Волшебство Юрия Ардашева

Совсем скоро в Русском драмтеатре состоится очередная премьера Юрия Ардашева – спектакль «Сказки старого Арбата». Накануне премьеры режиссёр поделился с «Новой Бурятией» своими мыслями о постановке, современном искусстве и волшебстве, которого нам так не хватает.
Общество |

Режиссёр Юрий Ардашев начал работать в Русском драмтеатре города Улан-Удэ год назад. За это время он поставил на сцене мюзикл «Чудо-колокол», получивший широкий резонанс среди зрителей, и совсем скоро состоится его очередная премьера – спектакль «Сказки старого Арбата» по пьесе А.Н. Арбузова. Накануне премьеры режиссёр поделился с «Новой Бурятией» своими мыслями о постановке, современном искусстве и волшебстве, которого нам так не хватает.

О «Сказках»

«Сказки старого Арбата» – пьеса о любви и смерти. Это вообще две основные категории искусства. Когда приходит любовь, умирать не страшно, смерть исчезает. Почему я ставлю спектакль по пьесе советского драматурга? Да просто Алексей Арбузов описывает то время, в которое я родился, впитал в себя всё то, о чём рассказывает автор. В конце 1970-х годов начиналась послевоенная оттепель и все ждали что вот-вот родится новый, совершенно другой человек… И люди действительно рождались уже другие, только не такие, о которых тогда мечталось. Поэтому это пьеса о тех людях, которых уже нет. Мне очень понятна психология главных героев, многое там созвучно сегодняшнему дню. И во всём этом есть что-то уходящее, щемящая грусть по настоящим ценностям, которые мы растеряли сегодня.

А ещё Арбузов очень загадочный автор, он заложил массу метафор в свой текст, ведь в советское время многое нельзя было сказать открыто. И вообще, Арбат, Москва – это мистические места, сердце России. На мой взгляд, Питер никогда не будет столицей и так и останется «странным творением Петра». А ведь интересно, что и Арбузов, и главный герой пьесы Балясников родились в Санкт-Петербурге, но, похоже, Москва им оказалась более близка, как и мне».

О любви к театру

Я начинал свою деятельность как кинорежиссёр, много снимал игровое и документальное кино, рекламные ролики. И работа над кино для меня была очень успешной, а ещё я долго играл на сцене сам и продолжаю это делать сейчас. Но понял, что театральная режиссура меня привлекает больше всего, и решил поступить на курс Юрия Петровича Любимова. Да, в кино можно заработать хорошие деньги, но театр оказался мне более интересен. Он сумел сохранить настоящих художников. Мне очень нравится фраза, которую сказал английский режиссёр Питер Брук: «В театре важны только три вещи: тишина, пространство и человек». И ещё мне очень нравится театр, потому что мгновения, ощущения от него всегда сиюминутны. Они никогда больше не повторятся, но они самые лучшие».

О современном театре и кино

«Я уверен, что театр не должен быть современным – это очень вульгарно. Он должен быть своевременным. Сегодня театр не должен стремиться вперед и гнаться за чем-то, он должен немного отступить назад в плане ремесла и духовности. Как и опера должна быть классической. Сегодня нашему государству не нужен театр, потому что ему не нужен думающий зритель. Не зря говорил Сталин, что писатели – это инженеры человеческих душ. То же самое можно сказать и о театре. Ведь тут можно получить «дозу духовности» вместо того, чтобы баловать себя сомнительными удовольствиями.

Российское кино безнадежно отстало от западного, мы конкурировали с Голливудом до 1930-х годов, когда были такие режиссеры, как Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров, Александр Довженко. Сегодня же кино – это бизнес, производство. Во многом нашим фильмам не хватает бюджета, во многом – таланта. А театр остался местом духовности, хотя порой встречаются такие спектакли, после которых думаешь: «Как вообще можно было умудриться поставить такое?!». Массовый российский театр строится иезуитским образом, делая совершенно невозможные вещи, надеясь, что зритель их «съест». Но на подсознательном уровне зритель всегда знает, что его обманули, отношение к зрителю всегда чувствуется. Потому что призвание театра – давать людям надежду, какой бы суровой реальность не была».

О волшебстве

«На меня очень сильно повлияли мои детские годы. Помню, осенью 1973 года двоюродный брат принес «бобину» и тогда я впервые услышал группу Deep Purple, их альбом Made in Japan. Со мной произошло тогда что-то невообразимое, мир перевернулся, настолько они меня поразили! И ещё только начали показывать японские мультфильмы, и я совсем маленьким посмотрел мультфильм «Джек в Стране чудес». Для меня этот сюжет был за гранью вообще всего, сколько раз я смотрел этот мультик, столько раз это было волшебство. Я думаю, всё творчество зарождается в детстве, и потому выбор профессии я связываю с этими волшебными мгновениями, которые со мной случились тогда».

О современной России

«С большим пессимизмом я отношусь к ситуации, которая происходит сейчас в нашей стране. Сам я человек, не вникающий в политику, никого не поддерживаю и не протестую. Но, смотря на всё это, вижу, что основополагающие ценности практически разрушены. Сейчас речь идет вообще уже о целостности государства, она стоит на кону. И печально, что всё так, но, похоже, мы растратили всю духовность. Любовь перестала быть чистым чувством и теперь должна проходить проверку на финансовую прочность. Я думаю, надо начинать с себя, поступать по отношению к другим всегда справедливо. Только любовь и вера нас спасут».

Кол-во просмотров: 693

Поделиться новостью:


Поделиться: