Окинский тупик

В Бурятии на финишную прямую выходят выборы глав муниципальных образований в Еравнинском, Иволгинском, Кабанском, Окинском районах.
Политика |

Унылые ландшафты Орлика

В Бурятии на финишную прямую выходят выборы глав муниципальных образований в Еравнинском, Иволгинском, Кабанском, Окинском районах. Разворачиваются сложные предвыборные интриги, инициированные руководством регионального отделения «Единой России». В наиболее сложной ситуации оказались избиратели отдаленного Окинского района в результате интриг, развернутых зампредом правительства РБ Петром Носковым, бывшим главой Окинского района (1994-2003 гг) Валерием Монголовым, бывшим депутатом Народного Хурала РБ Доржо Наханцаковым, руководителем Бурятского регионального отделения «Единой России», председателем комитета Народного Хурала Владимиром Павловым, депутатом Народного Хурала Андреем Самариновым, представляющим объединенный избирательных округ (Тункинский и Окинский районы). Всех этих людей связывают продолжительные тесные рабочие контакты. Носков и Монголов продолжительное работали главами районов Мухоршибирского и Окинского соответственно. Доржо Наханцаков был замом Павлова в годы его работы в комитете по аграрным вопросам. Используя административный ресурс своих бывших коллег, окинские экс-чиновники, решили продвинуть в главы района Баира Балданова, ныне заместителя главы районной администрации. В результате согласованных действий действующий глава Баир Шарастепанов был отстранен от руководства районным предвыборным штабом «Единой России», а его место занял Доржо Наханцаков, который все годы своей политической карьеры действовал против «Единой России». При этом в 2003 году именно Баир Шарастепанов создал партийную ячейку, еще будучи директором Орликской школы. При поддержке республиканских лоббистов была произведена замена руководителей территориального избирательного комитета (ТИК). Место Надежды Дугаровой заняла Эльвира Гармаева - давление лично оказывал Балданов.

Окинцы неожиданно оказались в тупике после отказа в регистрации фавориту предвыборной гонки, действующему главе Баиру Шарастепанову, а также руководителю контрольно-организационного отдела районной администрации Зоригто Урбаеву. Незаконность отказа была доказана решением Тункинского районного суда от 11 ноября. До 14 ноября ТИК Окинского района обязали исполнить решение суда и зарегистрировать кандидатов. Решение суда первой инстанции осталось невыполненным, что является нарушением действующего федерального законодательства. На момент сдачи номера в печать была подана кассационная жалоба на опротестование решения суда первой инстанции в Верховном суде Бурятии.

Действия заговорщиков оставили избирателей горной Оки без права выбора, привели к резкому ухудшению рейтингов «Единой России» в районе. «Единая Россия» отвернулась от своих активистов, и в этой окинской истории превратилась из правящей партии в инструмент борьбы между родственными кланами. А коммунисты получили неожиданный карт-бланш.

Данный сценарий может уходить своими корнями в 1990-е годы, когда Окой руководил Валерий Монголов. На те годы пришелся пик производительности золотодобывающей компании ОАО «Бурятзолото» и Окинский район напрямую получал многомиллионные отчисления в местный бюджет по налогу на добычу полезных ископаемых. И для многих окинцев не секрет, что основная часть средств была неэффективно израсходована, могли быть многочисленные финансовые нарушения.

В 2005-2006 годах, в связи с участившимися наводнениями, руководство Оки встало перед выбором: строить заградительные сооружения или переносить райцентр в порт Оку, поселок Саяны, в 30 км от Орлика. Баир Балданов тогда исполнял обязанности главы района. При строительстве дамбы могли быть не вскрытые финансовые нарушения. Да и само решение о строительстве дамбы, по оценкам многих местных жителей, было принято скоропалительно, привело к нарушению экологии, комфортной среды, уничтожению уникального ландшафта. Было бы целесообразнее принять сложное, но ключевое решение о переносе районного центра. Это позволило бы более эффективно использовать бюджетные средства, выделенные на ликвидацию последствий наводнения. При этом проблема не решена, Орлик по-прежнему не защищен от половодий, а его виды представляют собой унылое зрелище.

Монголов, Наханцаков, Самаринов преследуют свои корыстные интересы, которые понятны всем жителям района. Как сообщают местные жители, существуют договоренность, что в случае победы Баира Балданова на выборах сын Монголова Андрей и дочь Наханцакова Ирина займут ключевые посты в руководстве администрации района. Перед местными бонзами откроется путь к контролю на муниципальными финансовыми потоками. По некоторым данным, последняя заменит свою мать, Людмилу Наханцакову, на посту заместителя главы по социальной сфере. Стоит напомнить, что Доржо Наханцаков, будучи депутатом народного Хурала, оказался замешан в громком скандале в 2004-2006 годах. Тогда вскрылись факты того, что социальное жилье, предназначенное пенсионерам, ветеранам Великой Отечественной войны было распределено между депутатами и чиновниками по специальным, льготным ценам.

Обличитель власти и бизнеса

Изучение материалов публичных выступлений кандидата на пост главы Оки Баира Балданова иллюстрируют его личные взгляды на власть и бизнес. В частности, на Постоянном форуме по вопросам коренных народов в штаб-квартире ООН, в своих речах Баир Балданов как президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Бурятии, воспользовавшись международной площадкой, крайне негативно высказывается о политике федеральных и республиканских властей по отношению к коренным малочисленным народам Бурятии. Это наносит прямой ущерб репутации региона и страны, о чем Балданов не мог не понимать. При этом в порыве эмоциональности, лидер сойотов крайне нелепо, по-дилетантски выступает с предложением в адрес международных институтов как ООН по разработке законодательных актов в сфере недропользования на территории России и Бурятии в частности. Особенно наивным звучит в стенах ООН призыв: "законодательно закрепить положение об обязательности выплаты коренным народам справедливой и честной компенсации в случае их перемещения, осуществляемого вследствие промышленного освоения территории традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности». Эти инициативы являются голословными, свидетельствуют о полном незнании, непонимании российской законодательной системы. Международные институты как ООН не имеют полномочий принимать законы, призванные регулировать сферу недропользования в суверенных государствах. В тексте выступлений четко прослеживается линия дискредитации федерального законодательства, регламентов, принятых в правовом поле РФ.

Крупных инвесторов ОАО "Бурятзолото", ООО «Хужир Энтерпрайз», осуществляющих разработку Зун-Холбинского и Коневенского месторождений рудного золота, должна вызывать тревогу позиция будущего потенциального руководителя Окинского района, обвиняющего в своих публичных выступлениях эти компании. Кроме того, как должны отреагировать на это глава республики Вячеслав Наговицын и руководитель экономического блока правительства РБ Александр Чепик, пытающиеся привести инвесторов в Бурятию? В своих выступлениях Балданов предложил ряд мер ограничительного характера, препятствующих развитию добывающей промышленности республики на территориях проживания малочисленных народов Севера. А это без малого основные кладовые Бурятии на территориях Окинского, Закаменского, Баунтовского, Муйского, Северобайкальского и Курумканского районов.

Горе-горец

Складывающаяся предвыборная ситуация в Оке вызвала общественный интерес, что повлекло за собой поток разной информации. В частности, в интернет-сообществе появились подробности об интимной жизни кандидата Балданова. Публичные обсуждения некоторых фактов, делают еще более сложным выбор окинцев 4 декабря. Ситуация в Оке загнана в самый тупик.

Кол-во просмотров: 1692

Поделиться новостью:


Поделиться: