Дорога в будущее республиканского Минздрава

Министерство здравоохранения Бурятии можно сравнить с большим организмом, который слаженно функционирует, то есть трудится на благо здоровья жителей республики. От четкости и слаженности его работы напрямую зависит наше здоровье.
Общество |

Министерство здравоохранения Бурятии можно сравнить с большим организмом, который слаженно функционирует, то есть трудится на благо здоровья жителей республики. От четкости и слаженности его работы напрямую зависит наше здоровье.

В преддверии юбилейной даты, 350-летия вхождения Бурятии в состав России, министр здравоохранения республики Валерий Кожевников рассказал о нынешней работе министерства, современной государственной политике в области охраны здоровья, инновациях и программе модернизации всей системы здравоохранения.

– Валерий Вениаминович, годы вашей деятельности на посту министра стали настоящей «эпохой перемен». Расскажите, пожалуйста, с какими результатами министерство подошло к юбилейной дате?

– Народная мудрость гласит: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен»… Но на самом деле такая эпоха, и не одна, выпала на долю каждого из министров здравоохранения, любой команды министерства. Внедрение нового хозяйственного механизма, переход на страховую медицину, нацпроект, одноканальное финансирование и модернизация отрасли… Нужно было своевременно вводить эти новшества, преодолевая гигантские трудности реструктуризации и резких поворотов финансовых механизмов. А главное, нельзя опускать ни на миллиметр планку достойного уровня медицинской помощи, ведь это сразу ударяет по показателям здоровья, а значит, по самому здоровью населения.

Такова особенность нашей отрасли и мера ответственности. Результативность деятельности Минздрава – это стабильная работа отрасли, ее поступательное развитие. Во-первых, успешно реализуется раздел здравоохранения Программы социально-экономического развития РБ. Эту успешность наглядно демонстрирует улучшение основных медико-демографических показателей: значительный рост уровня рождаемости, снижение младенческой смертности, снижение смертности трудоспособного населения. За прошедшие годы средняя продолжительность жизни в республике возросла с 60,9 года (в 2005 году) до 65,3 года.

Инициативы президента РБ Вячеслава Наговицына, его деятельная поддержка инициатив министерства по развитию и приближению к людям первичной медицинской помощи находят выражение в ряде проектов. Один из самых знаковых – развитие общеврачебной практики. Она представляет собой концентрацию первичной помощи, более универсальную, доступную и потому более эффективную. На сегодняшний день по числу амбулаторий и врачей общей практики (115 человек) республика вышла на второе место в Сибирском федеральном округе, уже действуют 15 амбулаторий ВОП, в текущем году запланировано строительство еще трех.

Важно также понимать, что врач общий практики – это «штучный товар»: он должен овладеть сразу 22-мя врачебными специальностями! В целях поднятия престижа этой специальности Минздравом республики был впервые организован конкурс на лучшую амбулаторию врача общей практики. Вместе с тем продолжается развитие специализированной медицинской помощи: внедряются современные технологии диагностики и лечения сердечно-сосудистых заболеваний, опорно-двигательного аппарата, нервной системы.

Хотелось бы отметить, что в республике успешно реализован крупный инвестиционный проект по открытию Диализного центра – единственного в Сибири и на Дальнем Востоке. Благодаря применению принципа частно-государственного партнерства, инвестициям немецкой фирмы «Фрезениус Медикал Киа» в здравоохранение Бурятии, мы перешли на европейские стандарты, повысили эффективность лечения и качество жизни тяжелобольных, увеличили продолжительность жизни.

И, конечно, постоянно ведутся строительство и реконструкция объектов здравоохранения, того самого, в прямом смысле, фундамента, на котором крепится все остальное. Благодаря реализации федеральной целевой программы «Развитие Сибири и Дальнего Востока» и республиканской целевой программы «Развитие здравоохранения РБ на 2009–2011 гг. и на период до 2017 г.» значительное развитие получили учреждения здравоохранения республиканского значения.

Введен в строй крупнейший объект – новый комплекс Республиканского противотуберкулезного диспансера. Улучшились условия как для пациентов, так и для работы медицинского персонала в Республиканской клинической больнице им. Н.А. Семашко, Детской республиканской клинической больнице и Республиканском противотуберкулезном диспансере. Построен новый корпус стационара Центра восточной медицины, начато строительство и планируется в этом году запустить в строй первую очередь лабораторного корпуса Республиканского центра по борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями. В течение последних лет важные объекты также сданы в эксплуатацию и в районах республики.

– Валерий Вениаминович, расскажите о кадровой политике Минздрава.

– Крепкий базис заложен многими поколениями талантливых врачей республики, дело которых продолжают сегодня молодые специалисты. Сегодня с уверенностью можно сказать: в республике создано то крепкое профессиональное и научное ядро, которое и называется «школой», и всегда есть поддержка со стороны министерства. Кадровая политика Минздрава – это развитие системы непрерывной подготовки кадров, анализ имеющихся кадровых ресурсов, своевременное определение потребности в них для обеспечения населения качественной и доступной медицинской помощью.

Большую роль играет формирование у медицинских работников мотивации к совершенствованию профессиональных навыков, их стремление к развитию и достижению результатов. Уже пять лет подряд врачи из Бурятии занимают призовые места во всероссийском конкурсе «Лучший врач Российской Федерации». Минздравом республики учреждены четыре именные стипендии для студентов медицинских колледжей, заключено восемь договоров с российскими вузами на целевую подготовку специалистов здравоохранения. Сегодня около 1,5 тыс. студентов из Бурятии обучаются в медицинских вузах страны.

– И в завершении давайте поговорим о модернизации системы здравоохранения. Что она нам принесет?

– Модернизация – это, прежде всего, создание равных условий для равного доступа каждого жителя России к качественной медицинской помощи в том регионе, где он проживает. Нам необходимо выстроить систему здравоохранения таким образом, чтобы она отвечала этой задаче. Медицинская помощь при этом должна соответствовать стандартам, которые будут едиными на всей территории страны, а с 2013 года станут обязательными для исполнения. Планируется полный переход на одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования, что позволит исключить неэффективное использование финансовых средств и ресурсов.

Осуществляется модернизация по трем направлениям. Модернизация материально-технической базы, то есть капитальный ремонт, оснащение лечебных учреждений современным оборудованием. Информатизация здравоохранения: введение электронного полиса ОМС на базе единой для всей страны электронной карты, создание телекоммуникационных систем медучреждений. Эти новшества позволят любому пациенту записаться на прием к врачу по сети Интернет. И, безусловно, в модернизацию входит обеспечение стандартов оказания медицинской помощи. На реализацию программы в нашей республике выделено свыше 4 млрд 100 млн рублей, выделены такие приоритетные направления программы, как развитие медицинской помощи новорожденным, больным кардиологического профиля, социально значимые заболевания и многие другие.

Финансовые средства выделяются и на развитие службы детства (не менее 25% от всех средств), укрепление материально-технической базы (более 1 млрд рублей), а также финансирование дает возможность взаимодействия медучреждений с различными вузами для подготовки высококлассных специалистов. На подготовку кадровых ресурсов выделено свыше 3,4 млн рублей из средств республиканского бюджета, благодаря чему в течение трех ближайших лет к работе будут приступать уже более 100 специалистов ежегодно.

Помимо этого, в здравоохранении выстраивается новая вертикаль ответственности в связи с принятием федерального закона об обязательном медицинском страховании. Разговор идет о передаче полномочий по организации оказания медицинской помощи с уровня местного самоуправления на уровень органов власти субъектов. Теперь органы местного самоуправления обязаны создавать условия для оказания медпомощи населению на территории своего района: предоставлять помещения, транспорт, жилье для медицинских работников и т.д.

Стратегическое руководство самим процессом, расстановка кадров, их ответственность отнесены к полномочиям органа исполнительной власти, то есть Минздрава РБ, который является идеологом программы модернизации здравоохранения в Бурятии. Теперь мы, прежде всего, от этой программы ждем улучшения показателей здоровья населения, демографической ситуации, снижения показателей смертности. В результате реализации программы мы ожидаем среднее увеличение продолжительности жизни до 66,1 года. Ведь современное здравоохранение с его инновациями, стремительным темпом, высокими медицинскими технологиями и высоким профессионализмом врачей получает неограниченные возможности решения многих проблем.

Для нас важно, чтобы квалифицированная медицинская помощь могла прийти в любое село. Чтобы любой пациент, находясь за сотни километров от столицы республики, смог получить консультацию в высокотехнологичном медицинском центре на территории России, приехав же в райцентр, смог воспользоваться медицинским оборудованием высокого класса. Поэтому главное, к чему стремится система здравоохранения сегодня, – это оказание своевременной, качественной и равной медицинской помощи, а значит, улучшение качества жизни людей.

– Спасибо за беседу.

Кол-во просмотров: 1332

Поделиться новостью:


Поделиться: