Истерика вокруг бензинового дефицита

В Бурятии начинается бензиновый кризис. Дефицит бензина уже ощутили на нескольких АЗС.
Общество |

В Бурятии начинается бензиновый кризис. Дефицит бензина уже ощутили на нескольких АЗС.

По словам представителей автозаправочных станций, топливо им перестали отпускать в конце прошлой недели, сообщает «БайкаDaily».

– Нефтепродукты не отпускают. На первой заправке у нас бензин марки АИ-92 уже закрыт, а 95-го нет уже ни на одной заправке, – сообщили на АЗС «АДИС-II».

Единственным объяснением поставщиков нефтепродуктов называется «отсутствие топлива». Более конкретные причины поставщики называть отказываются.

– У нас бензин уже заканчивается, его почти нету, – сообщили в ООО «Витлас».

Мелкие предприятия высказывают опасения, что ситуация становится угрожающей, и в ближайшее время Бурятия может столкнуться с бензиновым кризисом.

ФАС взяла под контроль ситуацию на АЗС в 20 регионах России. Больше всего нехватка бензина ощущается в центральных регионах России. Очередь дошла и до Хакассии.

Напомним, все началось с того, что в Алтайском крае была ограничена продажа на дочерних компаниях двух крупнейших региональных операторов «Роснефть» «Газпромнефть» – 20 литров в одни руки и только владельцам дисконтных карт. Независимые операторы и вовсе закрылись. ФАС нашла в их действиях признаки картельного сговора и начала расследование. В результате обе компании увеличили поставки в Алтайский край. Юрий Матвейко, глава Алтайского топливного союза, обвинил в кризисе отказом главных оптовых поставщиков — «Роснефти» и «Газпром нефти» — отгружать топливо частным операторам. «Роснефть» и «Газпром нефти» отвергли обвинения в ограничении поставок ГСМ для независимых нефтетрейдеров.

Кризис начал продвигаться дальше на запад. Теперь нехватку топлива ощутили в Томской области, где о перебоях в поставках заговорили независимые нефтетрейдеры. Но крупные не испытывали никаких беспокойств.

Проблемы с поставками топлива на АЗС отметили в Красноярске: генеральный директор сети заправок «Сангилен плюс» (пять АЗС) Роман Гольдман, рассказал, что с дефицитом бензина столкнулись все красноярские заправщики, «необходимых объемов нет ни у кого в городе». Комментировать причины перебоев с топливом он отказался.

Есть проблемы и с поставкой топлива в Нижегородской области у мелких поставщиков. По данным нижегородских владельцев небольших сетей АЗС (по две-три заправки в муниципалитетах), Кстовский НПЗ («ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез») и Рязанский НПЗ (ТНК-ВР) на минувшей неделе несколько раз прекращали отпускать топливо — как напрямую альтернативным операторам, так и через посредников, пишет «Коммерсант».

Ситуация в Воронеже аналогична: независимые АЗС закрываются, на заправках нефтяных компаний очереди, говорит вице-президент Воронежской топливной ассоциации Павел Паринов. Жители начинают лихорадочно скупать бензин.

– В Новосибирске ситуация более драматична, — говорит владелец сети АЗС Новосибирска «Беркут» (пять заправок) Михаил Сенчук. — Запасов топлива хватит максимум до конца недели.

Дефицит бензина наблюдается и в Белгородской области. Водители вынуждены ехать в другие регионы, чтобы заправиться. На местных АЗС нет бензина самых ходовых марок, Аи-92 и Аи-95. Бензоколонки, принадлежащие «Роснефти», отпускают топливо только по топливным картам, а на частные заправки выстраиваются огромные очереди.

Руководитель Забайкальского УФАС России Евгений Минашкин в беседе с корреспондентом ИА «Забмедиа.Ру» сообщил, что в крае не предвидится дефицита бензина. Но там подскочили цены на бензин.

В Якутии крупнейший региональный оператор «Саханефтегазсбыт» ограничил продажу АИ-95 в связи с его дефицитом.

Ситуация осложняется тем, что в Центральном федеральном округе четыре нефтеперерабатывающих завода встали на профилактические работы, а в Сибирском федеральном округе ремонты предстоят в мае.

ФАС во всем обвиняет оптовых поставщиков «Роснефть» и «Газпромнефть» в сговоре и проводят каждодневный мониторинг ситуации на рынке. В свою очередь операторы обвиняют власти в принудительном снижении цен на бензин.

Нефтяники не виноваты в топливном дефиците, уверяют их представители. Причины в нежелании независимых игроков пользоваться рыночным инструментом торгов — биржей, говорит представитель «Роснефти», и в проводимых плановых ремонтах на НПЗ.

Глава крупнейшей российской частной нефтяной компании ЛУКОЙЛ Вагит Алекперов заявил 27 апреля, что цены на бензин в России могут вырасти на 5–7%, поскольку нынешняя цена не отражает затрат, которые несут производители топлива, пишет газета «Коммерсант». В сложившихся рыночных условиях компаниям выгоднее экспортировать топливо, чем продавать на внутреннем рынке, и оно «вымывается» с внутреннего рынка. Эксперты считают, что, в частности, независимые игроки встанут перед выбором — повышать цены на топливо, либо сворачивать бизнес.

Статистика Росстата за прошлую неделю демонстрирует рост цен на бензин по стране на 0,8%, и лишь к майским праздникам будет известно, что происходило на топливном рынке в эту неделю. Но сигналы о том, что февральские указания Владимира Путина снижать цены на автобензин значительная часть АЗС уже не принимает во внимание, есть из значительной части регионов. Топливный ажиотаж уже начался. По данным ИАЦ «Кортес», на торгах в среду биржевые цены на бензин А-92 взлетели до 34 тыс. руб. за тонну. То есть закупочная цена составила 26 руб. за литр. Сюда следует прибавить транспортные (2 руб. на литр) и накладные (3 руб. на литр) расходы, а также прибыль оператора. Если сегодня «отпустить» цены, то, по оценке «Кортеса», они уйдут далеко за 30 руб. за литр.

Чтобы насытить внутренний российский рынок бензинов, Минэнерго РФ и российские нефтяные компании приняли решение в мае прекратить экспорт нефтепродуктов.

Решение было принято накануне на совещании с нефтяными компаниями России, в том числе, «Роснефтью» и «Газпромнефтью», сообщил сегодня на селекторном совещании с субъектами РФ замминистра энергетики Сергей Кудряшов. По его словам, цель — «чтобы на экспорт вообще ничего не уходило». «Считаю, что в мае надо полностью закрыть текущие потребности», — подчеркнул Кудряшов. При этом он напомнил, что, в частности, в прошлом году Россия экспортировала всего 3 миллиона тонн, передает «Вести.ru».

По данным на 25 апреля, которые предоставил Бурятстат, бензин марки АИ-80 стоит 22 руб. 70 коп. Пользующиеся спросом АИ-92 и АИ-95 стоили 25 руб.13 коп. и 26 руб. 85 коп. соответственно. Дизельное топливо стоил 24 руб. 55 коп. По сравнению с той же Иркутской областью, у нас бензин стоит немного дешевле. Так, АИ-92 – 25 руб. 50 коп. АИ-95 стоил 27 руб. 90 коп; АИ-80 – 23 руб. 60 коп. дизельное топливо продается по цене 25 руб. 40 коп.

Кол-во просмотров: 1238

Поделиться новостью:


Поделиться: