Монгольский дневник

Продолжение автопробега «Великие Империи Азии. Гунны 2200 лет».
Общество |

Продолжение.

Начало.

14.07.2011

Монголы говорят, что в национальном парке Ёлын Ам начинаются Алтайские горы, а мы, россияне, считаем, что там они заканчиваются. Все зависит от того, с какой стороны смотреть.

Алтайские горы можно без преувеличения назвать местом встреч людей разных национальностей. Путешественники из Европы и Азии радостно встречают нас и не скрывают удивления и восторга, потому что никто из них никогда бы не рискнул путешествовать на наших машинах по этим тяжелым трассам, да еще и с детьми.

В путешествие по горам мы отправились конно-пешим путём. Маленькие монгольские лошадки осторожно спускаются меж гор в ущелье. Эта местность привлекает туристов не тающими ледниками, расположенными среди живописных гор. В глубоком ущелье меж серых отвесных скал навеки застыли потоки воды, превратившись в сверкающие на солнце белоснежные ледяные глыбы. Зрелище очень впечатляющее.

Дорога до следующего кемпинга – одна из самых сложных. Много глубоких рвов, острых камней, крутых подъемов и спусков. Вконец измученные, но полные впечатлений, мы добираемся до следующего пункта остановки. Где, как оказалось, нас ожидали наши соотечественники из Челябинска. Услышав от местных жителей о пробеге, они надеялись встретить «конкретных пацанов», которые могли бы помочь им с ремонтом их крутого джипа. Какого же было их удивление, когда из авто вышли женщины.

15.07.2011

Утром, попрощавшись с новыми знакомыми, обменявшись адресами, мы радостно отправились в дорогу. Через несколько часов езды мы оказались в царстве барханов. Наконец вокруг нас были только пески, пески и пески. Ценность воды и потребность в ней резко возросли. Именно в этом месте мы осознали, как важно иметь в пробеге члена команды, обладающего специальными медицинскими навыками. Не все члены команды хорошо переносили жару. Советы и реальная помощь водителя машины «Клюгер» Татьяны Новак оказались очень кстати. Самыми беззаботными в этой ситуации были дети, которые весело бегали по золотисто-белым барханам, невзирая на палящее солнце и обжигающий ноги песок.

Пройдя территорию барханов, мы отправились в Долину динозавров. К вечеру мы уже были на месте. Эта долина знаменита тем, что именно здесь были найдены самые множественные и большие фрагменты скелетов динозавров. Мы тоже пытались найти хоть что-нибудь от динозавров, но нам уже ничего не досталось. В этом месте до нас побывало огромное количество археологов и туристов. Зато мы наслаждались сказочной красотой каньонов цвета красной глины. Природа, окружающая нас, в лучах заходящего солнца чем-то напоминала фантастический марсианский пейзаж. Вернувшись в юрты, мы решили закончить день тем, чтобы научить наших друзей испанцев карточной игре в «дурака». Языковые проблемы не помешали весело и азартно резаться в «дурака».

16.07.2011

Сегодня мы отправляемся в Дунд Гоби. Эта местность в горах прославилась развалинами монастыря Онгийн Хийд, расположенного у реки Онгийн. Основанный в 1660 году, он представлял собой целый комплекс из 17 дуганов, 10 субурганов и 4 колледжей. В нем проживало около 300 лам и хувараков. Монастырь неоднократно разрушали, но он заново отстраивался. Служителей монастыря не миновала страшная участь репрессированных религиозных деятелей. В 1937 году были арестованы главный настоятель и 100 лам. С этого периода монастырь начал приходить в упадок. Его возрождение началось в 1990 году. Ежегодно руины монастыря посещают более 50 тыс. туристов. В настоящее время в монастыре несут службу 17 лам. Когда смотришь на руины монастыря, испытываешь восторг и одновременно сожаление, что человек не умеет хранить и беречь прекрасное.

Благодаря этой остановке около уникального монастыря мы вовремя смогли заметить серьезную проблему по утечке масла из картера автомобиля Honda CRV, что могло в дальнейшем стать непреодолимым препятствием для продвижения всей команды по маршруту пробега. Наш друг и помощник Моги решил проблему с картером, заварив поддон холодной сваркой. В процессе ремонта к нам периодически подъезжали и предлагали помощь разные туристские группы. Особенно нам запомнились канадцы, которые в первую очередь извинились за свой экстравагантный внешний вид и полнейшее отсутствие волос на голове, так как, собираясь в путешествие в Монголию, они искренне верили в то, что в пустыне совершенно нет воды. Часть команды, воспользовавшись ремонтом, устремилась к реке, чтобы искупаться. Однако это было достаточно проблематично – воды в реке было по колено.

Как только мы отремонтировали Honda CRV и продолжили путь, из-под земли словно вырос огромный пень, на который присел наш «УАЗ». Пришлось поднимать машину домкратом и делать подкоп. Из-за повреждения глушителя мы с ревом, как гоночный болид, двинулись к кемпингу.

17.07.2011

Это был самый скучный и жаркий день, который был практически полностью посвящен ремонту двух автомобилей. Остальные члены команды отдыхали, отсыпаясь в юртах, приводили в порядок вещи и мысли, читали книги. А руководитель проекта Дина Пурбоева с серьезным видом строчила отчет о пройденной нами части маршрута автопробега и почти три часа пыталась его отправить по супермедленному Интернету из соседнего кемпинга. Хорошо пообедав, ближе к вечеру мы, наконец, двинулись в путь. Ночевать пришлось в палатках у реки.

17.07.2011

Утром мы проснулись от лошадиного ржания. Вокруг лагеря собрался целый табун. На этом приключения не закончились, вечером мы планировали остановиться на живописном берегу реки, как обещал Моги. Наутро мы долго искали реку, которая оказалась небольшим болотцем. Мечта искупаться осталась мечтой.

Далее мы отправились в древнюю столицу монгольской империи Каракорум (1220–1260). Название окрестных гор в переводе с монгольского означает «Нагромождение чёрных камней». Великий хан Угэдэй построил дворец Ваньняньгун «Дворец десяти тысяч лет». Позднее чингисиды продолжали строить дворцы. В 1234 году дворцы и кварталы оружейников были обнесены крепостной стеной. Сведения о старой столице Великого монгольского государства содержатся как в китайских летописях, так и в записках европейских путешественников Плано Карпини, Марко Поло, Вильгельма Рубрука. В городе жили люди разных рас и религий, торговцы и посланники со всего света, здесь решались судьбы миллионов людей, здесь принимались решения о престолонаследии, новых походах.

В 1260 году по решению хана Хубилая столица государства была перенесена в Кайпин, а затем в Пекин. Каракорум стал провинциальным городом. После изгнания монголов из Китая в 1368 году остатки юаньской династии, основанной Хубилаем, осели в этом городе. Но минские войска в 1388 году разорили город. После этого в разные годы город пытались восстанавливать. В 1585 году хан Абатай приступил к строительству первого в Монголии буддийского храма Эрдэни-Дзу, использовав для строительства камни старого города. В 2004 году Каракорум был объявлен ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия.

На сегодняшний день монастырь, обнесённый крепостной стеной, является музеем. Потрясающие храмы постройки XVI-XVII веков поражают воображение своей красотой. Огромный труд строителей вызывает восхищение. Все крыши храмов выложены черепицей, великолепный сложный орнамент украшает фасад и внутреннее убранство. Культура оформления существенно отличается от ранее виденного нами. Сохранены росписи на стенах некоторых зданий. В стенах храмов находятся уникальные экспонаты.

У стен музея продаются редкие старинные изделия. Их невысокая цена и довольно высокое количество вызывают сомнения в подлинности артефактов. Однако туристы с удовольствием приобретают их в качестве сувениров в память о посещении святого места.

18.07.2011

В 5 утра неполным составом мы стартуем в национальный парк на «УАЗе», так как никакие другие машины там пройти не могут. Время выбрано не случайно, так как только рано утром есть небольшой шанс увидеть лошадей Пржевальского, поголовье которых вновь медленно восстанавливается. В Монголии их начитывается около 30 особей.

В бинокль мы видим нескольких лошадей, но на достаточно большом расстоянии. Маралов мы смогли увидеть, перевалив несколько сопок, и то только с помощью мощной оптики. Наша утренняя фотоохота явно не задалась. Это вам не сафари и не зоопарк. Зверя необходимо выследить. От местных жителей мы узнали, что здесь в естественной среде обитания водятся не только маралы и лошади Пржевальского, но и волки, лисы, горные козлы, орлы и грифы.

Мы возвращаемся в Улан-Батор. Здесь нас ждет прощальный ужин с наши друзьями испанцами Луиз и Себастьяном в экзотическом ресторане «Барбекю Алтай». Шеф-повар на огромной жаровне готовит для нас жаркое при помощи двух сабель, искусно жонглируя ими. Это кулинарное представление вызывает восторг и удивление его зрителей. Мы вручаем подарки нашим попутчикам и организаторам проекта.

19.07.2011

Утром наши пути расходятся: Луиз и Себастьян отправляются в дальнейшее путешествие в Китай, часть нашей команды автопробега возвращается в Улан-Удэ, остальные продолжают выполнять намеченную программу.

20.07.2011

Сегодня мы начинаем наше знакомство с национальными музеями Монголии. Первым делом отправляемся в Природный исторический музей, где имеется самая богатая и знаменитая коллекция костей динозавров. В музее много залов, которые посвящены флоре и фауне Монголии. Детям очень нравится здесь, они с большим интересом рассматривают экспозиции с животными и птицами разных климатических зон. Они радуются, когда видят знакомых животных, птиц и насекомых, которых встречали по дороге в пустыню Гоби. Но больше всего их в восторг приводят ящерицы, потому что во время пробега они соревновались, кто поймает больше ящериц. Общая численность пойманных зверьков составила 66. Вообще во время пробега они поймали еще и 177 головастиков и одну жабу. Так что наши дети считают, что поездка очень удалась. Наши друзья-испанцы Луиз и Себастьян, наблюдая за детьми и их трофеями, сказали, что они могли бы быть охотниками и открыть собственный зоопарк или хотя бы устраивать бега ящериц. Энтузиазм детей в поисках ящериц на каждой остановке, даже пятиминутной, все время приводил в восторг окружающих и немного огорчал меня, так как драгоценные кадры на фотоаппарате тратились на фотографирование каждого очередного пойманного экземпляра. Отметим, что после окончательного подсчёта все пойманные трофеи были отпущены на волю.

Природный исторический музей Монголии находится почти в центре Улан-Батора, расположен в старинном здании, имеет много залов с разной тематической направленностью. Самая уникальная и завораживающая экспозиция – это зал с костями динозавров, где многие скелеты доисторических рептилий сохранились в полном объеме. Особенно поражает главный экспонат – огромный скелет тиранозавра, занимающего два этажа здания. Одна кость плезиозавра – размером с машину. Много костей мамонта и многих других вымерших животных.

Основными посетителями музея являются иностранные туристы и дети, для последних стоимость билетов чисто символическая, потому что, как объяснили монголы, они хотят, чтобы подрастающее поколение было образованным и неравнодушным к природе родного края. Мы полностью с ними согласны.

Выйдя из музея, мы решили пройтись пешком по городу, так как никогда не узнаешь город, пока не пройдешь его собственными ногами. Гуляя по городу, мы видели множество различных памятников, фонтанов, скверов, особенно понравился сквер, где на каждом дереве висит по скворечнику. Каждый скворечник сделан в своем стиле и раскрашен в свой цвет. Очень приятно наблюдать столько «квартир» для птиц.

Улан-Батор – город контрастов, здесь много современных и красивых зданий и в то же время много юрт, несуразных домов и пристроек к ним. Есть роскошь и невероятная нищета. Все это создает свой неповторимый колорит.

Уже вечером мы торопимся в Национальный музей Монголии, где нас ждет выставка, посвященная Чингисхану. Все девять выставок музея изготовлены с большой любовью и поражают своей красотой. На выставках представлены национальные костюмы разных племен и народов, в том числе и бурят, уникальные украшения из серебра, золота, бронзы с драгоценными и полудрагоценными камнями. Есть зал, в котором собраны все полезные ископаемые и драгоценные камни, находящиеся на территории страны, включая метеориты.

Как и положено, в Национальном музее представлена и богатейшая выставка костей доисторических животных, поражают три хорошо сохранившихся скелета броненосцев и носорогов, огромное яйцо динозавра в разрезе, где хорошо просматриваются маленькие динозаврики.

Монголы не забывают свою историю, представив в музее два зала: в одном из них организована выставка достижений социалистической Монголии с ее наградами, съездами компартии, речами вождей, а в другом – достижения демократической Монголии. Есть зал, посвященный гуннской тематике, где подробно рассказывается, какие сокровища были найдены на территории Монголии. Этот зал нас особенно заинтересовал, здесь есть все: описание археологических раскопок, мумии древних гуннских вождей, украшения, предметы быта, части одежды, наконечники стрел, мечи, копья, луки. Поражает уровень развития технологии обработки металла и многое другое.

Есть дополнительная выставка, посвященная Чингисхану. Эта экспозиция завораживает – при входе в зал стоит огромный тотемный знак, за ним мелькают в виде теней изображения сражающихся воинов, образы военачальников, и при этом звучит музыка, создающая эффект присутствия на этих батальных сценах. Далее по периметру всего пола идет проекция Великой империи, которая все время изменяется и в красках показывает, как по годам происходили завоевания и расширения границ Монгольского государства. Всюду доспехи, военная форма и оружие того времени. Завораживает сохранившаяся с того времени одежда, уровень изготовления которой сравним только с современными технологиями изготовления одежды, причем на фирменных предприятиях нашего времени. Когда смотришь на вещи, предметы быта и оружие XIII-XIV веков, понимаешь, что нам преподавали историю, искажая факты. Сложно назвать народы, владеющие такими технологиями производства тканей, украшений, обработки земли, изготовления оружия и предметов быта, необразованными варварами.

В музее только интуристы, они просят нас сфотографироваться с ними, так как считают нас экзотическими экспонатами этого музея. Это нам немного льстит. Время летит незаметно, и мы даже не замечаем, что остаемся в музее одни. Оказывается, музей уже закрылся, а мы рассматриваем экспонаты в полном одиночестве. Работники музея пошли нам навстречу, потому что им приятно, что наши дети и мы так радостно реагируем на их национальное достояние.

21.07.2011

Утром мы с нетерпением ждем нашего сопровождающего Норовдоржа, так как сегодня нам предстоит путешествие до двух комплексов: «Чингисхан» и «ХIII век». Он появляется в 12:00 и сообщает, что мы отправляемся в поездку на нашей машине. Это озадачивает. Во-первых, в Honda CRV уже полный «комплект народа» – пять человек + груз, во-вторых, машина находится не в лучшем состоянии (пробит картер, редуктор не в порядке, глушитель танцует), в-третьих, как быть с местной полицией, которая безумно любит останавливать машины с российскими номерами. Я объясняю проблемы, однако Норовдорж говорит, что в Монголии принято ездить «сколько влезет в автомобиль».

Улицы Улан-Батора напоминают сплошной муравейник из машин и людей, которые все время движутся, толкаются и не соблюдают никаких правил дорожного движения. Держим расстояние между машинами 20–30 см, иначе кто-нибудь обязательно влезет перед тобой. Надо быть внимательной, чтобы кто-нибудь не въехал в тебе в бок. Надо часто сигналить, иначе остальные машины тебя в расчет не берут. Улан-Батор – город «Крузаков», «Лексусов» и «Хаммеров», в нем нет места маленьким машинам. Едем как в компьютерной игре и очень надеемся, что скоро выйдем за город.

Через полчаса приезжаем к какому-то невзрачному зданию. У нашего сопровождающего здесь дела, и он их должен срочно решить. Когда мы напомнили ему, что у нас договоренность и все услуги оплачены, он, наконец, согласился ехать по маршруту.

За городом мы радуемся, что поедем без пробок и сумасшедшего движения. Но на дороге сюрпризы – обещанной асфальтированной дороги нет, вместо нее куски асфальта вперемешку с ямами глубиной до 40 см. Мы движемся с приличной скоростью в колонне автомашин, из которой нельзя выйти из-за узости дорог и оживленного встречного движения. Вдруг впереди идущий автомобиль резко тормозит, вся наша колонна практически собирается в гармошку, жуткий визг шин. Мы узнаем причину внезапной остановки – водителю просто захотелось купить грибы, которые продают в пакетиках вдоль дороги. Так что будьте внимательны и помните, что водитель или пассажир впереди идущего автомобиля в любой момент может захотеть купить грибов, баранины, кумыса и мало ли еще чего. Вы должны помнить об особенностях движения в Монголии: сигналы поворота никто и никогда не подает, водители тормозят резко, вжимая педаль тормоза в пол, вне зависимости от ситуации, знаки дорожного движения не видят и правил не соблюдают, ездят посередине дороги и назад не смотрят, поэтому, чтобы обогнать кого-то, надо сигналить, при обгоне помните, что монгольский водитель обязательно начнет прибавлять скорость, это традиция.

Проехав 50 км, мы увидели самый большой памятник всаднику в мире – Комплекс Чингисхана. Он изготовлен из нержавеющей стали, кнут в правой руке статуи покрыт золотом, в лучах солнца он весь сверкает и искрится – зрелище потрясающее. Высота памятника 30 м, основание 10 м. В основной части памятника размещены: музей, ресторан, магазин сувениров, конференц-зал, комнаты для встреч и отдыха. В хвостовой части коня устроен лифт, по которому мы поднялись в головную часть и вышли на смотровую площадку, чтобы ознакомиться с окружающей панорамой с высоты птичьего полета. Вокруг памятника были размещены 200 гостиничных юрт, укомплектованные и напоминающие ханскую печать ХIII века.

Полюбовавшись окрестностями, мы решили пройти обратный путь вниз пешком по крутой винтовой лестнице, что в итоге оказалось верным решением, потому что буквально через минуту выключилось электричество, и свет погас, так что обратный путь вниз мы проделали в полной темноте, зато не застряли в лифте. Остальные туристы нам очень завидовали, потому что их в комплекс уже не пустили, и им пришлось довольствоваться видом памятника снаружи.

Попрощавшись с величественной статуей, мы отправились к историческому комплексу «ХIII век». Ехали по степи около 30 км, природа вокруг была потрясающей, однако и дорога словно осталась с ХIII века. Наконец, путь перегородили серые бревенчатые ворота странной конструкции, за которыми сразу открывался вид на первую станцию «Утрон», которая имитировала быт и сооружения монгольского государства. У ворот станции стоял экскурсовод в полной экипировке той эпохи. Он объяснил, что в комплекс входит 6 независимых станций, и предложил приобрести билеты в комплекс по цене 1500 руб. с человека. Следующей станцией через несколько километров была станция «Клан ремесленников», где можно было ознакомиться с железными и деревянными изделиями мастеров того времени. Третьей станцией была станция «Книжная ставка», где нас познакомили с древней письменностью Монголии ХIII века. Большое впечатление произвел письменный набор того времени, где, помимо различного рода кистей, чернил, была огромная серебряная печать весом в 5 кг. После знакомства с культурой того времени мы попали на станцию «Клан пастухов», где нас угостили национальными молочными продуктами и позволили прокатиться на лошади и верблюде. Пятой станцией была станция «Клан шаманов», где нас встретила потомственная шаманка и сразу объяснила, что есть ограничения для женщин, которые не должны входить в последнюю юрту, чтобы не разгневать местных духов. Эта станция была одной из самых небольших по размеру, однако одной из самых колоритных, так как в центре находился священный круг с тотемными знаками и символами, причем весь круг был обнесен огромным полулежачим частоколом. По периметру находились шаманские юрты с обрядовыми вещами и традиционными шаманскими костюмами и масками. Покинув станцию шаманов, мы практически сразу попали в последнюю, шестую станцию «Дворец Великого Хана». Эта станция самая большая и величественная. Основной достопримечательностью данной станции является Дворец хана – огромная юрта на колесах. Внутри юрты все сделано очень дорого и красиво. В центре величественный трон, весь покрытый дорогими мехами, по бокам менее богатые, но также очень красивые кресла, везде развешаны национальные и военные костюмы, головные уборы, оружие всех видов. В этой станции мы переодевались во все наряды, было очень весело и интересно.

22.07.2011

Мы отправляемся с утра на поиски Великой статуи Будды, так как понимаем, что монголы вообще любят все Великое. У нас есть карта города, и мы наивно думаем, что спокойно доедем до нужного места. Уже в пути мы понимаем, что карта составлялась по принципу: «кое-как, кое-где и плюс-минус километр». Видимо, для тех монголов, которые составляли карту, нет принципиальной разницы, справа или слева обозначить здание или сооружение, до реки или после реки, но еще выясняется, что у нас на карте обозначен не весь город, а только его центр, и то не точно. Покружившись по городу, мы все же подъехали к нужной статуе Будды, восхитились ее размерами, постучали в большой барабан, звук которого похож на гром во время грозы, позвонили в большой колокол и с чувством выполненного долга отправились на мемориал памяти советским солдатам, погибшим в годы Второй мировой войны.

Мемориал оказался на высокой горе в виде стелы окруженной большим бетонным кольцом с изображением наших воинов. Подъем в гору по лестнице составил 588 ступенек. Подъем для нас оказался трудным. Когда мы добрались до вершины, отдали дань памяти нашим солдатам. В этом месте было на удивление много монголов и ни одного туриста. Оказалось, это место почитается молодоженами, которых здесь было очень много. Приятно было смотреть на красивых невест в белых платьях и женихов в строгих черных костюмах. Было немного жаль, что не горел Вечный огонь в центре композиции. При этом вид, открывавшийся с высоты, позволял видеть весь город как на ладони. Вдоволь насмотревшись на город, мы начали наш спуск обратно и тут обнаружили, что мы могли не проделывать весь этот путь от подножия до вершины, так как есть подъездная дорога, практически до самой вершины.

23.07.2011

Мы стартуем домой, в Россию. До границы мы добираемся практически без приключений за исключением того, что в городе Сухэ-Батор проходит национальный праздник и на протяжении нескольких километров дорога представляет собой сплошную пробку из машин, лошадей и людей. Во время праздников не работает ни один магазин, кафе и ресторан. Голодными едем к границе. Там уже столпотворение народа, очередь из машин стоит в три ряда, и мы не знаем, куда нам встать. Кое-как пристраиваемся к одной из очередей. Мы сильно расстроены, так как понимаем, что при таком количестве людей будем проходить границу до вечера. Однако по неизвестной причине к нам вдруг подходит монгольский пограничник, просит выйти из колонны авто и показывает, чтобы мы встали на встречную полосу. Я выполняю данное распоряжение, и нас пропускают вне очереди. К нашему большому удивлению, далее по монгольской границе нас пропускают без всяких проволочек. Еще лучше нас встречают российские пограничники, которые улыбаются нам, приветливо разговаривают, интересуются нашим путешествием, и мы в результате проходим границу чуть больше чем за полчаса. Очевидно, но невероятно. Мы счастливы, потому что это удача! Едем на заправку, так как бензин в Монголии дорогой и хочется заправиться со скидкой. Однако, пока нас не было две недели на родине, как всегда, произошли изменения, в частности, моя золотая карточка «Роснефти» не действует, так как отменили скидки. Увы. Едем по нашей трассе, все знакомо и очень приятно, даже дорога кажется не такой разбитой, радуемся нашим разграничивающим полосам на дороге, столбикам вдоль дороги, нашим водителям, которые знают правила дорожного движения и которые не сигналят каждые пять минут и не ездят с дальним светом. Мы довольны: наше путешествие закончилось, у нас много хороших впечатлений, приятных воспоминаний, мы здоровы и все хорошо, потому что мы дома, в Бурятии!!!

Кол-во просмотров: 708

Поделиться новостью:


Поделиться: