Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

Кого винить и что предпринять, если оказался не у дел? Или работа, которой занимаешься, перестала приносить удовлетворение? Ни уму, ни сердцу, ни кошельку. Наверняка многие испытали такое…

Научим зарабатывать. Не интим

Так что же делать-то? Нынче есть службы занятости, кадровые агентства. В конце концов, объявления в Интернете и в газетах. И уж самое крайнее – объявления на заборах. На них мало кто обращает внимание, и они однотипны: «Высокооплачиваемая работа для активных людей любого возраста», «Большой доход при свободном графике», «Научим зарабатывать. Не интим». Многие из предлагаемых «на заборах» работ основаны на принципе сетевого маркетинга. Участник этой сети – менеджер прямых продаж, а по-русски – коробейник. Как ни странно, сегодня это востребованная профессия, и она не зависит от сюрпризов рынка. Нонсенс какой-то, да? Новейшие технологии, XXI век – и дедовские коробейники...

Искусство убеждать

Моя соседка Елена потеряла работу в 2008-м. Её фирма лопнула, как воздушный шарик. Она, 25-летний специалист с дипломом ВСГТУ, погрузилась в депрессию. Потом делала курсовые работы ленивым студентам, а однажды почему-то обратила внимание на заборную бумажку. «Разве это работа?» – подумала она и всё-таки записала номер телефона. Позвонила и договорилась о встрече с женщиной по имени Татьяна. Работа предлагалась такая: продажа книг – поэзии и детской литературы. С каждой проданной книги получишь свои проценты. Свою долю получит и Татьяна – таков принцип сетевого маркетинга. Разумеется, Татьяна стала помогать Елене. Она твердила: ты должна заинтересовать как можно большее число людей. Сеять, сеять и сеять. Придёт время, и соберёшь урожай. На прежней работе Елена научилась выслушивать клиентов. Теперь пришлось учиться обратному – убеждать.

В чём отличие прямых продаж от обычных? Здесь не покупатель идёт к продавцу, а, наоборот, продавец к покупателю, минуя магазин. В Америке прямыми продажами занимается каждый десятый, потому что покупателю трудно выбрать из товарного изобилия то, что ему действительно нужно. Это касается и предметов быта, и хозяйственных инструментов, и семян для огорода, и косметики, и парфюмерии, и литературы, особенно детской. И тут на помощь приходит коробейник – он выступает как консультант. В фирмах эти специалисты ценятся на вес золота – они умеют протолкнуть, пристроить новый товар или услугу.

Когда работа в радость

Первое время у Елены не получалось. «Наверно, это не моё», – вздыхала она. «Твоё, – отвечала Татьяна. – Предлагай детские книги пожилым женщинам. Они не жалеют денег для внуков». «А кому сегодня нужна поэзия?». «Нужна. Поэзия из категории вечных ценностей. У меня же покупают. И у тебя купят». Спасибо Татьяне, она не позволила раскиснуть. Елена решила идти до конца, другого выхода просто-напросто не было. «Есть такой закон: 1 к 10. Из десяти заинтересуется один, из десяти заинтересовавшихся один купит, – учила Татьяна. – На самом деле, процент продаж выше, но об этом законе надо помнить всегда. Его вывели много лет назад американские торговцы».

Елена моталась в общих вагонах поезда «Иркутск – Наушки» между Иркутском и Улан-Удэ. И даже не заметила, как под руководством Татьяны работа стала приносить ей радость. От общения с людьми. Пусть продажи невелики, но она поняла раз и навсегда: сеять, сеять и сеять. Никто не принесёт тебе деньги на блюдечке. Раньше слышала, что любимое выражение коробейников – «впарить». Поняла, что это совсем не так. «Впарить» барахло можно один раз, а потом от тебя будут шарахаться. Худая слава бежит впереди человека.

Уважать себя в своей профессии

Её время пришло – она таки добилась успеха, создала свою сеть агентов, и с их продаж имеет комиссию. Какие же качества нужны для успеха? По словам Елены, успешные коробейники – это те люди, которые смотрят на своё дело, как на новую профессию, более того, как на интересный поворот судьбы. Неудачливые же, напротив, считают своё положение временной, вынужденной посадкой перед новым взлётом. Многие комплексуют по поводу понижения своего социального статуса: из главных экономистов, из учителей да в торговцы. Тут вроде и ума-то большого не требуется. Да нет, требуется – и ум, и обаяние, и подход к людям, и находчивость. Те качества, которые очень ценит современный рынок. Елена убеждена: нужно уважать свою профессию и себя в этой профессии. Надо полюбить, заставить себя полюбить новое дело, буквально вдолбить в мозги оптимизм. Если смотришь на своё занятие как на способ выжить – никому ничего никогда не продашь. Тот, кто «выживает», он не верит в себя и отталкивает от себя других, потому что он напряжён, замкнут, загружен своими проблемами. А без веры в успех нельзя. Нет веры – нет успеха. Надо жить расслабленно, улыбаться. Тогда и люди пойдут на контакт. И противоположный пол потянется. И деньги тоже. Так может, не надо «выживать», а начать жить? При этом постоянно искать пути, позволяющие жить лучше - в интернете, в телевизионных, газетных и журнальных очерках об успешных людях. И на заборную рекламу тоже есть смысл обращать внимание.

P.S. В прошлом году Елена основала полиграфическую фирму. На днях я встречался с ней в её офисе. Это была деловая встреча, но я помнил и о скором дне 8 Марта.

– Ты любишь подарки? – спросил я, будто она ребёнок. А она очень серьёзно ответила:

– Лучший подарок – внимание.

– Мужское?

– И дружеское. Просто знакомые и хорошие знакомые есть у всех. Между знакомыми много лицемерия: говорят одно, делают другое, думают о третьем. А дружба – это искренность.

– Ты о своей наставнице Татьяне?

– Да, и о ней. Она большой друг. А ещё я мечтаю о таком подарке, который не сможет подарить мне никто. Только я сама себе.

– Что это?

– Хочу научиться водить машину.

– А вот тебе мой знак внимания, – я протянул ей книгу «Поэзия Серебряного века». – Ты же знаешь: женщина и автомобиль – это современно, а женщина и поэзия – это вечно!