Соль родной земли

Долгожитель села Хасурта Бурдуковский Е.Н. (1860-1968 гг.) поведал такую историю: «Сослали в нашу глушь двух бурят. Привезли и оставили возле ключевой речки»...
Общество |

Хасурта в переводе с бурятского означает Еловка (хасури – ель), Хасуртай – ельник.

Известный исследователь семейских, доктор исторических наук Болонев Ф.Ф. в своей книге «Семейские» пишет: «На почве хозяйственных связей завязалась тесная дружба между русским старожильским населением и аборигенами края, установились родственные отношения, усиливалась взаимопомощь... На переход к оседлости бурят сказалась и христианизация. Она проводилась принудительно и была малоэффективной. Правительство вынуждено было заманивать бурят в лоно православной церкви соблазнительными мероприятиями. Например, освобождением от налогов, наделением дополнительным земельным участком, выделением денежной ссуды (каждой бурятской семье, перешедшей в православие, выдавали по 127 рублей). Иногда строили избы».

Долгожитель села Хасурта Бурдуковский Е.Н. (1860-1968 гг.) поведал такую историю: «Сослали в нашу глушь двух бурят. Привезли и оставили возле ключевой речки. Утром просыпается один и слышит, что где-то петух поет. Разбудил он своего товарища и говорит: «Вставай! Слышишь, петух где-то поет. Наверное, здесь русские живут»...

А здесь уже жили карымы да братские крещеные люди. У них свадьбы играли смешанные: русские брали буряток, буряты русских баб в жены, от того карымы и образовались. Семейские решили дальше вниз по течению Хасуртайки итить. Тронулись, дошли до устья Хасурты. Кругом раздолье, ширь, луга. Сколько хошь сена коси, землю паши, канавы рой и воду на покосы пускай. Но земли эти были бурятские и принадлежали Хоринскому ведомству. Не разрешили буряты принять к себе староверов: «Идите, – говорят, – туда, где вам велено селиться». Делать нечего, вернулись назад. Тайгу зачали корчевать, пашни пахать, хлеб сеять. Дома выстроили, дворы, амбары не хуже куйтунских. Так и жили, охотились. Я вот, к примеру, потомок от бурят в третьем колене. А веры старообрядческой придерживаюсь».

На протяжении всего XIX века хасуртайские и унэгэтэйские инородцы принимали к себе в общество оседлых людей, делились пахотными и покосными угодьями. Государственных же крестьян принимать не хотели.

По мнению доктора исторических наук Асалханова А.И., предки Вахрушевых, Бурдуковских, Мартыновых, Малковых, Салтановых и Серапионовых являются самыми первыми поселенцами в Хасуртаевском урочище. В 1828 году куйтунские старообрядцы перекочевали на речку Хасуртай. Главами этих семейств были Казазаев Я.П., Кожевников Л.Т., Абрамов Ф.У., Иванов Ф.А. и Иванов А.А.

В конце XIX века сюда переселялись старообрядцы, отдельные «бобыли» и бродяги, отбывшие каторгу и отправленные сюда на вечное поселение. Жил тогда в Хасурте горький пьяница Васенька-серебряк, но отменный мастер по серебру. Буряты со всей округи приезжали к нему с заказами на изготовление ножей, огнива и трубок. Он паял прохудившиеся чашки, самовары, оковывал чеканкой сундуки.

Межбрачные союзы жителей Хасурты производились со старообрядцами соседних селений: Мухор-Талы, Унэгэтэя, Новой Бряни, Нижних Тальцов, Ташелана, Новой Курбы. Православные карымы привозили себе невест из сел с православным населением: Кульска, Карбаиновки, Санномыска, Верхних Тальцов, Старой Курбы.

Так и начиналась Хасурта.

Кол-во просмотров: 1560

Поделиться новостью:


Поделиться: