Кочевники прозвучали громко

Очередной, III фестиваль «Голос кочевников» – Voice of nomads, прошедший на сцене театра оперы и балета в Улан-Удэ с 19 по 22 июля, стал еще лучше, разнообразнее и насыщеннее.
Общество |

Очередной, III фестиваль «Голос кочевников» – Voice of nomads, прошедший на сцене театра оперы и балета в Улан-Удэ с 19 по 22 июля, стал еще лучше, разнообразнее и насыщеннее. Технические проблемы со звуком, запаздывающим видеоизображением и капризными микрофонами стираются из памяти под грузом ярких впечатлений. Фестиваль перешел на новую качественную ступень, и теперь Минкультуры республики нужно будет задуматься над еще большей площадкой для его проведения. Интерес к фестивалю был высоким на всем его протяжении, билетов на всех желающих просто не хватало.

Новые имена

От начала до конца фестиваль вела лично его организатор и вдохновитель Наталья Уланова. Открылся фестиваль «Голос кочевников» конкурсом Voice of nomads Band Competition, который прошел в этом году впервые и объединил самых разных музыкальных исполнителей – от традиционных до экспериментальных коллективов. Несомненно, удивил всех «Квадриптих Евгения Мослобоева» из Иркутска. Пока дочь основателя группы Анастасия «ангельским голосом» пела то арабские, то старорусские напевы, сам Евгений извлекал звуки из алюминиевой кастрюльной крышки при помощи тазика с водой. Смотрелось и звучало все это неоднозначно, однако члены жюри присудили этому коллективу третье место в конкурсе «за искренность, смелость и эксперименты».

Бурятию на конкурсе представили квартет морин-хууристов «Хулэг» и женская группа «Хун Хатан», которая тут же стала любимицей публики. Девушки показали новое, молодое звучание традиционных мотивов. Солистка группы представительница Горной Шории Челтыс Таннагашева поразила зрителей и жюри горловым пением. У этой группы, без сомнений, большой потенциал, и на конкурсе в рамках фестиваля «Голос кочевников» девушки заняли второе место.

Победа же единогласно была присвоена известному коллективу из Якутии «Дьоhогон», в котором удивительную северную музыку исполняют дети под руководством основателей группы Клавдии и Германа Хатылаевых. До последнего момента организаторы не знали, сможет ли «Дьоhогон» успеть на конкурс. Но им это удалось, как и удалось волшебным образом погрузить зрителей в их мир, словно совершить совместное путешествие в Якутию. В рамках конкурса сорвал овации публики и алтаец Сарымай Урчемаев, который извлекал лишь благодаря голосу звуки природы и животных. А потом одновременно с этим продолжил играть на инструментах.

Причудливые и неземные звуки вообще стали «фишкой» первого дня «Голоса кочевников». После долгой и насыщенной конкурсной программы на сцене, наконец, появилась знаменитая тувинка Саинхо Намчылак. Стоя за вертушками, под аккомпанемент Баттувшина и Баттулги Саинхо исполнила три песни, одна из которых стала посвящением Хамбо-ламе Итигэлову. Его нетленное тело тувинка хотела увидеть уже давно, и на второй день фестиваля ей это удалось. Впечатления от увиденного, как призналась певица потом, оказались неоднозначны. Похоже, так же как и первые впечатления улан-удэнских зрителей от ее экспериментальной футуристической музыки: в первый день фестиваля многие даже стали выходить из зала.

Можно, конечно, не слушать ее музыку, однако особенный, неземной талант Саинхо просто нельзя не разглядеть: кажется, любые звуки подвластны этой певице, любые музыкальные эксперименты ей не страшны. Несмотря на все новаторства, Саинхо сумела сохранить национальные традиции в звучании своей музыки. Ведь, как считает она сама, «народная музыка находится в постоянном движении и к ней нужно применять индивидуальный подход, только так есть шанс не убить ее».

С ней солидарны другие, не менее прославленные представители Республики Тыва – группа «Хуун-Хуур-Ту», выступившая на второй день фестиваля. Слушая их, не устаешь удивляться и преклоняться перед тувинским народом, сумевшим вывести национальную музыку на уровень world music и сделавшим ее невероятно популярной. Об этой группе, так же как и о Саинхо, уже сказано и написано очень много. Однако слова излишни, когда слышишь одно из лучших в мире исполнений горлового пения, виртуозную игру на национальных инструментах и проникаешься переливами национальных мотивов. В каждой песне «Хуун-Хуур-Ту» рассказали особую историю, тронув сердца зрителей в переполненном зале.

Американка с русским именем и цыганские пляски

Третий день фестиваля «Голос кочевников» запомнится особенно. В первом отделении на сцену вышла американка итальянского происхождения с русским именем Нина Настасья. Александр Чепарухин – глава компании GreenWave Music, продюсер «Хуун-Хуур-Ту» и организатор этно-фестивалей, ставший председателем жюри конкурса фестиваля, специально пригласил эту нью-йоркскую певицу выступить на «Голосе кочевников». Все дело в том, что Нина Настасья – его любимая певица. С ней он познакомился несколько лет назад, когда один английский продюсер предложил группе «Хуун-Хуур-Ту» поехать вместе с Ниной в музыкальный тур по Великобритании.

- На первой же репетиции с «Хуун-Хуур-Ту» я понял, что передо мной – тончайший музыкант и выдающаяся артистка, – признался Александр, представляя певицу на сцене театра оперы и балета. – Она обладает уникальным музыкальным талантом, сама является прекрасным музыкантом и сотрудничает только с лучшими. Я могу назвать ее и великим американским поэтом: она пишет тонкую лирику, аллегорические тексты которой даже напоминают тексты «Хуун-Хуур-Ту», хотя до совместного тура она никогда их не слышала.

Американская певица вышла на сцену одна с гитарой и в лучших традициях нью-йоркского фолка исполнила несколько печальных, трогательных композиций. Звучание гитары и ее пронзительного голоса, без преувеличения, вызвало мурашки. И, кажется, что-то очень близкое, восточное слышалось в ее интонациях. Недаром Нина Настасья зимой поедет в путешествие по России, в течение которого хочет снять фильм о нашей стране: стране, которая ее привлекает и завораживает.

После выступления Нины Настасьи во втором отделении зрители ощутили единение народов «по полной программе»: на сцене появились экстравагантные, громкие и задорные бельгийские цыгане из группы Antwerp Gipsy Ska Orchestra. Аккордеон, ударные, саксофон, гитары и ярко-красный костюм солиста, распивающего пиво прямо на сцене: такого, похоже, наш театр не видел до этого никогда. Появившись словно из фильмов Эмира Кустурицы, цыгане настолько «зажгли», что подняли зрителей с насиженных мест, которые начали танцевать в партере и в проходах между рядов вместе с группой.

Соединив чистую самобытную энергетику аутентичной музыки балканских цыган с ультра-танцевальными ритмами ska, это стало самым веселым моментом «Голоса кочевников». Порой казалось, что им не хватает духовых инструментов или традиционной скрипки, да и солист группы не показал, в отличие от других исполнителей, выдающиеся вокальные данные. Зато они говорили и пели чуть ли не на пяти разных языках, смешивая один с другим, и наполнили фестиваль особой атмосферой.

Друзья-монголы и японские рокеры

Завершили фестиваль вновь представители Востока: группа «Эзэн» из Внутренней Монголии, которая была встречена нашими зрителями по-дружески тепло. Монголы приехали многочисленным составом и показали все свое мастерство: протяжные монгольские песни, игру на самобытных инструментах, название которых сложно запомнить. В завершение их выступления министр культуры РБ Тимур Цыбиков напомнил, что между Бурятией и Внутренней Монголией подписано соглашение о взаимном культурном сотрудничестве, что означает одно: монгольские коллективы еще не раз порадуют нас своим творчеством.

Без сомнений, достойным завершением фестиваля стало выступление японских рокеров Oki dub Аinu band, хотя музыку их не вполне можно назвать роком, она вообще с трудом поддается описанию. Зато звучание японцев «прибивает» к креслу: экзотичные звуки, которые виртуозно выдавали музыканты при помощи национального инструмента с длинным плоским корпусом – тонкори, завораживали и влюбляли в них с первого взгляда. Пожалуй, эта группа идеально вписалась в концепцию фестиваля «Голос кочевников»: новаторство, расширение музыкальных границ на основе национальных традиций.

Участники группы по национальности айны – древнейшее население Японии, число представителей которых сегодня насчитывает всего около 30 тысяч человек. Тонкори и является национальным инструментом айнов, а солист группы Оки Кано – самый виртуозный музыкант в мире, играющий на нем. Звучания этого национального инструмента более чем гармонично влились в ритмы регги, даба, африканских мотивов и рока. Японские музыканты сорвали финальные овации зрителей «Голоса кочевников», открыв нашей публике еще один волшебный мир.

Перед жителями Бурятии выступили музыканты со всех концов света, и каждый по-своему смог поразить зрителей. Мировые знаменитости и новые коллективы объединились, чтобы создать пространство свободной музыки для свободных людей. «Голос кочевников» был пропитан духом свободы, расширяющим все возможные границы.

Кол-во просмотров: 1075

Поделиться новостью:


Поделиться: