Операция «Сити-менеджер»

19 мая на внеочередной сессии Улан-Удэнского городского Совета депутатов при отсутствии прессы и представителей общественности «тайным» голосованием народных избранников завершилась многоходовая операция городских властей, целью которой было отменить прямые всенародные выборы мэра столицы Бурятии и оставить у «кормила» нынешних представителей «партии власти».
Политика |

19 мая на внеочередной сессии Улан-Удэнского городского Совета депутатов при отсутствии прессы и представителей общественности «тайным» голосованием народных избранников завершилась многоходовая операция городских властей, целью которой было отменить прямые всенародные выборы мэра столицы Бурятии и оставить у «кормила» нынешних представителей «партии власти».

Зачем нужен новый Устав города

Немного истории. Основная причина отмены прямых выборов мэра Улан-Удэ и введения поста назначаемого «сити-менеджера» – это повсеместное снижение популярности «Единой России» и желание представителей «партии власти», получив власть сегодня, оставить ее за собой на завтра. В Улан-Удэ слабость «ЕдРо» особенно ярко проявилась на последних выборах мэра и депутатов горсовета.

Напомним, что раскрученный кандидат от «Единой России» Геннадий Айдаев, на которого работал весь местный «административный ресурс», чуть не проиграл на выборах мэра в декабре 2007 года «залетному» кандидату Александру Толстоухову. Причем, коммуниста Толстоухова тогда отказались поддерживать в Бурятском отделении КПРФ. Несмотря на это, Толстоухов и Айдаев набрали примерно равное количество голосов избирателей (в районе 40%), а потом столицу Бурятии еще целый год лихорадило из-за судебных исков бывших кандидатов в мэры, предоставивших в суд доказательства многочисленных злоупотреблений и, возможно, прямой фальсификации итогов выборов мэра в пользу Геннадия Айдаева. Суды Айдаев выиграл тоже «с грехом пополам», больше потеряв в этой истории авторитет, чем его укрепив.

Через год с небольшим после выборов мэра, в марте 2009 года, «Единая Россия» потерпела фиаско на выборах депутатов Улан-Удэнского городского Совета по партийному списку. Из 13 мест депутатов-«списочников» в городском Совдепе «Единой России» достались всего пять мест, или 38,4%. Тем не менее, пополнившись за счет «одномандатников» и составив большинство в Улан-Удэнском Совдепе (16 депутатов из 26), партия власти сразу же начала кампанию по изменению Устава города Улан-Удэ с целью изменить механизм перехода власти в городе в свою пользу и исключить влияние на этот механизм прямого волеизъявления горожан.

«Защита от дурака»

По проекту изменений в Устав города, предложенному депутатами от «Единой России», предлагалось исключить из статьи 8 Устава положение о проведении «муниципальных выборов мэра города на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет». По мнению представителей ЕР, мэра следует избирать не самим горожанам на всенародных выборах, а депутатам городского Совета из своего состава. По этим поправкам, полномочия так называемого «мэра» ограничиваются исполнением функций председателя городского Совета депутатов, а также заключением контракта с наемным «руководителем администрации города», или «сити-менеджером». Таким образом, «Единая Россия» намеревалась «застолбить» за собой монополию на власть в городе и после 2012 года, когда заканчиваются полномочия нынешнего мэра Геннадия Айдаева.

Сам Айдаев на одной из пресс-конференций красноречиво заметил, что, отменив всенародные выборы, власти хотят поставить «защиту от дурака» в лице «несознательного» избирателя и преградить дорогу «обещалкиным», которые приходят к власти, когда горожане сами выбирают себе мэра.

Дошло до драк с полицией

Первый шаг в этом направлении «Единая Россия» сделала в январе 2010 года. На сессии городского Совдепа депутаты назначили на предстоящее лето дату «публичных» слушаний по проекту нового Устава города. Слушания единороссы хотели провести «по-тихому» в период летних отпусков в начале августа и уже в конце того же месяца планировалось принять и сам новый Устав.

Как и ожидалось «публичные слушания» были проведены в небольшом по вместимости малом зале заседаний администрации Улан-Удэ, куда смогли попасть только заранее согласованные с властью представители общественности и журналисты тех СМИ, с которыми Улан-Удэнский городской Совет депутатов заключил договоры об «информационном обслуживании».

Тем не менее, для того, чтобы принять новый Устав города, отменяющий прямые выборы мэра, потребовался еще почти год. В прошлом году, после публичных слушаний и последовавших за ними массовых акций протеста горожан, «отцы города» так и не решились поставить этот скандальный вопрос в повестку сессий горсовета.

Первая же попытка отменить выборы мэра в этом году также закончилась неудачей. 31 марта 2011 года на 31-й сессии горсовета единороссам не удалось обеспечить явку полную явку членов своей фракции, составляющей 16 человек, и тех представителей оппозиции, которые обещали проголосовать «за». Дело в том, что для принятия изменений в Устав города необходимо, чтобы за это проголосовало две трети состава городского Совдепа, то есть 18 депутатов, и здесь сил одной фракции ЕР недостаточно. Поскольку позиция коммунистов по этому вопросу остается неизменной, «партии власти» были нужны еще два-три голоса депутатов, представляющих «независимых», «Справедливую Россию» и ЛДПР.

За окнами зала заседаний сессии в это время проходил немногочисленный, но шумный пикет оппозиции. Гражданские активисты из Коалиции за свободные выборы (КоЗаСВ) в знак протеста приковали себя наручниками к дверям мэрии и мешали проходу в здание мэрии участников заседания. На фоне протестного флеш-моба и последовавших за ним драк оппозиции с полицией вопрос был снят с повестки дня сессии. Ожидалось, что очередная попытка «продавить вопрос» состоится на следующей очередной 32-й сессии горсовета, которая должна была состояться 26 мая.

Тайная сессия

Однако обещания оппозиции устроить 26 мая серию протестных акций с применением не менее жестких, чем в прошлый раз действий, деятели городского ЕР провели свою «партизанскую» операцию. Инициаторами реформы власти было решено провести свои непопулярные в народе поправки в Устав не на очередной сессии, в условиях психологического давления прессы и физической осады активистами оппозиции мэрии, а на неделю раньше – 19 мая на срочной внеочередной сессии. «Без шума и пыли», так сказать.

Операция «Сити-менеджер» началась ровно в 10.00 19 мая и прошла с космической скоростью. За 20 минут произошли следующие события. Во-первых, анонсированное ранее «совместное заседание комитетов горсовета» успело перейти в режим сессии горсовета (такая возможность предусмотрена Регламентом работы Улан-Удэнского Совдепа). Во-вторых, уже на сессии депутаты успели проголосовать за внесение в Народный Хурал двух законодательных инициатив городских депутатов – по изменению российского «Технического регламента на молоко и молочную продукцию» и бурятского закона «О статусе столицы Республики Бурятия». И, в-третьих, в течение двух-трех минут «народные избранники» приняли, наконец, многострадальные поправки в Устав города, лишив, таким образом, горожан права самим выбирать себе мэра. Вся операция прошла в отсутствие прессы, поскольку в целях исключения утечки информации о предстоящей сессии (операции) об этом не сообщалось даже «своим» журналистам.

В «Новой Бурятии» о проведения предстоящей сессии узнали 18 мая от депутата Жаргала Цыбикова (фракция КПРФ). Его коллеге, депутату-коммунисту Владимиру Сажину до сессии сотрудники организационного отдела горсовета сообщили, что 19 мая состоится совместное заседание комитетов, на котором будут рассмотрены «чисто технические вопросы» – по молоку и статусу столицы. О возможности рассмотрения на внеочередной сессии такого важного вопроса, как принятие изменений в Устав города депутаты-коммунисты не знали.

– У меня на утро 19 мая был назначен суд по гражданским делам, где выступаю истцом. Когда сотрудники орготдела сообщили мне о том, что в этот день состоится заседание комитетов по вопросу о двух законодательных инициативах горсовета, я им сказал, что прийти не смогу. Это действительно были технические вопросы, а о принятии поправок в Устав города речь даже не шла! Иначе бы я отправил в суд своего представителя и лично принял бы участие в сессии, – сказал «Новой Бурятии» Владимир Сажин.

Сделали это по-быстрому

Депутат Алексей Коноваленков (тоже фракция КПРФ) опоздал к началу совместного заседания комитетов горсовета на 20 минут. Зайдя в зал заседаний, он был удивлен тем, что там присутствовал сам мэр Геннадий Айдаев. Еще больше Коноваленков удивился, когда коллеги-депутаты сообщили ему о том, что за это время состоялись и совместное заседание комитетов горсовета, и последовавшая за ним сессия, на которой уже рассмотрено и принято три вопроса, в том числе и спорные поправки в Устав города.

– Переход заседания комитетов горсовета в режим сессии предусмотрен Регламентом работы горсовета и формально они все сделали законно, – говорит депутат Алексей Коноваленков. – Другое дело, что сам Регламент – это профанация работы представительного органа! Что это за парламент, где депутатам не позволено выступать на сессиях и высказывать свое мнение по вопросам повестки дня?! Позиция депутатов-коммунистов по вопросу об отмене выборов мэра такова: мы сами выступаем против этих поправок в Устав и призываем представителей других фракций голосовать против. Представители нашей фракции, Жаргал Цыбиков и Аркадий Цыбиков, так и сделали. Но на сей раз нужно отдать должное нашим оппонентам из «Единой России». Они хорошо «поработали» с явкой депутатов, обеспечили нужное им количество голосов и выбрали «нужное» время.

Всего на сессии отсутствовали три депутата – Владимир Сажин, Алексей Коноваленков и член фракции ЕР Сэсэг Шабакова, которая находится в США. Последняя, кстати, приняла участие в сессии в режиме он-лайн конференции по Интернету. Впрочем, как выяснилось позже, ее голос при подсчете результатов голосования не учитывался.

Всего за отмену выборов мэра и введение поста назначаемого сити-менеджера на внеочередной сессии горсовета проголосовало 18 из присутствовавших 23 депутатов. Кроме 15-ти членов «Единой России» мэру Улан-Удэ Геннадию Айдаеву (будущему сити-менеджеру?) и председателю горсовета Александру Голкову (будущему мэру?) все же удалось привлечь так нужные им три голоса «оппозиционеров». Поскольку голосование было не поименным, а тайным, выяснить, кто же оказал услугу ЕР, пока не представляется возможным. Сделать это могли шесть человек: кто-то из четырех представителей «Справедливой России» (Сергей Краснопеев, Андрей Ларионов, Тигран Оболов и Михаил Степанов), член ЛДПР Алексей Шуляк и независимый депутат Сергей Бужинаев.

Итоги же электронного голосования таковы: «за» – 18 депутатов, «против» – 4, «воздержались» – 1. Напомним, партийное представительство в Улан-Удэнском Совдепе сложилось в пользу «Единой России»: ЕР – 16 депутатов, КПРФ – 4 депутата, СР – 4 депутата, ЛДПР – 1 депутат, «независимые» – 1 депутат.

– Мне неизвестно, кто из депутатов воздержался, а кто проголосовал против, но это и не столь важно, – так прокомментировал итоги голосования на сессии председатель Улан-Удэнского городского Совета депутатов Александр Голков.

После окончания тайной сессии активистка гражданской Коалиции за свободные выборы Татьяна Стецура сообщила «Новой Бурятии» о том, собирается оспорить в суде результаты «партизанской» операции «сити-менеджер» и вернуть горожанам выборы мэра. Татьяна Стецура считает, что в результате этих изменений мэр Улан-Удэ становится неподотчетен населению, в самом тексте поправок в Устав города есть серьезные юридические противоречия, а сам Устав принят с процессуальными нарушениями.

Кол-во просмотров: 1040

Поделиться новостью:


Поделиться: