Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

В январе 2012 года исполняется 10 лет с начала пенсионной реформы 2002 года — а пенсионный вопрос между тем актуален как никогда и, в общем, не решен. В чем причины неудач этого десятилетия?

По мнению заместителя директора Независимого института социальной политики Оксаны Синявской, в правительстве продолжают обсуждаться различные варианты пенсионной реформы. Причем одним из них является возврат к определению пенсии в зависимости от заработка и трудового стажа — система, от которой практически отказались как раз в 2002 году. Forbes обозначил шесть причин провала пенсионной реформы в России.

1. Государство побоялось решить вопрос досрочных пенсий. В результате льготные и досрочные пенсии, финансирующиеся на тех же самых условиях, что и обычные пенсии, составляют примерно треть всех новых назначений трудовых пенсий. Их получает больше трети всех пенсионеров по старости, причем эта доля продолжает расти. Результат — избыточные пенсионные обязательства государства.

2. Не решена проблема низкого общеустановленного возраста назначения пенсии по старости. Не существует объективных аргументов против повышения пенсионного возраста у женщин, которые живут намного дольше мужчин. К тому же повышение возраста начала трудовой деятельности, которое мы наблюдаем с каждой сменой поколений, означает сокращение времени, которое работники проводят на рынке труда.

3. Фактически произошел фальстарт накопительной компоненты пенсий. Были неверно оценены возможности российских финансовых рынков и способность финансовых компаний эффективно «переварить» эти средства, обеспечив им хорошую доходность. На этапе реализации накопительной реформы была полностью провалена информационная кампания, а стандарты раскрытия информации компаниями, работающими на рынке, были приняты с заметным опозданием. Результатом этих ошибок стало практически полное отсутствие активности населения в части формирования обязательных пенсионных накоплений.

4. Формирование многоуровневой пенсионной системы, сочетающей распределительные и накопительные принципы финансирования, оказалось под вопросом в силу того, что не был продуман порядок финансирования неизбежно возникающих в этом случае издержек по переходу к новой системе от прежней, полностью распределительной.

5. Задачи различных социально-экономических реформ зачастую противоречили друг другу. В то время как введение накопительной компоненты требовало привлечения дополнительных средств в пенсионную систему, реализация налоговой реформы привела к еще большему сокращению поступлений на пенсионные нужды.

6. Пенсионная реформа не ликвидировала полную отстраненность работников от участия в формировании пенсионных прав. В России взносы в пенсионный фонд платит по-прежнему работодатель, а негосударственное пенсионное обеспечение развивалось главным образом в форме корпоративных пенсионных систем, создаваемых по инициативе работодателей.