Геннадий Федик представил суть своих расчетов

Бывший учитель-физик Геннадий Федик несколько лет скрупулезно вел аналитическую работу, составляя исчерпывающую картину того, как ежегодно в столице Бурятии учителя недополучают сотни миллионов рублей в своих скромных зарплатах.
Общество |

Бывший учитель-физик Геннадий Федик несколько лет скрупулезно вел аналитическую работу, составляя исчерпывающую картину того, как ежегодно в столице Бурятии учителя недополучают сотни миллионов рублей в своих скромных зарплатах.

Общий расклад исчезнувших денег за три года таков. По сведениям Геннадия Федика, в 2008-2009 учебном году в школьные фонды зарплаты (69 школ) от Управления образования Улан-Удэ не поступило 172,3 млн рублей, причитающихся учителям. На следующий 2009-2010 год сумма «недостачи» составила 111,6 млн рублей и, наконец, в 2010-2011 году – еще на 131,9 млн рублей. Общая сумма потерь за три года действия хваленой «новой системы оплаты труда» (НСОТ) учителей, достигла 416 млн рублей.

Прозрачные потери

Чтобы узнать, сколько недополучила каждая школа, надо знать лишь две цифры: точное количество учеников в школе на начало учебного года и сумму, полученную школой в виде бюджетной субвенции в свой фонд заработной платы (ФЗП) в месяц. Контрольная же цифра «подушевого» финансирования для всех школ Улан-Удэ известна и утверждена целым рядом нормативных документов. Например, в течение прошедшего 2010-2011 учебного года на одного ученика городской школы федеральный бюджет выделяет 17 тыс. 840 рублей в год «на одну душу». И месячная «подушевая» цифра составляет уже 1 486 руб. 67 коп. Эти деньги регулярно, аккуратно и в полном объеме поступают в Бурятию из Москвы. Далее они должны в том же объеме перенаправляться в ФЗП каждой школы – сначала из бюджета РБ в муниципальный, а затем прямиком в школу. По закону не должно быть никаких «поправочных коэффициентов» и других дурно пахнущих методов «отщипывания» денег.

«Подушевая» трагедия

Например, лингвистическая гимназия №3, которую в прошлом учебном году посещало 960 гимназистов, должна была получать 1 млн 427 тыс. 203 руб. 16 коп. (1486,67 руб. х 960) в месяц (17 млн 126 тыс. 438 руб. 40 коп. – в год). Однако Геннадий Федик обнаружил, что, оказывается, учителя гимназии получили от городского управления гораздо меньше. В итоге на каждого ученика там было выделено не 1486 руб. 67 коп., как надо, а всего 1194 руб. 69 коп. – на 291 руб. 98 коп. меньше. В итоге учителя потеряли в зарплате в общей сложности 280 тыс. 303 рублей в месяц и аж 3 млн 363 тыс. 638 рублей в год.

В не менее обидном положении оказались почти все городские школы. Из 69-ти школ лишь 4 (спецшкола для инвалидов №60, школа-сад №89, гимназия №59 и школа №23) получили больше, чем полагается. Сумма «переплаты» этим четырем «счастливчикам» составила 21,77 млн рублей. Все остальные школы получили денег на зарплату меньше, чем должны были. Например, учителя 42-ой школы за год потеряли в зарплате 4,1 млн рублей, их коллеги из 26-ой школы недосчитались в своем ФЗП 4,43 млн рублей, учителя 35-ой школы – 5,65 млн рублей, школы №32 – 6,37 млн рублей, №49 – 6,95 млн рублей. Всего же, напомним, в прошлом учебном году учителям города недодали 131,9 млн рублей.

Результатом работы Федика стала обширная сводная таблица, в которой все – учителя, родители, ученики, правозащитники, надзорные органы – могут найти данные по каждой из 70 школ Улан-Удэ за все три года «эксперимента» введения НСОТ. Со всеми цифрами «недодачи» несчастным учителям – по каждому ученику в каждой школе в месяц, в год, а также общие цифры потерь.

Геннадий Федик готов ответить за каждую цифру в своей уникальной таблице. В ходе изысканий он занимался почти агентурной работой с «резидентами» в городском Управлении образования и Минобразования РБ, предоставившим копии подлинных документов о финансировании городских школ. Много времени отняли консультации с юристами и специалистами республиканских ведомств, а также аналитическая работа.

Вернуть деньги и отменить НСОТ

– Еще летом 2009 года я встречался с президентом Бурятии Вячеславом Наговицыным, которого я убеждал в том, что фонд экономии зарплаты должен принадлежать школе, что этим фондом должен распоряжаться коллектив школы, – рассказал «Новой Бурятии» Геннадий Федик. – После этого мы (активисты общественного движения «Учителя Бурятии». - С.Б.) подали в суд и уже в декабре 2009 года учителя тех школ, где был фонд экономии зарплаты, получили от 500 рублей до 5 тыс. рублей за четыре последних месяца 2009 года. Однако в январе 2010 года я был вынужден уйти из школы из-за того, что на меня вдруг пошли жалобы и заявления. Некоторые родители обвиняли меня в непрофессионализме, в том, что я занижаю оценки, коллеги лили грязь. Еще немного, и меня обвинили бы в актуальной сейчас педофилии. Попробуй потом отмойся!

Таким образом, появилось время для расследования. Когда появилась окончательная цифра в 416 млн рублей, это ужаснуло его самого. До этого ведь многие люди возмущались, но никто этим не занимался и не было конкретных данных.

Сегодня главная цель Геннадия Федика, во-первых, возврат всех денег, недошедших до учителей, во-вторых, отмена НСОТ и переход на единую тарифную сетку (ЕТС) при расчете зарплаты. Этих целей члены движения «Учителя Бурятии» будут добиваться в судах.

По мнению Геннадия Федика, введение «новой системы оплаты труда» учителей не принесло ожидаемого положительного эффекта и дискредитировало себя. В результате большие деньги, выделяемые на образование, не только не приносят пользы, но даже вредят.

– Тех, средств, которые государство направляет на зарплату учителей, предостаточно для того, чтобы люди в школах получали достойно, и для того, чтобы хватало специалистов для повышения качества образования. Деньги на это все выделяются. Но сейчас, при данной, я убежден, коррупциогенной системе их распределения деньги не доходят до школ. А те, которые доходят, распределяются так, что это вредит школе, – считает он.

В ходе расследования к Федику обращались разные люди. Одна из учительниц начальных классов принесла распечатку своего месячного дохода в школе. Немолодая уже учительница ведет четыре урока в день в классе из 22 учеников, получая всего 6750 рублей. Вместе с классным руководством (440 рублей) и всеми надбавками в 3595 рублей ее зарплата в школе составляет 10785 рублей.

В то же время сумма, выделяемая на зарплату учителя, обучающего этих 22 детей, составляет в месяц в три раза большую сумму, чем она получает. Если исходить из подушевой нормы на оплату за работу с одним учеником (1486 рублей 67 копеек в месяц), учитель мог бы преспокойно получать 32702 рубля в месяц. В малокомплектной городской школе (2039 рублей в месяц на одного ученика) на зарплату учителю деньги приходят в размере 44 861 рубль в месяц, а в деревенской школе, не поверите, 61746 рублей!

По словам Федика, в Иркутской области, где учителей не стали переводить на НСОТ, а оставили на ЕТС, средняя зарплата учителя уже сейчас составляет более 30 тыс. рублей. «Сегодня зарплата директора школы напрямую зависит от среднемесячной зарплаты в школе, которая зависит от фонда оплаты труда и количества педработников, – говорит общественник. – И любой директор заинтересован в меньшем количестве учителей в школе, что снижает качество образования, сокращает количество предметов, развивающих занятий, повышает нагрузки на учителей, снижающих качество работы».

Информация о распределении денег в школах Улан-Удэ стала достоянием общественности. Что же происходит сейчас в сельских школах и образовательных учреждениях, находящихся под эгидой Минобраза РБ? Свои подвижники там пока не появились. Тем не менее масштабы недодачи «подушевых» денег в школы в районах могут быть не меньше, чем в Улан-Удэ. Косвенно об этом говорит следующее.

Например, в республиканском законе о бюджете на 2010 год в ст. 18 установлена норма, что сумма, не превышающая 5% от общего объема субвенции (на зарплату учителям в рамках подушевого финансирования), предусматривается в качестве «нераспределенного объема субвенций между муниципальными образованиями» в Бурятии. Эти 5% составляют 169,99 млн рублей из почти 3,4 млрд общей субвенции. Эти «подушевые» деньги до школ тоже не дойдут. И это лишь малая часть общей картины.

В ближайшее время Геннадий Федик намерен подать иск и в Конституционный суд РБ с просьбой признать неконституционным постановление правительства Бурятии №289 от 18 сентября 2007 года «О поэтапном переходе в 2007-2008 годах на НСТО работников общеобразовательных учреждений в Республике Бурятия».

Кол-во просмотров: 799

Поделиться новостью:


Поделиться: