Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

90-е годы прошлого века оказали на отечественное градостроительство колоссальное давление и сотрясли устои нормативного проектирования городов. Возникла реальная необходимость создания новой концептуальной стратегии развития Улан-Удэ. В 1997 году мы разработали концепцию градостроительного развития города. Эта работа впервые рассматривала городские проблемы в сопоставлении с количественными показателями ряда зарубежных городов и выдвигала новые приоритеты формирования политики управления процессами развития Улан-Удэ. Администрация города утвердила концепцию в 1998 году.

Необходимо особо сказать несколько слов о принятых временных периодах в градостроительном проектировании. Действующие градостроительные документы традиционно устанавливают так называемый расчётный срок реализации проекта генерального плана города в 20–25 лет. В соответствии с этой установкой город должен завершить программу своего развития.

Ещё несколько лет тому назад мы с доктором архитектуры, профессором В.А. Щитинским в нашем институте РосНИПИУрбанистики выполнили большую научно-исследовательскую работу «Санкт-Петербург XXI. Концептуальная модель устойчивого пространственного развития». Было доказано, что период расчётного срока 20–25 лет – это мгновение в вековой жизни города, что город не может остановиться в своём развитии, что современное законодательное понимание собственности требует постоянной защиты интересов города, что необходим прогноз возможных версий территориального развития и периодам их вероятности должен служить век.

Третий генеральный план Улан-Удэ разрабатывался мной и архитектором В.С. Григоровой. Мы подходили к созданию нового генерального плана города с позиций современных законодательных актов РФ. В 2005 году удалось приступить к его разработке. Он получил наименование – генеральный план городского округа Улан-Удэ.

«Всех впускать, никого не выпускать!»

Надо сказать, что в течение многих десятилетий в городе накапливались объективно не решаемые задачи. На первом месте находится проблема защиты городского центра от транзита городского транспорта. Ввод транспорта через селенгинский мост – это неизбежность. Пропуск его потоков по ул. Смолина недопустим, но из-за отсутствия других возможностей реализуется. Оценка версий изменения исторически сложившегося положения показала, что никакие наземные решения не дают ответа по снятию проблемы. Созданию туннеля нет альтернативы, и поэтому генеральный план 2007 года предлагает развести с селенгинского моста правое движение транспортного потока на две части. Сохранить подъём на ул. Борсоева, а правый ряд прямо от моста направить в тоннель, проходящий под железнодорожной станцией с выходом на ул. Революции 1905 года. Таким образом, грузовой поток транспорта выводится из центра и распределяется в любом направлении. Запрет грузового транзита в центре приведёт эти потоки к ул. Революции 1905 года, на которой возникнет тоннель, ориентированный на северный спуск к селенгинскому мосту.

К сожалению, реализация тоннелей – это уже не расчётный срок генерального плана, а XXI век. Но святое дело – трассы должны быть сохранены навечно.

Генеральный план 2007 года – это третье поколение документов развития города – 1966, 1986 и, наконец, 2007 год. Объём статьи не позволяет изложить основополагающие решения проекта, потому и приводятся главные из их числа.

Тезисы

Город должен развить свои столичные функции. Улан-Удэ станет крупнейшим транспортно-распределительным центром Забайкалья и Восточной Сибири. К нему подойдут, кроме российских, транспортно-экономические потоки с Азиатского континента. Улан-Удэ неизбежно перерастёт в крупнейший логистический центр. Город в силу своего научного, культурного, производственного потенциала привлекает к развитию новые объекты занятости населения. Рыночная экономика уже сегодня требует пересмотра задела нереализованных градостроительных проектов, недопустимости организации крупных микрорайонов, перехода на квартальную застройку, сомасштабную реальным годовым инвестициям. Должна быть увеличена плотность магистральной и уличной сетей, учтены масштабы автомобилизации населения, должны возрасти площади стоянок автомобилей.

Особое внимание необходимо обратить на опасность размещения усадебной застройки в городе, способной превратить районы столицы республики в село из-за больших земельных участков, неизбежности надворных построек, негородской архитектуры.

Генеральный план рекомендует для исполнения изложенного выше ввести в правилах застройки требование соблюдения культуры архитектурно-планировочного оформления основных улиц, районных и общегородских магистралей, сокращения на обслуживаемых ими территориях площади земельных участков. Генеральный план предусматривает увеличение числа мостовых переходов через Уду и Селенгу.

Проект рекомендует развитие усадебной малоэтажной застройки на резервируемых площадках по южному флангу города. Генеральный план настаивает на создании пространственной композиционной оси – верхняя терраса центра (оперный театр) – будущий центр юго-западного района, а также на продолжении формирования композиционных узлов и панорам.

Генеральный план исходит из неизбежности развития столицы Бурятии и закрепления её ведущей роли и места в системе центров Забайкалья и Российской Федерации.

В завершение статьи сообщаем, что в число указанных выше 22 моих крупнейших работ по городу входят проекты детальной планировки всех районов, включая Железнодорожный промышленный район, зоны отдыха, проекты планировки пригородной зоны и др.

От имени Российского государственного научно-исследовательского и проектного института урбанистики, разрешите выразить благодарность руководству города и Республики Бурятия, с которым и нам посчастливилось долгие годы работать над задачами и проблемами развития Улан-Удэ и превращения его в современную столицу Республики Бурятия.

Справка

Леонид Путерман (род. 19.09.1926 г.). Доктор архитектуры, профессор МААМ. Почетный строитель России. Заслуженный строитель Республики Бурятия. Заместитель директора ФГУП «РосНИПИ Урбанистики» по научной работе. Окончил Ленинградский инженерно-строительный институт в 1949 году по специальности – архитектор
Награжден медалями «За трудовое отличие», «За доблестный труд», «За строительство БАМа», «Ветеран труда», «250 и 300 лет Санкт-Петербургу», «145 лет Владивостока», «70 лет Приморского края».

Основные направления научной и творческой деятельности – градостроительство.
Автор свыше 90 крупных градостроительных проектов, в числе которых утвержденные правительством России генеральные планы городов Улан-Удэ (три генплана 1966, 1986 и 2007 гг.), Петропавловск-Камчатский (три генплана 1967, 1994, 2008 гг.), Благовещенск-на-Амуре (1968, 0986 гг.), Владивосток (1988 г.), Барнаул (1989 г.), разработанные и утвержденные генеральные планы Ашхабада (1974 г.), Чарджоу (1969 г.), ТерКСООП Западно-Сибирского нефтегазового комплекса. По проектам Л.Н. Путермана построены новые города – Северобайкальск, Тында, преобразованы главная площадь Петропавловска-Камчатского, проспект Победы в Улан-Удэ. Победитель конкурса «Концепция градостроительного развития Санкт-Петербурга и Ленинградской области, 2-я премия (1992 г.), Международного конкурса – Туристская деревня в Ленинградской области, 2-я премия (1993 г.), Международного конкурса – Концепция генерального плана города Порт-Луи (Республика Маврикий), Диплом Всемирного триеннале архитектуры, София, 2006 году. Автор более 100 научных трудов и публикаций.