«Обычное убийство из ревности» или человеческая трагедия?

31 января суд Заиграевского районного суда РБ приговорил Максима Белого, одного из самых известных кинооператоров Улан-Удэ, к 11-ти годам лишения свободы. Практически все друзья Белого знали его как уравновешенного и веселого парня, по-настоящему творческого и талантливого человека.
Происшествия |

31 января суд Заиграевского районного суда РБ приговорил Максима Белого, одного из самых известных кинооператоров Улан-Удэ, к 11-ти годам лишения свободы. Для многих, кто знал Максима, это стало шоком. Практически все друзья Белого знали его как уравновешенного и веселого парня, по-настоящему творческого и талантливого человека. Не менее шокировал и приговор, который был вынесен судом спустя несколько месяцев после совершенного им преступления. Сейчас Максим надеется на кассационную жалобу, где защита просит отменить приговор и направить дело на новое рассмотрение.

Пофигизм, или Раненный осколками несчастной любви?

23 сентября прошлого года около полуночи в селе Усть-Брянь Заиграевского района в частной квартире произошло преступление. Полиция обнаружила на месте происшествия труп, преступника, плачущую женщину и испуганную маленькую девочку.

Жителей Бурятии, как и всей России, подобными сюжетами уже давно не удивить. Криминальная хроника читается как светская и отличается лишь способами убийств – зарезали или зарубили. При этом за каждой сводкой – трагедия, от подробностей которой цепенеешь. Когда в семье изо дня в день пьют и бьют, то зачастую трагический финал предсказуем. Соседи говорят в этом случае: «допились». Но совсем по-другому, когда страшное совершает человек, казалось бы, не способный на такое. Нынче в творческой среде Улан-Удэ многие говорят о кинооператоре Максиме Белом и не могут понять, как он мог убить человека.

Однако из жизни некрасивых сцен не выкинешь и ничего не изменишь. Режиссер этой драмы – судьба. Самое грустное, что в нашей стране половина преступлений, жутких и диких, именуемых «бытовыми убийствами», происходит от неразделенных чувств и предательства, а еще… того самого быта, в мелочный риф которого ударяется семейная лодка и вдребезги разбивается. Осколки проникают куда-то в сердце и от былой пылкости и романтики, искренности и душевности у любящих людей остаются лишь досада и расчет.

Похоже, что так произошло в жизни Максима и Ярославы Белых. Завязка, развитие, кульминация и развязка. И кто в этой пьесе сыграл фальшиво, рассудят свыше. Суд свой вердикт уже вынес, поразив всех, кто знал Максима, строгостью приговора. Для друзей шоком стало уже то, что он совершил.

Максим Белый родился и вырос в Киргизии. Приехав семь лет назад в Бурятию, так и остался «гастарбайтером», не получив российского гражданства. Возможно, предчувствуя некую «временность», не бегал по инстанциям, оформляя бумаги, чтобы стать полноправным членом общества. А может быть, это был обычный пофигизм, присущий творческим персонам.

Макс смотрел на жизнь через объектив камеры. В Бишкеке работал на «Киргизфильме», приехав в Бурятию, остался оператором. Профессию свою любил, несмотря на небольшой доход. Возможно, потому и обозревал бытие как нечто, идеально встроенное в кадр. Жаль только, что жизнь в объективе можно сфокусировать, но не изменить.

– С Максимом мы вместе работали еще в Киргизии, – рассказывает Александр Соколов, директор киностудии «Урга». – Потом приехали в Бурятию снимать фильм «Первый нукер Чингисхана». Когда мне сообщили об этой трагедии, я долго не мог в это поверить. Макс, как его зовут все друзья, никогда не был человеком даже не то что агрессивным или конфликтным – он вообще никогда и ни с нем не ругался.

– Я поверить не могу… Мы как-то работали с ним. Такой парень светлый. У него даже фамилия – Белый. Я просто в шоке.., – эмоционально высказывается о случившемся Надежда, известный ди-джей радиостанции.

Мало зарабатывал…

Жена Максима Ярослава, женщина практичная, трудилась в воинской части. Муж – гастарбайтер, по мнению жены, «мало зарабатывал», о чем она и говорила в суде. Может, из-за этого спустя несколько лет после бракосочетания они и развелись. При этом на суде Макс утверждал, что развелись они «фиктивно», потому что его «иностранность» мешала его женщине в работе. Он любил жену и верил, что жизнь наладится, ведь у этих разных людей появилась дочь. С ней Максим виделся постоянно, обожал ее и даже как-то устроил день рождения в кафе для своей маленькой принцессы. Наверное, она и была тем теплым лучом, который растапливал лед непонимания между мужчиной и женщиной.

Ярослава же настаивала на том, что они в разводе и живут раздельно. Хотя с момента развода не прошло и двух месяцев. На судебные заседания Белая не всегда являлась, и это, казалось, совершенно опустошало Максима. Он передавал ей записки через друзей и справлялся о здоровье. На заседаниях суда он не сказал в адрес бывшей жены ни одного плохого слова. Впрочем, находясь за решеткой, он, вероятно, уже ясно понял, что конец отношений и иллюзиям наступил. Но надежда всегда умирает последней.

«Он подумал, что теряет все»

22 сентября 2011 года Ярослава Белая сдала экзамен на водительские права. Событие это женщина решила отпраздновать вместе с подругой и ее знакомым Александром М.
Возможно, человек этот был симпатичен Ярославе, если в 23.00 она впустила его в квартиру. А в это время дома находился ее бывший муж Максим, который часто приходил навестить дочку. Ярослава, не желая видеть бывшего мужа, попросила Александра сказать бывшему мужу, что они вместе, чтобы бывший супруг «отстал от нее». Видимо, Александр согласился.

Потом были словесные разбирательства соперников в машине. Ярослава ушла в квартиру. Затем, когда мужчины оказались вновь в квартире, Белый предложил выпить вина, поздравить жену и завершить этот вечер мирно. В какой-то момент женщина начала плакать. Александр предложил увезти ее и дочку «домой». Ярослава согласилась на это предложение.

В этот момент, как написано в материалах следствия, Максиму «показалось, что тот уводит его жену навсегда». Жалкие остатки надежды на любовь, возмущение от предательства и близость реального соперника – все смешалось в тот момент в душе Максима. Как утверждает его друг, кинопродюсер Вячеслав Марков, ситуация не возникла внезапно – все происходившее доселе было предпосылкой к трагедии.

– По сути, он увидел, как рушится его мир, – рассказал адвокат Белого. – Решающую роль сыграла даже не банальная ревность, а осознание того, что сейчас он может потерять всё. Это и привело, по нашему мнению, к тому, что Максим впал в состояние сильного душевного волнения, то есть аффекта.

Кухонный нож, оказавшийся в руках Белого, стал, согласно классике жанра, орудием убийства.

Суд посчитал, что Белый в момент совершения преступления не находился в состоянии аффекта и, исходя из всего произошедшего, признал подсудимого виновным в совершении убийства и назначил ему наказание в виде лишения свободы сроком на 11 лет строгого режима. Такое наказание друзья, коллеги и защита Белого посчитали слишком суровым. По их общему мнению, Максим не рецидивист и не маньяк, и совершил преступное деяние в состоянии аффекта, не контролируя свои действия. На это указывает и то, что он не скрылся с места преступления, не прятал орудие убийства, а просто сидел в квартире, дожидаясь приезда полиции.

Кол-во просмотров: 635

Поделиться новостью:


Поделиться: