Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

В Бурятии проживают 2 600 эвенков. «Язык каждого народа – это ценность, и золотые россыпи нужно сохранить», – так считает ЮНЕСКО. Это понимает эвенкийская общественность, выступающая за сохранение родного языка. С начала 90-х годов в нашей республике началось возрождение и развитие национальных школ, способствовавшие изучению родного языка и культуры эвенкийского народа.

Один из основных факторов, развивающих эвенкийские школы, – инновационная деятельность, в которой принимала участие кандидат педнаук Е.Д. Миронова. Под ее научным руководством над новыми проектами продолжают работу Дыренская СШ Курумканского района и Багдаринская СШ-интернат Баунтовского района. Здесь ведется работа по созданию новых моделей школ Севера по возрождению, сохранению родного языка и традиционной культуры.

Е.Д. Миронова – автор учебно-методических пособий для учителей эвенкийского языка. Впервые в России она разработала прописи по эвенкийскому языку, опубликованные в одном из самых крупных издательств по выпуску учебников – «Дрофа» (СПб). Эти уникальные издания пользуются большим спросом у учителей, дети эвенков благодаря прописям могут изучать свой родной язык. Учебными пособиями пользуются и сородичи в Китае. Они с удовольствием читают «Сказки Севера», над изданием которых Елена Дашиевна работала многие годы, собирая фольклор народов Севера.

Кандидат педнаук Е.Д. Миронова за 20 лет работы сделала немало для сохранения и развития языка и культуры эвенкийского народа. Под её руководством проводились республиканские и межрегиональные научно-практические конференции, семинары по проблемам сохранения эвенкийского языка и этнокультуры. Впервые в Бурятии в 2010 году прошел межрегиональный конкурс учителей эвенкийского языка «Аятку алагумни-2010», который организовала Елена Дашиевна.

С приходом в Республиканский институт кадров управления и образования (бывший ИУУ – БИПКРО) ректора В.М. Бадмаева ситуация в корне изменилась. Например, невнимание и пренебрежение к проблемам преподавания эвенкийского языка с его стороны стало нормой. «Ректор института предпочитает не вникать в проблемы языка малочисленных народов Севера – эвенков и сойотов. Возможно, он предполагает, что со временем эти языки исчезнут из активного употребления, и тогда не будет необходимости в их изучении. В институте несколько лет работает лаборатория бурятского языка, и моё предложение открыть лабораторию языков народов Бурятии – эвенков и сойотов – Бадмаев не поддержал, хотя в Окинском районе сойотский язык ведется с 2002 года», – рассказывает Е. Миронова.

В.М. Бадмаев сравнивает работу Е. Мироновой с деятельностью преподавателей основных учебных дисциплин, требуя формального выполнения учебной нагрузки. Плановую нагрузку выполняют преподаватели и методисты, курирующие предметы. Отметим, что в Бурятии учителей русского языка около 3 000, а бурятского – 900. По словам ректора, Миронова не выполняет учебную нагрузку.

– Но моя функция совсем другая. Это консолидация, объединение учителей эвенкийского языка, сохранение литературных норм эвенкийского языка. Эвенки, проживающие в 11 субъектах России, говорят на разных диалектах. В их речи встречаются заимствованные слова из разных языков. Я, как носитель норм литературного эвенкийского языка, читаю лекции по методике преподавания родного языка учителям в регионах компактного проживания эвенков. Эту сторону моей деятельности ректор не учитывает, – рассказывает Елена Дашиевна.

С 24 по 28 октября проводились Дни эвенкийской культуры. Е. Миронова выступала на научно-практической конференции с докладом «Народные мастера-эвенки», материалы к которому собирала по крупицам. Кроме того, она была председателем жюри межрегионального конкурса «Синилгэн-2011» («Красавица Севера»). Выступала она и на Совете эвенкийского народа России. «Игнорируя мое участие в столь важном мероприятии, ректор В. Бадмаев все эти дни засчитал как отсутствие на работе и уволил меня за прогулы без уважительной причины 31 октября 2011 года. Считаю, что отношение ректора ко мне, единственному в Бурятии специалисту в области методики преподавания эвенкийского языка, я расцениваю как дискриминацию в сфере труда», – с горечью говорит Елена Дашиевна.

Сейчас безработная Миронова свои права собирается цивилизованно отстаивать в судебном порядке. Кстати, она за последнее время шестой по счету сотрудник этого института, который защищает свои законные права на труд, гарантированные Конституцией РФ.