День знаний с «дырами» в образовании

Совсем скоро во всех школах страны прозвенят первые звонки, и школьники вновь сядут за парты. Накануне Дня знаний в республике прошли мероприятия, предваряющие новый учебный год.
Общество |

Совсем скоро во всех школах страны прозвенят первые звонки, и школьники вновь сядут за парты. Накануне Дня знаний в республике прошли мероприятия, предваряющие новый учебный год. На них были подведены итоги подготовки к учебному году как радостные, так и, увы, малоприятные.

С чем пришли

Отрадно заметить, что чиновники, работающие в сфере образования республики, активно внедряют в школы инновационные программы. В этом году Бурятия победила в конкурсном отборе регионов в рамках образовательной программы «Наша новая школа» и заняла второе место в рейтинге субъектов России. Из федерального бюджета республике было выделено 251 млн рублей на проведение работ по укреплению тепловых контуров зданий, замене оконных блоков, ремонту отопительных систем и т.д. Кроме того, на выделенные средства будут закуплены учебное, столовое, спортивное, медицинское оборудование, автотранспорт, а также организованы курсы повышения квалификации руководителей и учителей. В рамках нацпроекта также предусмотрено финансирование дошкольных учреждений. При распределении средств на улучшение материально-технической базы предпочтение будет отдано муниципальным детским садикам.

Наиболее острой до сих пор остается проблема дефицита мест в дошкольных учреждениях. Всего по республике 26,5 тыс. детей дошкольного возраста ожидают своей очереди на устройство в детский сад. В республике принимаются различные меры по сокращению очереди: строятся детские садики, создаются группы семейного воспитания. К празднику 350-летия вхождения Бурятии в состав России построены 11 детских садов, за счет средств местного бюджета создано 16 семейно-воспитательных групп в Закаменском районе, 10 – в Улан – Удэ. Минобразования республики планирует также активизировать работу индивидуальных предпринимателей по оказанию услуг по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста.

На сегодняшний день все столичные образовательные учреждения готовы к новому учебному году: они прошли проверку, отработаны все вопросы по их безопасности. Об этом 22 августа на пресс-конференции сообщила председатель городского комитета по образованию Светлана Трифонова. Исключением стала лишь школа № 65. Здание школы, построенное еще в 1941 году, полностью износилось: фундамент просел, стены сгнили, а после летнего землетрясения в здании образовалась трещина. На месте разрушающейся школы в течение 15 месяцев будет возводиться новое здание на 450 мест. По предварительным данным, на строительство школы требуется 315 млн рублей. Новое учреждение будет работать в две смены. Пока же учителей и учеников 65-й школы перевели в другие образовательные учреждения. Учащиеся 1–4 классов будут обучаться в школе № 48, 5–8 классов – в школе № 26, старшеклассники – в 51-й школе.

Новшеством в этом году станет профильная школа-сад непрерывного обучения. Это будет единый образовательный комплекс, созданный путем объединения школ № 35 и 45. В помещении детского сада «Престиж», переданного комитету по образованию в связи с окончанием срока аренды и закрепленного за школой № 35, будут готовиться к школе дети 5–6 лет. Туда набирается 65 детей, стоящих в очереди на получение мест в детском саду. В здании школы № 35 будут обучаться дети с 5 по 8 класс. В школу № 45 будут переведены старшеклассники. Там будет находиться профильная школа, где учителя будут готовить ребят к поступлению в вузы по техническим специальностям. В штате школы уже произведена ротация педагогов.

В целом комплектование школ учителями еще не закончилось. «Я думаю, что все вакантные должности у нас будут заняты. Сколько их, мы пока не можем сказать, потому что приём будет продолжаться до 15-го сентября», – пояснила Светлана Трифонова.

Всего в школах республики работают 8 493 учителя. Увеличивается число молодых специалистов: в 2008 году – в школы устроены 144 специалиста, в 2010 году – 235, из них в сельские школы – 130, в Улан-Удэ – 105. Учителям обеспечиваются социальные гарантии: оплата коммунальных услуг, выплата единовременного пособия, обеспечение жильем. На 1 февраля 2011 года 56 % учителей до 35 лет проживают в арендованном жилье.

Еще одной интересной новинкой станут электронные дневники. В некоторых школах они уже работают, но с начала следующего года станут обязательными для всех школ. Нововведение связано с тем, что на протяжении трех последних лет во время сильных похолоданий, эпидемий гриппа, в том числе и свиного, а также других карантинных случаев многие ученики оставались без домашнего задания. Электронные дневники помогут родителям четко знать, какое задание дается детям через Интернет, как он с ним справляется и какие образовательные программы реализуются в каждой школе республики.

Учиться будем по-новому

1 сентября за школьные парты сядут 5,5 тыс. первоклашек. Всем им будет вручен подарок от администрации города и горсовета депутатов – школьный дневник с поздравлениями от мэра Геннадия Айдаева и председателя горсовета Александра Голкова.

Еще одним «сюрпризом» для первоклассников станут новые образовательные стандарты, согласно которым ребята будут учиться по «ступеням» – от начальной школы до профильного обучения. Выступая 24 августа на ежегодной августовской конференции, Светлана Трифонова обозначила основные проблемы, с которыми столкнулись работники образования после введения эксперимента. Прежде всего, это низкое финансирование школ. Выделенных средств хватило лишь на приобретение двух учебников, остальное покупали родители. Среди проблем также были выделены слабое техническое оснащение кабинетов, разный уровень развития детей и слабая подготовка учителей на курсах повышения квалификации. Думается, что перед тем, как внедрять инновационные образовательные проекты, нужно было решить старые проблемы.

- Председателю комитета по образованию стыдно говорить об этих проблемах. Ввела новые стандарты, а после на всю республику заявляет: того нет, другого нет, – сообщила «Новой Бурятии» председатель БРО общероссийского движения «Надежда России» Надежда Алешина. – А между тем каждый учитель первого класса на каждом уроке должен оценивать личностное, предметное и надпредметное развитие ребенка. А механизмов, инструментария для оценивания наращений ребенка нет. В итоге все ложится на плечи учителя.

Да и о каких надпредметных знаниях может идти речь, когда ребята только учатся писать и читать? Самим учителям такие условия при их зарплате совсем невыгодны. По словам Надежды Алешиной, учитель 1 класса получает от 7 до 11 тыс. рублей, а молодые специалисты и того меньше – чуть более 5 тыс. рублей.

Накануне Дня знаний стало известно о дефиците учебников, соответствующих новым стандартам. По словам продавцов, книги появятся в 30-х числах августа либо в начале сентября.

Дефицит детских садов

Что касается детских садов, то здесь извечной проблемой остается нехватка мест. Несмотря на то, что в городе создаются семейные группы, открываются детские сады, очередь в них не сокращается, а наоборот, увеличивается. На ежегодной августовской конференции, прошедшей в Улан-Удэ 24 августа, Светлана Трифонова озвучила ужасающие цифры: на очереди в детский сад по городу на сегодняшний день стоят 16,5 тыс. детей.

Только за последние два месяца в очередь встали 1 280 детей. В районах дела обстоят еще хуже. Как сообщил в своём докладе министр образования Бурятии Алдар Дамдинов, в 9-ти муниципальных образованиях республики охват детей дошкольным образованием превышает средний республиканский уровень (в Улан-Удэ он составляет 55%).

- Низкий охват услугами дошкольного образования в Иволгинском (20,5%), Еравнинском (29%) и Тарбагатайском (29,2%) районах, – сказал Алдар Дамдинов.

Заложниками в этой ситуации остаются малыши и их мамы, вынужденные годами ждать, когда же их чадо будет, наконец, устроено в детский сад. Ожидания нередко растягиваются на года.

- К нам приходили мамы, которые ждут своей очереди в течение 2–3 лет, – рассказала Надежда Алешина. – Их волнует вопрос, каким образом распределяются места в детские садики. Ожидая свою очередь, мамы вынуждены сидеть дома с ребенком вместо того, чтобы работать. Особенно страдают молодые мамы, только что закончившие учебу в высших учебных заведениях.

Помочь в решении проблемы могли бы частные сады. Однако их деятельность затрудняют жесткие санитарно-эпидемиологические и противопожарные нормы. В своем выступлении Светлана Трифонова выразила пожелания, чтобы ведомства, регулирующие соблюдение этих норм, разрабатывали основные требования к дошкольным учреждениям совместно с Минобразования.

Еще одной проблемой детских садов является нехватка кадров. В 23 детских садах при потребности в 431 работнике работают всего лишь 367, причем 13% воспитателей не имеют специального педагогического образования. Воспитывают дошколят педагоги от 45 лет. Молодые специалисты в детские сады устраиваются неохотно, что объясняется низкой заработной платой. По состоянию на 1 июля размер среднемесячной заработной платы воспитателя составлял 7 900 рублей. В этом году фонд оплаты труда повысился на 6,5 % – заработная плата воспитателя увеличилась до 8 413 рублей. С 1 сентября текущего года, в связи с дополнительным предусмотренным финансированием из местного бюджета в размере 10, 1 млн рублей, ожидается очередное повышение зарплаты педагогов до 9 224 рублей.

«Нищий учитель – позор государства!»

С 1 сентября на 6,5% повысится заработная плата и у учителей средних школ. Если 1 июля среднемесячная заработная плата учителя составляла 14 895 рублей, то с 1 сентября она вырастет до 17 351 рублей. Напомним, что в связи с инфляцией в стране заработная плата поднялась у всех работников бюджетной сферы, за исключением учителей. У них 6,5% входят в стимулирующую часть. Выходит, не каждый педагог сможет получить эту самую прибавку.

Вообще новая система оплаты труда школьных учителей до сих пор вызывает массу противоречивых мнений. Кто-то ею доволен, кто-то нет. Наиболее ярко свое недовольство выразили коммунисты. 25 августа они вышли на площадь Революции с протестным пикетом, требуя от власти повысить зарплату учителям с 1 сентября. По их мнению, норма подушевой оплаты в корне неверная, ведь от этого больше всего страдают малокомплектные школы.

- На одного учителя, согласно нормам федерального центра, должно приходиться 15 учеников, у нас же в республике приходится 12,6 детей, – сообщил участник пикета, председатель республиканской организации профсоюзов работников образования и науки Алексей Монголонов. – В итоге школы вынуждены сокращать учителей, не говоря уже о техперсонале, психологах, преподавателях физкультуры т.д. Дошло до того, что в некоторых школах учителя сами моют полы.

После введения новой системы оплаты труда под сокращение попали 2 230 учителей, закрыто 67 школ. О внеклассной работе и говорить нечего. 18 учреждений дополнительного образования республики приобрели статус автономных. Школьные секции и кружки сократились на 70%, закрыто 20 внешкольных учреждений. Все это повлекло за собой рост детской преступности, о которой и говорила на конференции Светлана Трифонова. «Детская преступность выросла в 2,5 раза», – констатировала председатель городского комитета по образованию.

Вот так… Получается, делается все, а выходит боком. Может быть, причина в том, что нужно прежде чем что-то сделать, хорошенько подумать и все взвесить?

Кол-во просмотров: 565

Поделиться новостью:


Поделиться: