Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

До 2025 года развитие столицы Бурятии рассчитывается на численность населения в 440–450 тыс. человек. Грядущее расширение границ города позволит достичь численности до 700 тыс. человек. В этом году в столице Бурятии намечено строительство нового моста через реку Уду, который соединит Железнодорожный и Октябрьский районы. Кроме того, город постепенно будет пополняться новыми мостами, дорогами и скульптурами. Об этом и других новостях в строительной и архитектурной отрасли «Новой Бурятии» рассказал начальник управления архитектуры и градостроительства городской администрации Владислав Павлович Итыгилов.

– Уважаемый Владислав Павлович, какие направления являются приоритетными для генерального плана Улан-Удэ?

– Основной документ развития города разработан Санкт-Петербургским институтом урбанистики в 2007 году. Согласно генплану в четвертой редакции (всего их было шесть), развитие города предусмотрено в двух направлениях: западном и юго-восточном. На расчетный срок – до 2025 года мы должны получить, при нынешней емкости территории, численность населения города на 440–450 тыс. человек. В настоящее время развитие Улан-Удэ ведется в пределах городской черты. Еще не полностью освоены территории юго-западного и юго-восточного районов. В частности, это кварталы №№ 105, 106, 110, 111. На юго-востоке это поселок Энергетик.

Кроме того, грядущее расширение границ города предусматривает в перспективе увеличение численности городского населения до 700 тыс. человек. Данная работа будет осуществляться в направлении трех прилегающих к городу районов – Иволгинского, Тарбагатайского и Заиграевского. Пока мы не можем точно назвать населенные пункты, которые войдут в состав Улан-Удэ. Но однозначно это и Сосновый Бор, и Тальцы, и Нижняя Иволга.

– Для столицы Бурятии очень важны инфраструктурные объекты – дороги, развязки, мостовые переходы через реки и железнодорожные пути, объездные дороги. Каких объектов Улан-Удэ явно не хватает?

– В связи с развитием города встает вопрос и о транспортной системе. Сегодняшняя ситуация с транспортной сетью оставляет желать лучшего. И усугубляется она тем, что в связи с активным строительством перекрыты некоторые городские магистрали. Однако наихудшей точкой в этом плане является участок от улицы Ербанова до проспекта 50-летия Октября. Есть разные варианты решения этой проблемы. Во-первых, это расширение проезжей части, но это трудоемкий и довольно дорогостоящий процесс. Существует еще один вариант, предложенный ОАО «РЖД». Его проект позволит автомобилистам использовать улицу Добролюбова с выходом около виадука на улицу Борсоева, а затем с правым поворотом можно уйти на Левый берег. Сейчас этот вариант в процессе обсуждения. Кроме того, в планах строительство путепровода над проспектом 50-летия Октября со смещением или же переносом памятника.

Для разгрузки дорог нашим управлением намечена еще одна развязка в районе Стрелки на пересечении улиц Ботаническая и Николая Петрова. Она уже отработана в эскизных предложениях. После ее реализации водители смогут беспрепятственно уходить на баргузинское и хоринское направления через авиазавод. В будущем будем расширять и проспект Автомобилистов, чувствуется, что уже не хватает третьей полосы. Благо резервные территории для увеличения полос движения имеются.

Более того, на расчетный период у нас предусмотрено строительство трех мостов. Начало строительства первого моста, который соединит Железнодорожный и Октябрьский районы в створе по ул. Приречной с выходом на ул. 3-ю Транспортную, запланировано уже в этом году. В перспективе мы должны его сдать к 350-летию нашего города. У нас есть разработанная проектно-сметная документация, осталось дождаться финансирования. Тогда мы полностью разгрузим центр. Строительство еще одного моста планируется с юго-восточного района в Железнодорожный с выходом на автомагистраль Улан-Удэ – Загорск. Также намечена реализация проекта по возведению мостового перехода через р. Селенгу, на продолжении ул. Трубачева в направлении на запад, в сторону аэропорта.

При этом особое внимание будет уделено развитию юго-западного направления – поселков Горького, Комушка и т.д. Почему район плохо развивается, хотя он находится в пяти минутах от улицы Бабушкина? Потому что тяжелая ситуация с транспортом. Есть два варианта: строительство подземных или надземных переходов через железнодорожную ветку на Наушки. Скорее всего, к строительству переходов мы приступим в 2012–13 годах. Не говоря уже о том, что там появится электрифицированный транспорт – троллейбус.

– Насколько сохраняется при строительстве новостроек единый архитектурный облик города? И что мешает этому?

– Наше управление рекомендует архитекторам проектировать здания с элементами восточного стиля. Однако зачастую построенные здания значительно отличаются от чертежа по цветовой гамме. Ведь современные материалы блестят, как консервные банки. К примеру, чтобы ТЦ «Столичный» не выделялся на Арбате, видимо, придется менять его зеленый цвет. Ведь улица Ленина у нас в нежных песочно-кремовых тонах. Тем более там будет отремонтирован театр кукол «Ульгэр». Мы должны, таким образом, замкнуть пространство нашей главной улицы.

Кроме того, новые здания в центральной части города будут оставаться на уровне двух или трех этажей. В настоящее мы приступаем к реализации проекта по комплексной планировке центральной части Улан-Удэ с реконструкцией отдельных памятников архитектуры. Под снос пойдут старые застройки 1940–50-х годов, не являющиеся памятниками. К примеру, дома в левой нижней части стадиона на Набережной будут полностью ликвидированы. После этого на пересечении улиц Советская и Свободы будет располагаться здание дворца бракосочетания. Там мы планируем открыть пешеходную зону вплоть до улицы Кирова.

Для сохранения архитектурных памятников в этом году управление разрабатывает муниципальную программу. Согласно нашим планам, улица Линховоина должна превратиться в заповедную зону с выходом на Одигитриевский собор.

– Как решается проблема с ветхим жильем в центре города?

– В прошлом году нашим управлением подготовлены предложения по развитию застроенных территорий. Рассмотрено 35 первоочередных площадок со сносом ветхих строений и комплексным освоением этих районов. В 2012 году уже по 12 площадкам будет вестись подготовка конкурсной документации. На этих территориях разрешается строительство общественных зданий и отдельно стоящих жилых домов. Ведь без жилой застройки центр тоже нельзя насытить. Иначе вечером это будет вымерший город.

– 2012 год объявлен Годом благоустройства, какие работы будут вестись в этой связи?

– Мы планируем усиленную работу в этом направлении. Будут установлены новые скульптурные композиции. Точно известно о возведении памятника «Седой Байкал» в образе старца. Скорее всего, на пустующей площади перед Бурятским драматическим театром будет установлен памятник герою бурятской народной сказки Будамшуу. Хотелось бы, чтобы в городе было больше интересных «живых» композиций. Кроме того, мы поставим памятник бурятскому олимпийскому чемпиону 1956 года по боксу Владимиру Сафронову. Эскиз уже утвержден. Сначала предлагали памятник по пояс, но потом решили запечатлеть его знаменитый хук слева. И в парках мы разместим различные скульптуры. Приглашаем всех архитекторов принять участие в наших конкурсах.

В 2011 году мы разработали программу «Комплексное озеленение территории Улан-Удэ». Согласно документу, к 2025 году предусмотрено увеличение минимальной площади озеленения на одного человека до 10 квадратных метров. Усиленно восстанавливаем существующие парки. В парке «Юбилейный» планируем создать аллею, посвященную истории наших городов- побратимов. Продолжим работу по озеленению улиц, магистралей, созданию пешеходных бульваров и аллей. Перед нами стоит задача восстановить малые архитектурные формы, хотя бы в виде скамеечек и мини-скверов. Может быть, начнем озеленять балконы и крыши домов, как в Европе.