Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

Есть в истории русской сцены имена, обладающие особой притягательной силой и с благодарностью произносимые потомками. В ряду таких имен имя Веры Федоровны Комиссаржевской по праву занимает одно из первых мест. Замечательная актриса, она безраздельно отдала себя любимому делу- служению театра.

Жизнь родителей была для нее примером сознательного выбора своей судьбы. Их брак носил необычный характер. Весь Петербург говорил о том, как знаменитый тенор Мариинского театра Федор Комиссаржевский похитил дочь генерала Шульгина Марию Николаевну. В 1864 году у них родилась дочь Вера. Можно себе представить в какой театральной атмосфере росла девочка.

Вера с детства отличалась от сверстников свободомыслием, она везде и во всем искала правду. И странно было бы представить Комиссаржевскую не актрисой, просто невозможно. Ее ждала сцена Александринского театра, встреча с А.П. Чеховым, чьи идеи и художественные нормы стали для нее законом. «Никто так верно, так правдиво не понимал меня, как Вера Федоровна. Замечательная актриса»,-говорил Чехов. «Развернутое ветром знамя»,- сказал о ней Александр Блок.

Комиссаржевская мечтает о своем театре. Только в нем она может сказать верное и нужное слово современникам, быть независимой. С этой целью она вступает на тяжелый путь провинциальных гастролей. С глубокой симпатией относясь к революционерам, она пополняет фонд большевистской партийной кассы.1904 год полный примет близящейся революции, стал годом начала существования Драматического театра Комиссаржевской в Петербурге, в здании Пассажа.

Наступили годы Первой русской революции. Драматический театр Комиссаржевской все больше и больше испытывает материальные и творческие трудности. В 1909 году Комиссаржевская предпринимает гастрольную поездку по Сибири и Дальнему Востоку. Мелькают города, уточняются маршруты. Ее искусство восторженно принимают во всех сибирских городах. Не миновала Комиссаржевская и Верхнеудинск, ныне Улан-Удэ- затерявшийся в песках, заброшенный в тайге, маленький городок.

Дореволюционный Верхнеудинск не был избалован заезжими гастролерами, а если и приезжали, то это были чаще всего халтурщики. И только начиная с 1881 года, в городе становятся популярными любительские театральные постановки, ведь в городе не было своего профессионального театра, а гастрольная жизнь была очень скудна.

К моменту приезда Комиссаржевской в Верхнеудинском любительском театре царствовало затишье. Многие из его артистов за участие в революционном движении были арестованы. В репертуаре царил хаос: увлечение пустыми развлекательными пьесками, бульварной драматургией.

Застой в культурной жизни города объяснялся еще и тем, что здание общественного госсобрания (где имелась сцена), долгие годы стояло полуразрушенным. Жизнь в городе течет скучно, однообразно, лениво. И вдруг, словно огонек среди тьмы, известие о приезде труппы знаменитой русской актрисы В.Ф. Комиссаржевской. В марте 1909 года и произошло интереснейшее событие в жизни города.

Обычно каждый сезон театр Комиссаржевской заканчивался убытками, выездные концерты позволяли покрыть долги и обеспечить предстоящий сезон. На этот раз все было по-другому. В письме к брату в 1908 году она писала: «Смотреть на поездку будущего сезона как на неизбежное в материальном отношении, я не хочу и могу. В провинцию я ездила всегда лишь с желанием набрать денег для моих художественных целей. Но вот родилось желание показать самое дорогое – работу последних лет, работу театра. Ни одна деталь не должна быть упущена. Когда мы ставили в Петербурге, мы искали. Везем же в провинцию лишь то, что закончено, завершено».

Многим примечательно это письмо. Фактически Комиссаржевская отправлялась в поездку с отчетом. Поэтому она в свой сибирский репертуар включает «Бой бабочек» и «Родину», «Нору», «Дикарку» и «Бесприданницу» Островского. Это были все спектакли, в которых зрители воспринимают Комиссаржевскую предвестницей грядущего обновления жизни. И не зря современники прозвали ее «Буревестником русской сцены». «Буревестник» торопился объехать всю Россию.

Как же встретил Верхнеудинск знаменитую актрису? Биограф творчества Комиссаржевской Е. Носова писала: «В Верхнеудинске на спектакле, происходившем в каком-то сколоченном из досок театре, все дрожали от холода, за кулисами все сидели в шубах. Решили второй спектакль из-за холода отменить. Когда администратор объявил об этом и предложил вернуть деньги, в зале поднялся неописуемый шум, крики, в которых ничего разобрать было невозможно».

Комиссаржевская в этот вечер играла Ларису в «Бесприданнице». А сколоченным театром, по все видимости, и было здание общественного собрания. В антракте администратор пообещал назавтра найти подходящее помещение. Веру Федоровну тронули бурные выражения чувств зрителей, и она согласилась. На другой день «Бесприданница» была повторена. «Было даже жарко, светло, удобно и актеры играли с особенным подъемом». Артист театра Комиссаржевской Владимир Подгорный писал о представлении в Верхнеудинске: «Вера Федоровна почувствовала эту любовь зрителей, она играла «Бесприданницу» с огромным подъемом и все были захвачены этим страстным непередаваемым голосом».

Второй спектакль состоялся в местном клубе любителей драматического искусства- им служило помещение на втором этаже дома купца Рубинштейна, арендованное и приспособленное для постановки спектаклей. В числе тех, кому посчастливилось побывать на спектаклях Комиссаржевской, были Михаил Владимирович Танский-врач, Екатерина Танская-учительница, актриса любительского театра. Танская так вспоминала о приезде Комиссаржевской: «Поклонницей таланта Комиссаржевской я стала еще в Петербурге, когда училась на Бестужевских курсах. Возможность вновь встретиться с искусством актрисы в своем городе обрадовало меня очень. В восторге были все мои близкие, знакомые и друзья. Я имела удовольствие пройти за кулисы и вместе с мужем поприветствовать Веру Федоровну».

Исполнение роли Ларисы Комиссаржевской ранило и потрясало зрителей. Пусть актриса выступала в Верхнеудинске только в двух спектаклях с показом одного из самых своих совершенных, замечательных работ – это уже было много. Образ Ларисы Огудаловой по праву считается таким же масштабным в творчестве Комиссаржевской, как и другие ее героини: Нина Заречная в чеховской «Чайке», Нора, Варвара в «Дачниках» и Лиза в «Детях Солнца» Горького.

Сравнительно более повезло читинцам. Там Комиссаржевская показала четыре спектакля. Для широкой демократической публики Верхнеудинска, Иркутска и Читы приезд Комиссаржевской в эпоху безвременья был событием огромной важности. Выступая во многих городах, актриса обещала восторженно принявшим ее сибирякам, вскоре приехать вновь. Но планам не суждено было осуществиться. Через несколько месяцев во время своей поездки по городам Средней Азии, она скончалась в Ташкенте от черной оспы. Чудный огонек большой творческой жизни погас.

Признанный мастер русского театра, выдающееся явление в русском актерском искусстве, человек, связанный в революционный период с большевиками Л.Б. Красиным и А.М. Коллонтай, Вера Федоровна для жителей Забайкалья была ярким лучом света, предвестником новой жизни.