Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

Еще один из сегментов туристской отрасли – производство и реализация сувенирной продукции. Само слово «сувенир» в переводе с французского языка означает «воспоминание, память». Об этом не раз сказали на «круглом столе»-выставке «Бурятский сувенир XXI века и реклама» 19 апреля в Художественном музее им. Ц. Сампилова. Однако из прошедшей дискуссии стало ясно, что производство и продажа сувениров испытывают массу проблем, и наша республика не может порадовать своих гостей большим количеством «воспоминаний».

Проблем, с которыми сталкиваются продавцы и производители сувениров, действительно, накопилось много. В советские времена в нашем городе была фабрика сувениров, а значит их массовое производство, но сегодня сувенирную продукцию изготовляю как индивидуальные предприятия, так и отдельные мастера-любители. Небольшой по продолжительности туристский сезон ограничивается еще и немногочисленными местами продажи сувениров.

Итогом бессистемности производства и сбыта местной сувенирной продукции становится обилие китайских, монгольских и даже иркутских сувениров, конкурировать с которыми у нашей продукции не получается еще и в цене. К тому же весомой проблемой в сувенирной отрасли остается как четкое отсутствие классификации, так и оригинальных идей. И в полном смысле слова «брендовых» сувениров в республике практически нет.

– В Бурятии должны создаваться свои, особые сувениры, отличающиеся от любых, производимых за ее пределами, – сообщила заведующая сектором изобразительного и декоративно-прикладного искусства РЦНТ Саржана Эрдынеева. – В нашей стране есть знаменитая живопись – гжель и палех. Чем плоха в этом отношении, к примеру, старобурятская живопись? Любые местные, национальные традиции могут стать основой для сувенира.

Пока же в качестве узнаваемых «вещей из Бурятии» можно считать лишь бальзам «Бурятия» и кедровое масло. Оригинальным подходом отличились еще и ремесленники, супруги Павловы, которые за основу изготовления бурятской куклы взяли коровий рог. Это изобретение уже запатентовано, а в прошлом году стало лауреатом конкурса «Лучшие товары России».

Но умельцев и идей в сувенирной отрасли немало, и это в очередной раз доказала открывшаяся выставка. Множество совершенно разных сувениров было представлено на ней: от резных деревянных фигурок и берестяных изделий до эксклюзивных кукол и часов, от футболок и брелоков до гобеленов. Количество «золотых рук», возможно, и обеспечило бы нашу республику необходимым количеством оригинальных сувениров, но материальные проблемы их производства и реализации перевешивают.

– Идей очень много, наша республика ими изобилует, но все упирается в проблему производства, – сказала директор сувенирного магазина «Очир» Татьяна Дандарова. – Все затраты, начиная от материала до содержания мастерской, очень высоки, соответственно и высокая стоимость товара не может конкурировать с массовыми китайскими и монгольскими сувенирными продуктами. Очень ограничен сам туристский сезон, а найти хорошее место в центре города или возле культурных памятников могут далеко не все производители.

Получается, что даже на три коротких летних месяца бурятские сувениры не выдерживают конкуренцию. Нет и какой-либо ассоциации мастеров-ремесленников Бурятии, мастера ограничены в реализации продукции. Даже места на «улице мастеров», в которую превращается ул. Ленина каждое лето, занять удается далеко не всем: они участвуют в ежегодных торгах. А пока сувенирные проблемы остаются нерешенными, гости Бурятии тоже остаются в проигрыше, приобретая «память» не местного производства.