Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

В редакцию «Новая Бурятия» пришло письмо с весьма эмоциональной статьей Галины Федосеевой в газете «Ваша правда» под названием «Краденое чудо». В своем материале автор обвинила режиссера бурятского русдрама Юрия Ардашева и драматурга Александра Зайцевского в «краже спектакля «Чудо-колокол» у московского Мюзикл-театра «Монотон». Премьера спектакля состоялась 8 апреля на сцене ГРДТ им. Н.Бестужева. С чем связана эта «битва за уникальность» обладания этим спектаклем, разбиралась «Новая Бурятия».

За родину обидно…

Автор Федосеева прекрасно понимает тот факт, что правообладателем сказки в стихах «Чудо-колокол» является ее автор Александр Зайцевский. Но при этом «кражей», называет тот факт, что постановка этого спектакля на сцене «Монотона» готовилась долгое время, и вдруг драматург Зайцевский решил передать права на нее улан-удэнскому театру. Для ясности приведем отрывок из публикации Галины Федосеевой.

«Работа над постановкой служебного произведения «Чудо-колокол» в Московском Мюзикл-Театре «Монотон» началась осенью 2008 года, в июне 2009 была сдана рабочая версия спектакля. Когда сложилась целостная картина спектакля, уже была сделана аранжировка, записаны фонограммы, сшиты костюмы, и труппа готовилась к премьере, эти «талантливые дельцы» служебную постановку продали».

Давайте пообщаемся?

В Государственном русском драматическом театре им. Н.Бестужева, прочитав публикацию Галины Федосеевой, назвали ее выводы возмутительными. Директор театра Петр Степанов, разъясняя ситуацию, показал копию «Лицензионного договора о предоставлении права на постановку и публичное исполнение произведения» от 10 января 2011 года, составленного между автором Александром Зайцевским и, непосредственно, ГРДТ им. Н. Бестужева.

Получается, что кроме взыгравшей обиды у театра «Монотон» и автора данной публикации нет аргументов, которые бы оправдывали так часто употребляемое слово «кража». Ведь и костюмы, и афиши у спектакля авторские, в чем не забыла усомниться г-жа Федосеева. А ведь так и недалеко до обвинений в клевете.

– Нападки на драматурга необоснованны, – прокомментировал сложившуюся ситуацию директор ГРДТ Петр Степанов. – Могу согласиться лишь с тем, что нам не принадлежит пальма первенства постановки православной тематики. Но «кражей» весь этот случай назвать нельзя. Это вообще не конфликт, это театральный казус.

Директор также сообщил о давнем знакомстве с помощником главного режиссера театра «Монотон» Евгением Зайдом, который даже предполагался на место худрука театра до прихода Анатолия Баскакова. Но назначение не случилось, зато появилось предложение поставить пьесу «Чудо-колокол» А. Зайцевского, который, просто-напросто, «устал ждать ее постановки в «Монотоне».

Про автора не забудьте

В подтверждение театр предоставил «Новой Бурятии» переписку с драматургом А. Зайцевским от декабря 2010 года. Уже тогда драматург стал подумывать о том, чтобы поставить свой спектакль на сцене другого театра. Вообще, в этом нет ничего удивительного, ведь произведения Чехова и Пушкина тоже идут в самых разных театрах, почему именно данный случай так «зацепил» театр «Монотон»?

На этот вопрос ни сам драматург, ни кто другой уже вряд ли сможет найти ответ. Просто потому, что вся ситуацию напоминает, скорее, странную истерику. Словно «Монотону» очень был нужен этот спектакль, и теперь сторонники театра выплескивают накопившуюся энергию. Вот что пишет ГРДТ им. Н. Бестужева А. Зайцевский 9 мая 2011 года: «Когда Вы вышли на меня с предложением поставить в вашем театре «Чудо-колокол», я… сразу же согласился. Здесь ее хотели поставить к Рождеству 2011 года, но потом эти сроки были передвинуты на неопределенное время. Предчувствуя, чем все это закончится, а также для того, чтоб сохранить свои авторские права на мюзикл, я зарегистрировал его в РАО в установленном порядке».

Но главная мысль, которую выражает драматург, вовсе не касается места постановки и прочих проблем. «Мне просто хотелось сохранить ту первоначальную суть и идею, которой я руководствовался при написании «Чудо-колокола», – сообщил Александр Зайцевский.

А ведь любого драматурга действительно не волнуют театральные тряски, сцена, на которой будет поставлен спектакль и даже как долго этого придется ждать. Любой творец, который создает произведение, вкладывая в него что-то исключительное, рискует потерять все это, когда режиссер предлагает свое видение. Мы не знаем, доволен ли Александр Зайцевский постановкой Юрия Ардашева. Мнения зрителей и театроведов после просмотра спектакля неоднозначны. В любом случае, споры и думы театров, как и многие постановки, оставляют желать лучшего.