Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

Миссию второго по счету Байкальского Рождественского музыкального фестиваля его организаторы определили не иначе как «пропаганда мирового классического музыкального наследия». В этом году он вновь проходит в рождественское время, и вновь расстраивают сотрудников филармонии своими результатами – на концертах звезд мировой величины залы заполняются не полностью. Однако «изголодавшийся», казалось бы, по высокому искусству улан-удэнец не спешит посещать концерты подобного уровня в законные новогодние выходные.

Кто виноват?

Худрук Бурятской государственной филармонии Виктор Усович печален – 5 января на концерте солистов санкт-петербургских оперных театров была заполнена половина зала. Хотя впервые в Бурятию согласилась приехать звезда мировой величины, прима Мариинского театра оперы и балета, народная артистка России Ольга Кондина (сопрано), а также ее аспиранты Евгений Наговицын (тенор), Иван Новоселов (бас-баритон), Анастасия Виноградова-Заболотская (меццо-сопрано). Выступление исполнителей прошло великолепно, но так мало людей, к сожалению, сочли это событие интересным, ссылаясь то ли на холод, то ли просто на отсутствие желания.

– Десять дней новогоднего застолья, пожалуй, для наших людей слишком много, – сообщил «Новой Бурятии» Виктор Алексеевич. – Задумывая этот фестиваль в новогодние праздники, мы хотели, чтобы каждый смог насладиться пищей духовной, насладиться высоким искусством… Но далеко не всем такой рождественский подарок оказался нужен. Истинные ценители, конечно, приходят, но их остается все меньше.

По мнению г-на Усовича, дело в том, что культура в нашем обществе не просто потеряна, но и изначально перестала воспитываться в молодом поколении, живущем уже совершенно другими ценностями и не привыкшем с детства воспринимать классическую музыку, приходить на концерты.

– Ни в одной стране мира нет такой ситуации, ведь за рубежом поддерживать высокое искусство престижно как со стороны государства, так и со стороны меценатов. А в залах оперных театров при бешено дорогих билетах не хватает мест, – отметил Виктор Алексеевич. – В нашей стране эти традиции, похоже, уже почти утрачены. В крупных городах страны культурная ситуация лучше, чем у нас, благодаря финансированию и поддержке местных властей, но в Улан-Удэ, если срочно не спасать ситуацию, будет катастрофа.

Проблема, по мнению художественного руководителя филармонии, начинается с политики властей. Культура не поддерживается или вовсе разрушается: государство не субсидирует мероприятия, учреждения культуры переходят на автономный режим. Работники культуры получают минимальную зарплату, преданно отдавая себя своему делу.

– Нельзя в этом винить непосредственно Министерство культуры Бурятии, которое при ограниченных ресурсах работает на всяческое развитие культуры. Сам министр культуры Тимур Гомбожапов сказал, что «все лучшее, что есть в мире, должно быть и в Улан-Удэ», и теперь нас посещают мировые звезды. – отметил Виктор Алексеевич – Но пропаганды со стороны местной власти не хватает: к примеру, президент республики Вячеслав Наговицын еще ни разу не посетил концерты филармонии. Хотя мог бы в обществе задавать тон и культурный уровень.

Однако является ли это главной причиной того, что среди почти 400 тыс. жителей Улан-Удэ не набралось 400 зрителей ни на один концерт Рождественского фестиваля? Вполне вероятно, что корень зла зарыт в отсутствии целенаправленного воспитания хороших исполнителей и, главное, слушателей. А также возможностей их дальнейшей реализации. К примеру, при филармонии уже 19 лет работает детская филармония, прививая любовь к симфонической музыке и опере детям с дошкольного возраста. За эти годы многие из них стали профессиональными музыкантами, но большинство, что не удивительно, все же предпочитает учиться и работать в других городах и странах.

Поддерживая наших

Впрочем, на отдельные концерты Рождественского фестиваля зрителей всегда приходит достаточно. 27 декабря с сольным концертом выступила народная артистка республики Оксана Хингеева, представив программу из оперных арий, классических романсов, песен бурятских композиторов. Оксану пришли массово поддержать и послушать представители иркутского землячества.

Организаторы надеются, что и 17 января будет свой зритель: закрытием фестиваля станут выступления солиста Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, лауреата международных конкурсов, номинанта на «Золотую маску» за исполнение главной партии в опере-провокации Владимира Кобекина «Гамлет», нашего земляка Чингиса Аюшеева и его супруги, солистки Римской оперы Елены Аюшеевой. На этот раз они дадут концерты не только в Улан-Удэ, но и в Северобайкальске (15 января). А то, что на концерты своих земляков зрители приходят гораздо охотнее, чем даже на выступления всемирно известных исполнителей из других городов, очень символично.

– Возможно, все дело в нашей ментальности, – сказала директор филармонии Эржена Жамбалова. – Даже на концерте солистов Мариинского театра зритель ждет услышать наши бурятские имена. В прошлом году на выступлении наших исполнителей был аншлаг. Но мы будем и дальше расширять культурные горизонты жителей республики.

Но филармония все же продолжает предпринимать ответственные шаги по расширению культурных горизонтов жителей республики. Подает надежды и возрождающийся Театр оперы и балета. Остается верить, что зритель ответит взаимностью и откроется прекрасному.

Зрителя найдем сами!

Кульминацией II Байкальского Рождественского музыкального фестиваля стал концерт Иркутского губернаторского симфонического оркестра (почти 90 музыкантов!) под управлением художественного руководителя и главного дирижера, заслуженного деятеля искусств России Илмара Лапиньша.

Концерт состоялся 8 января в Государственном русском драматическом театре им. Н.Бестужева. Но большим сюрпризом этот концерт стал для особых зрителей: на него Бурятская государственная филармония совместно с газетой «Новая Бурятия» пригласили детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из санаторного детского дома на Верхней Березовке.

Таким образом «Новая Бурятия» решила положить начало благотворительному проекту, цель которого – социокультурная адаптация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Самая большая, на сегодняшний день, проблема таких детей это социальное сиротство. Эти дети члены нашего общества, но они как будто исключены из него. В силу обособленности и замкнутости их существования, многие, элементарные для нас, материальные ценности оказались им малодоступны, а ценности нематериальные – духовные, культурные оказались недоступны вообще.

Наша газета считает, что сегодня общество должно позаботиться о том, чтобы дети, в силу обстоятельств лишенные нормального детства, родительской любви и заботы, тем не менее, стали бы полноценными, культурными людьми. «Новая Бурятия» предлагает всему культурному сообществу, деятелям культуры и искусств республики присоединится к нашему проекту и сделать посещение этими детьми культурных событий – спектаклей, концертов, выставок, фестивалей, акций – постоянным.

Руководство филармонии любезно поддержало инициативу начать проект именно в дни Рождества, подарив детям настоящую рождественскую сказку.

Дети смогли увидеть одного из выдающихся дирижеров современности, который в свое время стажировался у великого Герберта фон Караяна, дирижировал лучшими коллективами Вены. И конечно, все смогли насладиться самой праздничной, легкой программой: популярными классическими вальсами Штрауса, Чайковского и Хачатуряна, блестящими оркестровыми миниатюрами. Очень надеемся, что посещение самого красивого на сегодня здания в Улан-Удэ, встреча с настоящим большим оркестром и жизнерадостной музыкой стали для маленьких гостей концерта ярким впечатлением детства и событием, которое определит их тягу к искусству и культурным ценностям – а значит, ко всему доброму и светлому. А если это событие стало приятным потрясением хотя бы для кого-то из них, можно считать нашу совместную цель достигнутой.

«Новая Бурятия» благодарит АУК «Бурятская государственная филармония» и ее директора, народную артистку Бурятии, заслуженного работника культуры России Эржену Зугдаровну Жамбалову за оказанное понимание и проявленное внимание к судьбам детей из санаторного детского дома.