхивают в деревянную коробку. Все! Жизнь кончилась. Все крутится вокруг материальных символов благополучия. Люди все дальше уходят от природы.

– Вы уехали из Бурятии в 1999 году. Почему?

– Трудно сказать. Как-то судьба так сложилась. Послал свои вещи на конкурс в Литературный институт. Мне всегда казалось, что я там должен учиться, даже когда мне было 16 лет. Но только в 36 я поступил на очные литературные курсы в Москве. Хотя писал всю свою жизнь.

– А чем вы занимались, живя в Улан-Удэ?

– Я был художником, у меня была мастерская, создал даже рекламное агентство с нуля. Для Улан-Удэ 90-х это была редкость. Но рекламой, в конечном счете, заниматься не смог, прежде всего, потому, что это требовало много не только материальных, но и моральных вложений. Я предпочел вкладывать душу в литературу.

– Вы пишете книги, потому что не можете без этого жить или вам важно что-то сообщить миру?

– Я хочу изменить мир. И чтобы его изменить, я пишу книги. Я хочу рассказать людям, какой этот мир прекрасный. Вот вы видите, например, 890 красок, а после моей книги вы сможете видеть 891. Хоть одну маленькую красочку, но я добавлю в ваш спектр восприятия жизни своей книгой. И это уже немало.

Справка

Юрий Владимирович Невский родился в 1963 году в городе Улан-Удэ. В 1999 году уехал в Москву. Окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А.М. Горького. Рассказы его «Время покупать чёрные перстни», «Белая дорога», «Кровь польских королей», «В сторожке, в парке, в чёрном сейфе…», «Ночь перепутанных номеров», «Секрет живописи старинными красками» и др. печатались в разных сборниках. Он является автором книг в жанре научной фантастики «Космонавты Гитлера. У почтальонов долгая память», «Железные игрушки – магнитный потолок».