Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

В Бурятии средняя зарплата учителей достигла среднего уровня зарплаты по региону. Для повышения выплат учителям были приняты нормативы, установленные в зависимости от численности жителей в населенных пунктах. Об этом и других новостях в образовательной отрасли рассказал 1 марта на итоговой коллегии ведомства министр образования Бурятии Алдар Дамдинов. «В соответствии с этим месячный размер субвенции местным бюджетам на реализацию государственного стандарта общего образования с 1 сентября 2011 года увеличился на 52,4 млн рублей (17,8%)», – подчеркнул он.

В работе коллегии приняли участие зампред правительства Бурятии Владимир Матханов, председатель комитета по социальной политике Народного Хурала РБ Александр Стопичев, ректор БГУ Степан Калмыков, руководители общеобразовательных учреждений и представители учительской общественности.

В начале своего выступления министр образования Бурятии Алдар Дамдинов отметил, что изменения в системе образования приходят вместе с увеличением ресурса. Процесс модернизации общего образования в 2011 году получил своё уверенное продолжение в этом году.

– Мы можем с уверенностью сказать, что ситуация в школе существенно меняется в сторону улучшения обучения. Средняя заработная плата учителей Бурятии в декабре составила 20,6 тысячи рублей, – сообщил Алдар Дамдинов. – Повышение зарплаты способствует увеличению числа молодых специалистов в школах, Так, в 2011 году учителями стали 234 молодых человека. В последние три года этот показатель только растёт

Таким образом, средняя заработная плата учителей достигла средней заработной платы по экономике региона.

Как отметил председатель комитета по социальной политике НХ РБ Александр Стопичев, в спорных вопросах, вспыхивающих в учительской среде по поводу зарплаты, зачастую виноваты руководители районных и городских управлений и директора школ, которые вовремя не разъяснили систему их начисления.

– Многочисленные вопросы по поводу стимулирующих надбавок возникают из-за недостатка рекомендаций. Руководители коллективов должны были проработать, разъяснить, за что они платят. Видимо, эта работа была проведена в узком круге, большинство преподавателей не знают об этом, – сообщил он. – Второй момент, это простые расчетные ведомости педагогов. Недавно ко мне приходил Геннадий Федик и показал расчетные листы, а там просто написано «зарплата». Это же все можно расписать – и классные часы, и так далее. Порой люди не понимают, за что им начислили заработную плату. Если бы эта разъяснительная работа была проведена нормально, она значительно сгладила бы возникающие ситуации.

Между тем выводы, сделанные председателем организации «Учителя Республики Бурятия», учителем физики улан-удэнской средней школы Геннадия Федика вышли на общероссийский уровень. Подробные статьи, посвященные конфликтам по зарплате, были опубликованы в «Учительской газете».

– Появление этих статей свидетельствует о серьезных проблемах. В частности, в вопросах организации заработной платы. Эти итоговые доклады лишь фасадная часть. Можно сказать, что этот год, полный противоречий и несбывшихся ожиданий, – отметил председатель БРО профсоюза работников образования и науки Алексей Монголонов. – С одной стороны, это реальные позитивные подвижки, но с другой – явная непродуманность, недостаточность проработки, что не могло и привести к напряженности.

ЕГЭ лишает выбора?

В настоящее время старшеклассники уже определились с выбором ЕГЭ. Результаты прошлого года показали, что количество выпускников, не преодолевших минимальный порог баллов ЕГЭ, оказалось ниже среднероссийских показателей.

– По опыту прошлых лет можно констатировать, что многие ребята не могут поступить на те или иные специальности только потому, что их когда-то отговорили сдавать экзамен. Поэтому внимательно отнеситесь к этому, – отметил Алдар Валерьевич. – В этом году такого права, как сдача дополнительного экзамена, у абитуриентов не будет. Это происходит на фоне ужесточения сдачи ЕГЭ вообще. Вплоть до уголовного наказания.

На коллегии были отмечены положительные тенденции по русскому языку, математике и ряду других предметов. Однако снизились результаты по биологии, физике, информатике, обществознанию и географии.

По словам ректора Бурятского госуниверситета Степана Камыкова, систему образования в республике необходимо сбалансировать с учетом перспектив развития, интересов и многих других вещей.

– Даже в правовом плане у нас не все отработано. Какие условия мы поставили перед школьниками? Через 3–4 месяца у них не будет права выбора, хотя мы много говорим о свободе. Когда они придут в вузы, у них право ограниченно теми двумя экзаменами ЕГЭ (русский язык, математика). Мы пытались по своим каналам расширить спектр, но, к сожалению, Минобразования России четко стоит на формализации всех этих позиций, – заявил Степан Владимирович. – Минобраз России работает крайне несистемно. Я просто удивляюсь, как же мы функционируем до сих пор? А мы функционируем благодаря тому, что за эти годы сложилась наша системная работа. Мы ежедневно получаем вводные от Минобраза, потом они по три-четыре раза исправляются. Эта система приводит к тому, что вуз должен работать как статотчетная организация. Где содержание, текущая деятельность, воспитательная работа?

Нехватка детских садов и аварийность школ

Между тем в Улан-Удэ очередь за путёвкой в детский сад достигла кризисных показателей – 17 тыс. детей.

– Ситуация требует кардинальных мер. Анализ возрастного состава очереди показывает, что более одной трети занимают дети от рождения до полутора лет. В 2011 году для развития дошкольного образования были использованы различные формы государственной поддержки, – сообщил Алдар Дамдинов.

Так, впервые в прошлом году за счет средств федерального бюджета в рамках нацпроекта местным бюджетам направлены субсидии на оснащение оборудованием дополнительно созданных мест в детском саду на общую сумму более 8 млн рублей. Благодаря этому в 2011 году было создано 2 934 места. В 2012- 2013 годах из федерального бюджета на эти цели предусмотрено по 1 млрд рублей. Кроме того, увеличение охвата детей решается за счет возврата бывших зданий детских садов, использующихся не по назначению. Также в этом году продолжится программа по поддержке создания семейных воспитательных групп. В республиканском бюджете на 2012 год на данные цели заложено 8 млн рублей.

Ещё одной острой проблемой остаётся проблема с аварийностью школ. «156 зданий построены до 1950 года. В этом году 25% объема субсидий из федерального бюджета будут направлены на капитальный ремонт и реконструкцию зданий. Это позволит снизить долю ветхих школ с 12% до 8%», – отметил министр.

Кроме того, с 1 сентября 2012 года для четвероклассников Бурятии вводится новый предмет – «Основы религиозных культур и светской этики», включающий в себя шесть модулей основ православной, исламской, буддийской, иудейской культур, основы мировых религиозных культур и основы светской этики. Каждый ученик может выбрать модуль по своему выбору. «Мы намеренно не принимали в нём участия, поскольку понимали, что это рискованное мероприятие. Но сегодня нам предстоит преодолеть этот этап», – подчеркнул Алдар Дамдинов.