Почему в Бурятии не «осваивают» федеральные деньги

Всего в прошлом году в республике не успели «употребить в дело» около 2,3 млрд рублей из федерального бюджета, заботливо выделенных Москвой на строительство и реконструкцию театров, стадионов, больниц, автодорог и инфраструктурных сооружений.
Экономика |

Всего в прошлом году в республике не успели «употребить в дело» около 2,3 млрд рублей из федерального бюджета, заботливо выделенных Москвой на строительство и реконструкцию театров, стадионов, больниц, автодорог и инфраструктурных сооружений. Больше других заказчиков «отличились в неосвоении» федеральных денег Минстрой (338 млн рублей) и Минтранс Бурятии (313,5 млн рублей) и мэрия Улан-Удэ. На недавней сессии Народного Хурала Бурятии депутаты вызвали на «правительственный час» шефов двух проштрафившихся республиканских ведомств.

В Минстрое все спокойно

Глава Минстроя Бурятии Владимир Рубан сообщил о том, что из оставшихся на счетах его ведомства 338 млн рублей неиспользованных средств 228 млн – это федеральные средства и 110 млн – деньги из республиканского бюджета. В разных пропорциях не успели с пользой потратить деньги, отпущенные в 2010 году на реконструкцию Бурятского театра опера и балета (13,5 млн рублей), Бурятского театра драмы имени Хоца Намсараева, Республиканской больницы им. Семашко (46,5 млн рублей), онкологического диспансера, на строительство Русского драматического театра (64,7 млн рублей), стадиона на набережной Селенги, Центра восточной медицины, комплексов по переработке твердых бытовых отходов (14,9 млн рублей), инфраструктурных объектов в турзоне «Байкальская гавань», здания под технопарк и вокзала железнодорожной станции Заудинск.

Несмотря на значительные суммы «неосвоенных» средств у строителей капитальных объектов, это не вызвало особых беспокойств у депутатов. Владимир Рубан успокоил их, заявив, что все эти неиспользованные в 2010 году финансовые средства переходят на следующий 2011 год и будут пущены на те же цели.

– В текущем году перед Минстроем поставлена задача ввести в эксплуатацию 22 объекта до 31 июня (до даты празднования 350-летия «добровольного вхождения Бурятии в состав России». – С.Б.) и еще 8 объектов до 31 декабря, – сообщил депутатам-хуральцам министр строительства и модернизации ЖКК Бурятии Владимир Рубан.

Половину денег на курумканскую дорогу не освоили

Гораздо больше вопросов по строительству возникло у народных избранников к Сергею Козлову, молодому министру по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Бурятии. Напомним, что в конце прошлого года за «неэффективную» работу были наказаны двое его подчиненных. Был уволен директор Управления региональных автомобильных дорог Бурятии (ГУ «Бурятрегионавтодор», заказчик строительства автодороги «Улан-Удэ – Турунтаево – Курумкан») Евгений Родионов. Также был предупрежден о неполном служебном несоответствии курировавший строительство этой дороги первый замминистра Сергей Белоколодов. Сам же Козлов в этой ситуации держался не проштрафившимся исполнителем, а, скорее, грозным патроном, наказывающим нерадивых слуг.

– Всего за 2010 год по Минтрансу Бурятии остались неосвоенными бюджетные средства в сумме 313,5 млн рублей. 17 февраля 2011 года подписано дополнительное соглашение между Минтрансом РБ и Федеральным дорожным агентством о переносе остатков средств 2010 года в сумме 277, 8 млн рублей на 2011 год по объектам строительства и реконструкции автодорог. Считаю, что это недопустимо в нынешних условиях, но слишком многое не зависит от нашего министерства. Вместе с тем были приняты меры дисциплинарного воздействия к должностным лицам, – сказал депутатам министр по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Бурятии Сергей Козлов.

277,8 млн рублей неосвоенных денег, которые уже перешли на 2011 год, – это как раз остатки средств на строительство моста через р. Баргузин (56,5 млн рублей) и на строительство 25-километрового участка дороги «Улан-Удэ – Турунтаево – Курумкан» – 64–89 км (221,3 млн рублей). Получается, что в Бурятии не освоили почти половину из 562 млн рублей, присланных из Москвы в 2010 году на эту многотрудную дорогу. Сегодня из 25 км участка 64–89 км готово лишь 10 км.

Вместо моста пока три опоры

С мостом через реку Баргузин ситуация еще более печальная. Его должны были построить за три года – с 2009-го по 2011-й. Однако сегодня из 1 млрд рублей, а именно столько стоит строительство этого моста, за 2009 и 2010 годы освоено лишь 200 млн рублей. За это время сделаны всего две береговых и одна русловая опоры моста, закуплена небольшая часть металлоконструкций. Хотя по федеральной целевой программе (ФЦП) «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года» (ДВЗ) мост через р. Баргузин должен быть сдан уже в 2011 году!

Сергей Козлов пояснил депутатам Хурала причины того, что в 2010 году на строительстве моста строителями (генподрядчик – ОАО «Сибмост» из Новосибирска) не освоено 56,5 млн рублей.

– Это позднее подписание соглашения (10 июня 2010 года. – С.Б.) между правительством Бурятии и Федеральным дорожным агентством и, соответственно, позднее открытие финансирования (2 июля 2010 года. – С.Б.), – рассказал министр транспорта. – Затем была длительная процедура внесения изменений в проектно-сметную документацию и в заключение Госэкспертизы в связи с пересогласованием устройства буронабивных опор, устройства свайных опор моста из-за наличия сложных грунтов. Кроме того, мы были вынуждены проводить штамповые испытания промежуточных опор с целью определения несущей способности грунтов, что привело к изменению сроков разработки документации на устройство металлических конструкций пролетных строений моста и повлияло на увеличение сроков разработки детальных чертежей для изготовления (металлоконструкций. – С.Б.) на заводе «Улан-Удэстальмост».

Шило на мыло

У другого генерального подрядчика ОАО «Красавтодорстрой» (Красноярск), который строил участок 64–89 км автодороги «Улан-Удэ – Турунтаево – Курумкан», проблемы были те же. Финансирование работ Москва открыла поздно, у самого генподрядчика не было собственных средств. Это повлекло за собой то, что подрядчик просто не смог подготовиться к строительному сезону. Только осенью были поставлены асфальтобетонные заводы, несвоевременно были поставлены стройматериалы, подрядчик не смог привлечь достаточное количество производственных мощностей. И в завершение всего «Красавтодорстрой» сам инициировал процедуру банкротства, на предприятии было введено конкурсное наблюдение. Это было как гром среди ясного неба для заказчиков – чиновников Минтранса. Они надеялись, что такая солидная фирма, как ОАО «Красавтодорстрой», не будет доставлять им столько беспокойства, сколько это делал прежний генподрядчик – ООО «Корпорация «Согласие стройинвест».

Напомним, что московская фирма «Корпорация «Согласие Стройинвест» (КСС) появилась на дороге «Улан-Удэ – Турунтаево – Курумкан» в 2006 году сначала в качестве субподрядчика у «Балтийской строительной компании», а затем уже и обладателя генподряда на строительство дороги. Как говорит один из источников «Новой Бурятии» в правительстве республики, КСС – типичное детище нового Федерального закона 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», лишившего заказчиков защиты от фирм-«шаромыжников».

– Новый закон напрямую говорит о том, что мы не имеем права просить подтверждения квалификации участника конкурса, – говорит источник. – Раньше заказчик мог посмотреть кадры, наличие техники, мог потребовать отзывы предыдущих заказчиков. Но сейчас 94-ФЗ не дает такой возможности, и на стадии отбора участников их невозможно увидеть! А главные критерии отбора – это цена и сроки, которые предлагают потенциальные подрядчики. В итоге любой проходимец может уронить цену и выиграть аукцион, не имея ничего. У КСС, например, были стол, стул, ручка и 20 раюочих-армян! Но они на 30–40% роняют первоначальную цену подряда, на что не пойдет ни одна серьезная строительная фирма, и выигрывают конкурс. Затем набирают несколько субподрядчиков, выдают им аванс, а потом, когда подходит время окончательного расчета, просто тупо «кидают» их. То есть не расплачиваются за выполненные работы. Судиться с такими фирмами бесполезно. Если у них есть техника, то она в частных руках. Деньги, которые им перечисляют как подрядчику, выводятся сразу же, счета, как правило, пустые. Ну выиграешь ты у них суд. Ну будут потом исполнительные листы гулять по Москве. Взять-то с них все равно нечего. Эта схема отработана давно, и не здесь, в Бурятии!

В 2010 году, расторгнув, наконец, договор с КСС и заключив договоры с новыми генподрядчиками на строительстве дороги до Курумкана, правительство Бурятии вновь испытало глубокое разочарование.

– Сегодня совершенно очевидно, что изменить ситуацию можно лишь путем изменения федерального закона о размещении заказов и оказания услуг для государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, а не аукциона, как это происходит сейчас, – сказал в сердцах депутатам Сергей Козлов.

Агрессивный «Сибэнергострой»

Добавило разочарование Сергею Козлову и участие в проводимых его ведомством республиканских аукционах скандально известной фирмы ООО «Сибэнергострой».

– После проведения тендера (на строительство берегоукрепляющих и причальных сооружений на реке Турка в строящейся турзоне. – С.Б.) выяснилось, что у генподрядчика отсутствуют производственные мощности, соответствующие профилю выполняемых работ, не хватает квалифицированных инженерно-технических кадров и опыта строительства объектов подобного типа, имеет место большая текучесть кадров, отсутствуют собственные оборотные средства при низком качестве выполняемых работ. Только за 2010 год там произошла смена трех генеральных директоров, – сообщил министр.

Напомним, что при заключении Минтрансом Бурятии контракта с этой фирмой ее возглавлял экс-директор ресторана «Тысяча и одна ночь» Теймураз Чурукбая. А в конце года министерские чиновники обнаружили на посту главы этой фирмы Алексея Глазкова, бывшего директора МУП «Улан-Удэнская управляющая компания», обвиняемого по громкому в Бурятии «делу Турченюка» в хищениях в особо крупных размерах. Сегодня у компании «Сибэнергострой» проблемы не только с Минтрансом Бурятии. В конце прошлого года ряд заказчиков говорил о том, что эта агрессивная по части участия в аукционах на размещение заказов фирма не освоила бюджетные средства на целом ряде объектов, в частности на строительстве ипподрома в Улан-Удэ на сумму 177 млн рублей.

Дорога «Эльдорадо»

Федеральный центр тоже вносит свою лепту в хорошо организованный хаос в сфере размещения государственных и муниципальных заказов в Бурятии. Из-за позднего поступления средств (в июле, августе, сентябре) хронически срываются сроки введения в строй жизненно важных объектов и дорог. Принят «антикоррупционный» закон 94-ФЗ, лишивший заказчиков всякой защиты от «кидалова». Москва каждый год недодает Бурятии запланированные в федеральных программах суммы на развитие в регионах.

Например, на пресловутую дорогу Улан-Удэ – Турунтаево – Курумкан, давно ставшую полем для реализации сомнительных финансовых «схем», Москва каждый год «отстегивает» на 40–50% меньше средств, чем запланировано в ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года». Так, в 2009 году вместо записанного в программе одного миллиарда рублей на эту дорогу в Улан-Удэ пришло всего 600 миллионов рублей, а в 2010 году вместо того же одного миллиарда – 562 миллиона рублей. По последнему варианту ФЦП «ДВЗ» на 2011 год на строительство дороги и моста через р. Баргузин предусмотрено аж 1,2 миллиарда рублей. Сколько же на самом деле получит Минтранс Бурятии, пока не известно.

Тем временем общественность республики почти смирилась с тем, что эту дорогу будут строить вечно, и «детям своим передадут». С вводом в строй в 2011 году участка дороги 64–89 км к концу года на этой дороге появится сплошной участок новой дороги длиной почти в 120 километров – от 64-го до 182-го километра. Для того чтобы построить планируемый на этот год участок 182 – 215 км, необходимы 900 миллионов рублей. Исходя из того, что проектная стоимость строительства одного километра дороги Улан-Удэ – Турунтаево – Курумкан составляет в приблизительно 55 миллионов рублей (трехслойный асфальтобетон), следующие 200 километров до Курумкана обойдутся еще в 11 миллиардов рублей! И под конец не лишним будет напомнить, что с недавнего времени эта дорога официально носит название «Улан-Удэ – Турунтаево – Курумкан – Новый Уоян». Поистине неиссякаемый источник для реализации «схем».

Кол-во просмотров: 1459

Поделиться новостью:


Поделиться: