Дорогие подарки

Селам Бурятии не на что содержать юбилейные объекты
Политика |

Пустая площадь, несколько десятков скамеек и сотня фонарей – таким спустя четыре месяца после юбилейных торжеств предстает главный подарок к 350-летию добровольного вхождения Бурятии в состав России. Село Тугнуй Мухоршибирского района, заметенное свежевыпавшим снежком, выглядит тихим и сонным. Центральная площадь, появившаяся как презент от премьер-министра Путина, пустынна. Лишь старый «жигуленок» огибает ее по накатанной колее да ветер полощет флаги вдоль нового комплекса.

Тишину разрушают голоса ребятишек, вырвавшихся с уроков на уличный простор. Их пара десятков, кого-то встречают бабушки, а остальная ватага, несмотря на пронизывающий степной ветер, наслаждается первым снегом – ребятня играет в снежки, засыпает друг друга колючим снегом. Где-то среди этих ребятишек и бурятская «золушка» – Даша Варфоломеева.

Но в этот раз интерес для «Новой Бурятии» представляет не маленькая девочка из бурятской глубинки. Героиней становится сама глубинка. Вернее, то, насколько повлияло на маленькое село появление огромного культурно-образовательного комплекса.

Чуть подтаявший к обеду снег на бетонированных дорожках не скрывает – с утра мы первые, кто пытается подойти к комплексу. Странно, может быть, местное население не привечает новшества, и, как водитель «Жигулей», предпочитает пройти натоптанными годами тропками? А может, срабатывает чувство «невсамделишности», нереальности происходящего? Тугнуйцы, получившие подарок на сотни миллионов рублей, просто не могут поверить, что это навсегда, что никто не прилетит на вертолете и не отберет внезапно свалившегося счастья? Школа, детсад, спортзал, школа искусств и фельдшерско-акушерский пункт.

Как оказалось, счастье в данной конкретной ситуации понятие спорное – многомиллионный комплекс, расположившийся на сотнях квадратных метров, надо содержать. А так как ни одно из социальных учреждений, разместившихся в нем, не имеет республиканского значения, то и финансируются они из местного бюджета. Какой бюджет может сформироваться в небольшом селе, где проживают чуть более 1 тыс. человек, чей основной доход дает личное подсобное хозяйство? И сможет ли этот бюджет вообще нести такую нагрузку?

Очевидцы, привлеченные в Тугнуй грандиозным строительством, рассказывали, как уже на следующий день после памятного визита глава сельского поселения Александр Бурлаков самолично отключал электричество на площади. И немудрено – бюджет поселения не потянет несколько десятков трехрожковых фонарей. К тому же весь фонарный парк сконцентрирован в одном месте – вдоль и около комплекса. А вот если бы фонари разместили по всем улицам села. Хотя в рабочем состоянии они, думается, будут освещать всю Мухоршибирскую долину.

Десятки фонарей, несколько лавочек, сотни квадратных метров новых объектов – их содержание обходится в копеечку местному бюджету. Район при своих доходах в почти 0,5 млрд рублей мог бы помочь, но тогда был бы нарушен бюджетный кодекс. То же можно сказать и о республиканском бюджете.

В целом так называемые «юбилейные объекты», особенно школы, стали для местных властей настоящей головной болью. Так, в Кяхте построили суперсовременную школу, рассчитанную на инклюзивное образование. Светлое, просторное здание с солнечными батареями, лифтами и газовой котельной рассчитано на 1200 учеников. Но на 1 ноября в ней учится всего 800 школьников. Чтобы наполнить школу до проектных 1,2 тыс., придется закрыть СОШ №1 г. Кяхты. Но уже сейчас самым дальним ученикам приходится пройти порядка 6 километров, чтобы попасть на занятия. В случае увеличения количества учеников возрастет и километраж, который будут вынуждены преодолевать школьники.

А путь к школе далеко не самый безопасный. Возведенное на горе здание расположено на пересечении сразу нескольких дорог, в том числе и федеральной «Улан-Удэ – Кяхта». И школьники каждый день рискуют жизнью, переходя дорогу. К тому же, если сама школа является сегодня образцом, то вот подходы к ней оставляют желать лучшего – высокая лестница не отгорожена. В дождь по ней вниз устремляются все водные потоки, а в заморозки она становится настоящим катком. Самое место вспомнить диалог директора с одним из участников торжественного открытия школы: «А зачем вам три лифта для инвалидов? – А с расчетом на будущее!».

Колоссальное строительство, развернувшееся в этом году в Бурятии, напомнило лучшие советские годы – строили все и везде. Очевидно, чтобы пока не смущать население новыми стройками, Вячеслав Наговицын ввел мораторий на строительство новых зданий. В ближайшие пять лет все социальные объекты, возводимые в Бурятии, будут строиться на основе старых недостроев. Конечно, возникает вопрос безопасности. Но президент обещал, что будут использоваться только технически пригодные сооружения. Мораторий закончится аккурат к новому юбилею – в 2016 году исполнится 350 лет с основания Улан-Удэ / Верхнеудинска.

Напомним, всего к юбилейным датам в Бурятии было введено в строй порядка 50 объектов, в том числе построено 11 школ и 11 детских садов. Конечно, республика нуждалась и в новых школах, и в детских садах. Но то, как их построили – без учета элементарных рельефных особенностей, и то, как их будут содержать – на копеечные местные бюджеты, внушает массу сомнений. Уж слишком дорого могут обойтись глубинке эти юбилейные подарки.

Кол-во просмотров: 2103

Поделиться новостью:


Поделиться: