Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

На неделе прошел единственный буддийский праздник, отмечающийся по европейскому календарю: 6 июля день рождения Далай-ламы XIV Тэнзин Гьяцо.

День рождения Его Святейшества отмечается буддистами Тибета и всеми последователями тибетского буддизма, которых объединяет признание Далай-ламы своим духовным лидером. В этот день в храмах читают молитвы о долголетии Далай-ламы, обращаются к нему с самыми наилучшими пожеланиями. Не осталась в стороне и Бурятия. 6 июля в центре «Ринпоче Багша» прошел молебен, ламы молились за долголетие Далай-ламы. В молебне приняли участие и верующие, они тоже читали мантры. Позже торжественный молебен прошел в зале оперного театра, в нем приняли участие порядка 500 верующих.

А немного ранее верующие получили своеобразный «подарок» от республиканских властей – 1 июля Вячеслав Наговицын заявил, что региональные власти не будут заниматься приглашением духовного лидера в Бурятию. Отвечая на вопрос монгольского журналиста, он отметил, что «вопрос этот лежит вне плоскости регионального уровня, это вопрос федерального значения. Поскольку он относится все-таки больше к политике, нежели к экономике или межнациональному обмену. Вопрос должен быть обсужден на уровне государства, МИДа».

Напомним, последний визит Далай-ламы XIV состоялся пять лет назад. Его Святейшество приехал в Республику Калмыкия всего на один день по приглашению президента Кирсана Илюмжинова. С тех пор визит Далай-ламы, ожидаемый российскими буддистами, постоянно откладывается. Власти России не хотят идти на конфликт с официальным Китаем, воспринимающим деятельность Далай-ламы как подрывную по отношению к Поднебесной. Именно поэтому официально духовный лидер буддистов был в России в 1992 году – тогда он посетил Калмыкию, Тыву и этническую Бурятию.

С тех пор верующие не имеют возможности встретиться с духовным лидером. Для того чтобы увидеть его воочию и получить наставления, многие отправляются в Индию (где сегодня расположена официальная резиденция) или Монголию (куда доступ Его Святейшеству не закрыт). Сегодня российское буддийское духовенство делает все возможное, чтобы Его Святейшество снова смог приехать в Россию. Постоянно отправляются письма о разрешения пасторского визита Далай-ламы в адрес президента РФ, российского правительства и в МИД с просьбой о предоставлении визы. Однако этих усилий уже недостаточно.

По буддийскому преданию, после своей физической смерти Далай-лама переселяется в тело одного из новорожденных. Таким образом, все жившие на земле Далай-ламы являются, по сути, одним и тем же существом, меняющим для удобства состарившиеся тела на новые. При этом они сохраняют единую память высокоразвитого существа. Существует ряд особых признаков, по которым монахи разыскивают новое воплощение Далай-ламы, рождение которого обычно происходит на территории Тибета, Китая или Монголии.

Далай-лама XIII оставил предсказание, описывающее точное место своего следующего рождения, что затем было подтверждено традиционными методами. В 1937 году в деревню Такцэр в Тибете пришла специальная группа лам, искавшая нового, переродившегося Далай-ламу. В своей книге «Моя земля и мой народ» Далай-лама XIV вспоминает: «Маленькие дети, которые являются перерождениями, обычно помнят вещи и людей из своих предыдущих жизней. Некоторые из них могут читать религиозные тексты, хотя их никто еще не учил этому. Все, что я говорил ламе, давало ему основания полагать, что он, наконец, нашел перерождение, которое искал».

После соответствующих испытаний четырехлетний Лхамо Дхондруп был признан перерожденцем Далай-ламы XIII. Восточный район Тибета, где находилась деревня Такцэр, был под контролем Китая. После длительных переговоров между тибетским правительством и местной администрацией в октябре 1939 года Его Святейшество покинул дом своих родителей и направился в Лхасу. 22 февраля 1940 года состоялась церемония его возведения на престол, и пятилетний мальчик был провозглашен главой всех тибетских буддистов.