Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

С ежегодного послания президента началась апрельская сессия Народного Хурала. Традиционно обращение главы региона к народу закладывает основу для формирования бюджета следующего года и дальнейшей деятельности правительства и местной власти. Сам Вячеслав Наговицын предпочел «остановиться на задачах и путях их достижения, и лишь вкратце затронул итоги работы».

Задачи, как и в предыдущие годы, перед республикой ставятся серьезные, но вот пути их решения в послании нечеткие. Будущность республики предстает инновационной, интегрированной и промышленной. Ее населят высококвалифицированные специалисты, для которых доступны модернизированное здравоохранение, школа с новыми стандартами и высшее образование в Восточно-Сибирском научно-образовательном инновационном комплексе, а также культура и спорт.

Однако все по порядку. Первое послание было озвучено президентом в 2008 году, когда Вячеслав Наговицын находился на посту президента менее года. Свежим глазом оценил он тогда ситуацию и наметил план развития республики до 2011 года. Теперь уже можно оценить, что же из сказанного президентом тогда было реализовано, а что так и осталось в планах, вновь озвученных сейчас.

2008 год

2011 год

Комментарии

Экономика

Объем отгруженной с предприятий республики продукции вырос в 2007 г. на 10%. За 4 месяца 2008 г. рост составил почти 30% (по сравн. с 2007 г.). По росту производства в обрабатывающей промышленности РБ впервые заняла 2-е место в СФО. Для достижения среднероссийских показателей ВРП в Бурятии за 3 года должен вырасти до 190 млрд рублей в год. Объем инвестиций в 2009 году должен составить около 30 млрд рублей.

За 3 года объем ВРП вырос на 35,4% и составил 145,5 млрд рублей. В результате, по индексу промпроизводства в 2010 г. республика вышла на 1-е место в СФО и 5-е – по РФ. Объем инвестиций за 3 года вырос на 55,9% и составил более 30 млрд рублей. Денежные доходы населения за 3 года выросли на 58,4%, средняя зарплата – на 55,3%.

До намеченного ВРП в размере 190 млрд рублей Бурятии не хватило 35,5 млрд рублей. Безусловно, на показатель повлиял экономический кризис. Но, учитывая то, что Бурятии «падать» было некуда, можно говорить и о нерасторопности властей в оказании господдержки.

Малый бизнес

Число работающих в малом бизнесе к 2011 году должно увеличиться с 34 тыс. до 42 тыс. чел. Доля продукции, произведенной МП в объеме ВРП, должна возрасти с 5,9 до 8%. Для достижения этих целей необходимо создавать инфраструктуру – открывать центры поддержки предпринимательства, научиться оказывать эффективную госпомощь развивающемуся и стартующему бизнесу. Сумма средств, выделяемая из республ. и федерал. бюджетов, должна ежегодно возрастать и к 2011 составить не менее 220 млн рублей.

Необходимо при каждом крупном предприятии создать промышленные кластеры, другими словами – сеть из организаций малого бизнеса, занимающихся обслуживанием, производством запчастей, научными исследованиями и т.д. Для среднего и малого бизнеса нужно сделать более открытой, прозрачной и простой процедуру выделения микрозаймов и различных форм господдержки.
Новый Минпром должен защитить предприятия от давления контролирующих, силовых структур и рейдерства.

В отличие от 2008 г., президент не стал оперировать цифрами, тем более что 2011 г. в связи с новой системой уплаты соцналога стал для малого бизнеса убийственным. Зато стало понятно, что власти прислушались, наконец, к бизнесу крупному и заговорили о создании корпораций. Кроме того, в структуре правительства восстановят Минпром, ликвидированный Наговицыным в 2007 г. Не обошлось без влияния крупных предприятий, именно им необходим механизм лоббирования.

Кадровая политика

Несмотря на высокий уровень безработицы, дефицит квалифицированных кадров тормозит экономику. Остро стоит вопрос, как решить проблему «утечки мозгов» из республики. Около 95% выпускников не хотят учиться в наших вузах и уезжают в Санкт-Петербург, Москву, Новосибирск, Иркутск. Как показывает практика, лишь немногие из них хотят вернуться назад в Бурятию».

На 2012 – 2014 гг. правительство и СПП совместно должны разработать программу развития профобразования. Эта программа обязана соответствовать стратегии инновационного пути развития и стимулировать взаимодействие науки, вузов, ссузов, училищ и компаний на обеспечение экономики республики специалистами необходимых квалификаций и необходимого качества.

Безработицу и дефицит кадров наконец-то увязали в единое целое. С подачи СПП учебные заведения, может быть, начнут готовить конкурентоспособные кадры, а предприятия смогут предоставить молодым специалистам соответствующие условия. Правительство выступит как модератор реализации схемы. Как ни странно, не было сказано о возврате выпускников, которые продолжат.

Полезные ископаемые

В сфере добычи полезных ископаемых нужно привести работу недропользователей в четкое соответствие с условиями лицензионных соглашений. В I кв. 2009 г. необходимо завершить строительство I очереди Озерного ГОКа и начать добычу полиметаллов, не позднее II кв. 2010 г. выйти на проектную мощность по добыче 1 млн т руды в год. В 2011 г. СУЭК должен приступить к разработке Никольского месторождения угля.

В 2009-2011 гг. ОАО «Атомредметзолото» необходимо выйти на расчетные мощности по добыче на базе Хиагдинского уранового месторождения и Ермаковского месторождения бериллия. На юге республики, в Закаменском районе, необходимо освоить месторождения вольфрама и молибдена.

В 2010 году 1/5 часть от общего количества инвестиций, или 5,6 млрд рублей, было вложено в разработку и освоение месторождений. Работы велись на объектах ОАО «Хиагда», ОАО «Разрез Тугнуйский», Окино-Ключевском, Озерном и Коневинском месторождениях.
Задачей правительства и недропользователей на плановый период будет строительство предприятий по переработке ископаемых: сернокислотного завода на Хиагде, ГОКа на Озерном месторождении, комбината по добыче вольфрама на Холтосонском и Инкурском месторождениях. Необходимо проработать вопрос реализации российско-казахстанского проекта по строительству ГОКа по производству концентрата бериллия на базе Ермаковского месторождения.
За счет освоения Окино-Ключевского, Хиагдинского уранового, Озерного и Назаровского месторождений до 2013 г. прогнозируется увеличение численности занятых в сфере добычи полезных ископаемых на 25%.

Здесь и без подробных объяснений ясно, что добыча полезных ископаемых целиком и полностью зависит от недропользователей, их планов и возможностей. А также мнения экологов. Так, под вопросом остаются молибденовые месторождения в Баунтовском и Тарбагатайском районах, Назаровское золотосульфидное месторождение в Еравнинском районе, Ошурковское месторождение апатитов. Неясна и ситуация с добычей нефрита, аукцион по участкам добычи которого прошел с феноменальным результатом в 56 млрд рублей (которые вряд ли поступят в бюджет).

Лесная отрасль

Точкой роста для предприятий ЛПК республики должен стать 2009 г. Республике необходимо реализовать крупные инвестпроекты, которые позволят сохранить потенциал. Речь идет о модернизации Селенгинского ЦКК, расширении производства БЛК, создании производства по переработке древесины «Байкал-Нордик», строительство перерабатывающего комплекса в Таксимо. Суммарный размер инвестиций составит свыше 5 млрд рублей. Правительству РБ необходимо за счет средств Инвестфонда выделить 2 млрд рублей на строительство лесовозных дорог, тем самым довести доступную расчетную лесосеку с 3 млн до 6,5 млн куб. м.

Правительству необходимо ускорить разработку и принятие программы развития ЛПК. Каждый инвестор должен знать о том, где будут строиться лесовозные дороги, где осуществляться рубка, где производство, как будет происходить лесовосстановление. Правительству совместно с НХ РБ надо решить вопрос строительства дорог, за счет чего увеличить доступную расчетную лесосеку на 2,5 млн куб. м леса. Необходимо разработать мероприятия по созданию лесосеменного центра для выращивания рассады. Перманентные реформы лесного законодательства, смена полномочийи ответственности существенно истощили ресурс госорганов, отвечающих за лес.

Лесовозные дороги, которые должны были помочь лесозаготовителям, пока так и остаются несбыточной мечтой. Лесной план Бурятии, некогда ставший самым лучшим в СФО, то ли не нравится руководству республики, то ли так и остается пока планом. Приятный момент в том, что вспомнили о воспроизводстве лесов, но здесь усилия республиканских властей могут споткнуться об изменения федерального законодательства, особенно после прошлогодних лесных пожаров в центральной части России.

Сельское хозяйство

Объем с/х продукции к 2011 г. должен увеличиться до 3 млрд рублей, производительность труда – на 36,4%, рентабельность – на 5%.Основой для развития АПК должна стать организация крупных высокотехнологичных агропромышленных вертикально-интегрированных холдингов. При этом бюджетные средства надо выделять не на покрытие убытков, а на развитие, они должны носить целевой характер и выделяться под конкретные бизнес-проекты, направленные на увеличение выпуска и реализации сельхозпродукции, импортозамещение.

Нужно честно признать, что сельское хозяйство находится в глубочайшем кризисе. СПоКи не смогли заменить колхозы и уж тем более не могут составить конкуренции вертикально интегрированным холдингам, имеющим в обороте свою землю как источник залога.
Предыдущие 3 года были посвящены жарким спорам и выработке общей концепции развития с/х. Республика способна обеспечить себя основными продуктами питания. Произвести продукты дешевые, с хорошим качеством и в необходимом количестве можно только на крупных вертикально интегрированных комплексах. Для их создания необходимы крупные массивы пахотной земли для применения высокопроизводитель-ной техники. А для переработки нужны современные высокопроизводите-льные технологии.

Вертикально интегрированные холдинги для Наговицына как камлание шамана. Но сколько ни говори «халва», во рту слаще не станет. И даже первый камень, заложенный в свинокомплекс «Восточно-сибирский» группы САГ, уверенности в светлое будущее не добавляют. Может быть, потому, что уже существующий вертикальный и интегрированный свинокомплекс «Николаевский» периодически становится предметом нападок со стороны контролирующих органов. Или потому, что местным предприятиям вход в «вертикально интегрированные», поддерживаемые властью холдинги заказан?

Туризм

В 2009 г. задача правительства в сфере туризма заключается в том, чтобы завершить разработку схемы территориального планирования всего побережья Байкала и сформировать общую концепцию развития туризма, максимально используя общую инфраструктуру: дорогу вдоль Байкала, ЛЭП-220, мусоросортировочные и мусороперерабат. заводы, местные аэропорты и водные порты. Основная задача должна состоять в том, чтобы количество туристических посещений оправдало бюджетные затраты, вложенные в развитие инфраструктуры. К 2011 г. количество турист. прибытий должно составить 642 тыс. человек. В результате будет создано 4590 дополнительных рабочих мест, а объем платных услуг от туризма за 2009-2011 гг. составит 6,5 млрд рублей.

Не проведена работа по инвентаризации турбаз и домов отдыха. Между тем часть этих баз находится в жутком состоянии и фактически загрязняет берег Байкала. Минимуществу РБ совместно с главами муниципалитетов необходимо определить бесхозяйные участки и строения и забрать в муниципальную собственность.
В ближайшие 3 года в ОЭЗ «Байкальская гавань» необходимо завершить инфраструктурные работы на участках «Турка», «Горячинск» и перейти к работам на «Горе Бычья». А резиденты должны открыть двери новых комфортабельных отелей к 1 января 2014 г.

Туристическая отрасль досталась Наговицыну в довольно упорядоченном состоянии. По крайней мере, было ясно куда двигаться – Леонид Потапов сумел подготовить максимум документов по турзоне. Сегодня с помощью федеральных средств «Байкальская гавань» принимает свои очертания. И в перспективе видится фешенебельным курортом, окруженным базами еще советского периода. Немудрено, что Наговицын настаивает на приведении в порядок берега Байкала – ведь турзона станет его единственным реализованным проектом. И это «лицо Бурятии и президента» необходимо привести в порядок и если уж с «ручками-ножками» (промышленностью и малым бизнесом) не получается, то хоть порадоваться, что «невеста вышла лицом чиста и пригожа».

Здравоохранение

В здравоохранении необходимо ликвидировать очереди, принципиально изменить подход к лечению: вместо того, чтобы бороться с последствиями, врачи должны научиться профилактировать. Профилактика заболеваний должна стать важнейшим элементом в работе.

Здравоохранение РБ в ближайшие годы должно перейти на новый этап модернизации. Перед правительством стоит задача создать новую структуру управления, сделать общие врачебные практики основой всей вертикали. Для этого потребуется провести капитальный ремонт существующих зданий ФАПов, оснастить их до уровня ОВП современным оборудованием, автотранспортом и перевести их в общеврачебные практики. Участковые больницы реорганизовать в групповые общеврачебные практики. В каждом районе создать самостоятельно работающие консультативно-диагностические центры. Они должны иметь устойчивую видеосвязь с Республ. больницей для дистанционного консультирования больных.

Очевидно, что власти Бурятии всерьез озадачились здоровьем населения. Если раньше президент говорил о том, что необходимо «понудить население к профилактике», то сегодня речь идет о колоссальном строительстве. Вот только на фоне постоянных очередей и некачественного медсопровождения планы эти напоминают Нью-Васюки. Хотя доступная медицина, профилактика и качественная врачебная помощь – это даже не мечты, а достойное социальное обеспечение населения.

Спорт

К 2011 г. нужно завершить программу строительства спортсооружений. Охват молодежи спортивными занятиями должен составить не менее 15%. На реализацию программы «Строительство объектов физической культуры, спорта и спортивно-оздоровительного туризма в РБ» из всех уровней бюджетов будет израсходовано около 3 млрд рублей.

В 2012-2014 гг. правительству нужно усилить работу по развитию клубных команд по игровым видам спорта. В каждом вузе необходимо построить по бассейну, в каждой школе – по футбольному полю и беговой дорожке, в каждом парке – по площадке для занятий физкультурой на свежем воздухе, в каждом квартале – по спортивному придворовому центру.
Новым видом спорта, не имеющим даже спортивной базы, для Бурятии является шорт-трек. Для его развития необходимо построить ледовый дворец и 12 крытых катков в районах республики.

Спортивная будущность Бурятии, как и здоровье, приобрела больше деталей. Теперь обозначено, чем предпочтительнее заниматься жителям Бурятии не только здоровья ради, но и для прославления республики. Иного смысла в развитии шорт-трека, а также таких олимпийских видов спорта, как вольная борьба и стрельба из лука, легкая атлетика, бокс, пулевая стрельба и дзюдо, найти сложно. Хотя конечно, оздоровление населения – тоже самоцель.