Культура Бурятии остро нуждается в меценатах

Закрытие выставки «Моя Сибирь» не совсем обычное мероприятие. Как правило, выставки только открываются и подобной торжественной процедуры закрытия музей не проводит. Но здесь руководство храма живописи имени Сампилова сделало исключение и иркутские гости поделились своим опытом развития галерей и меценатства.
Общество |

В Республиканском художественном музее имени Сампилова прошло не совсем обычное мероприятие – закрытие выставки «Моя Сибирь». Такого обычно не бывает. Как правило, выставки только открываются и подобной торжественной процедуры закрытия музей не проводит. Но здесь руководство храма живописи сделало исключение.

Теплая Сибирь

В Улан-Удэ проект «Моя Сибирь. Картина III» открылся первого марта, его уже успели посетить порядка 1000 ценителей искусства, и для художественных выставок это хороший результат. Участвовали в единой ленте картин и художники республики Бурятии: Алла Цыбикова, Леонид Семенов, Валентин Архипов, Иннокентий Налабордин и многие другие. Также это проект был дополнен работами из мастерских художников Союза художников Бурятии и картинами из Фонда музея Ц.С. Сампилова. А это золотой фонд бурятского изобразительного искусства – работы Марии Метелкиной, Дашинимы Дугаровой, Александра Даржаева, Чингиса Шенхорова, Солбона Ринчинова и Максима Ванданова.

Сибирские картины соединены в одно целое в выставочном зале. Они как частички одного пазла. Как мозаики из калейдоскопа: разные, пестрые, цветные и неоднозначные.

Сибирь не холодная и не пустая. Она сочная, яркая, душевная и … теплая. В ней отчетливо видны все времена года: знойное лето, белоснежная зима, пряная осень и цветущая весна. Картины представляют пейзажи нетронутой природы, тихую умиротворенную жизнь человека, который живет в гармонии с собой и окружающим миром. Это одновременно сонная и сказочная атмосфера. Ожившие легенды духов, древнейшие традиции, простота и мистика. Жизнь людей переплетается с жизнью Сибири. Чувствуется самобытное счастье в бескрайних просторах, где дышится полной грудью и человек чувствует себя свободным.

-Это слияние разного творчества, органический баланс картин музейных и свежих картин, который дает соединение, преемственность между традициями и современными художественным процессами, - говорят кураторы выставочного проекта.

«Моя Сибирь» мобильна – она путешествует по городам и странам, с каждым разом обогащаясь новыми произведениями. По замыслу организаторов по завершению проекта в 2015 году будет выпущен итоговый художественно-поэтический альбом-каталог.

Творить кистью в цифровую эпоху

Организаторы выставки подчеркивают то, что «Моя Сибирь» - это проект с огромным потенциалом, это уникальная идея собрать художников разного времени, разных направлений, характеров и техник.

- Проект «Моя Сибирь» является международным, творческим и общественным. Он призван обратить снимание на сохранение классической станковой живописи в то время, когда сейчас цифровые изображения активно присутствуют в художественном пространстве. Мы ничего, не имея против прогресса и современных технологий, все-таки настаиваем на том, что авторская, человеческая сторона творчества, передача эмоций, чувств через кисть к холсту является главным в изобразительном творчестве. И мы этот проект осуществляем с целью того, чтобы поддержать художников, которые продолжают заниматься классической станковой живописью. Это одна из целей, - говорит идейный вдохновитель проекта из иркутской LeArt gallery Лина Ермонтович.

«Моя Сибирь» берет свое начало в сентябре 2011 года, когда стартовала первая экспозиция «Картина I» в Иркутске во время проведения седьмого Байкальского Экономического Форума. В первой выставке участвовали художники Иркутской области и Бурятии. В этот раз организаторы привезли в Улан-Удэ работы художников из Иркутска, Москвы и Монголии.

- За два дня мы собрали работы из улан-удэнских мастерских. Сложили единую картину и открыли выставку. И конечно, мы почувствовали интерес к такому проекту. Подобная интересная подача живописи удивила, у кого-то это вызвало удивление и недоумение. Те художники, у которых не получилось в этот раз участвовать в нашем проекте, звонили мне потом и выражали желание участвовать в нашей экспозиции в будущем. После возвращения в Иркутск мы издали итоговый буклет про прошедшую выставку, - комментирует Лина Ермонтович.

Вообще данный проект предполагает после каждой выставки, которая проходит в конкретном городе или стране, выпускать такой отчет. Буклет содержит в себе подробную информацию о выставке, статьи с анализом и итогами, мнениями экспертов.

Французский литературный критик и искусствовед Йоанн Барберо месяц назад приехал в Россию. Он увидел Бурятию, дацаны, выставку «Моя Сибирь» и много других вещей и был поражен. Как европейский человек он по-другому взглянул на сибирское творчество. Йоанн Барберо с Запада, оттуда где зародилось классическое искусство и где оно, как большинство считают, закончилось. Но, по мнению искусствоведа, живопись еще жива, пока живо натуральное самобытное человеческое творчество, как в Сибири.

- Здесь виден поиск, желание проделать путь, которые другие уже давно прошли, и который, возможно, принесет что-то и нам сегодня, - в мир, в котором все больше и больше рождается образов, которые нагромождаются один на другой, лишая нас возможности ими любоваться. Направиться уже по пройденному пути – не значит пойти назад. Творить кистью может иметь свой смысл в эпоху бесчисленного потока цифровых изображений. Вот, о чем говорит нам эта выставка, - делится впечатлениями Йоанн Барберо.

Иркутский опыт меценатства

Иркутские гости также рассказали о традиции дарить музеям произведения искусства. В соседнем городе с очень богатыми меценатскими традициями эта процедура дарения укрепилась уже давно. Многие здания в городе были созданы на меценатские средства. И по сей день музеи с удовольствием принимают дары от меценатов, спонсоров и художников. И продолжая традицию меценатства, иркутяне вручили бурятскому музею скульптуру Петра Гармаева «О любви».

Развитие искусства в Иркутске также поддерживает лично и супруга мэра города Марина Кондрашова. Она руководит общегородским проектом «Наследие иркутских меценатов».

- В Иркутске за последние два года развивается наш демократичный, актуальный и полезный проект. В нем учувствуют все желающие и без ограничений. Каждый может прийти со своими идеями или предложениями о помощи и поддержке. Каждый может или отдать, или получить. Это взаимно полезный обмен информацией, конкретными делами, действиями. У нас в городе сложилась некая среда, где молодые люди лет до 40, находящиеся в активном сознательном возрасте, за последние два-три года активно начали участвовать в социальной, общественной и культурной жизни Иркутска. И этот процесс виден, и он не стоит на месте, - отмечает Марина Кондрашова.

Как же привлечь меценатов в музеи? Многим кажется, что это непосильная задача. На самом деле это европейские и даже общемировые стандарты, когда музеи существуют на меценатские средства.

- В после перестроечное время, на мой взгляд, сформировалось не совсем правильное понимание того, что благотворительность - это исключительно перемещение крупных сумм денег из одного места в другое, и еще иногда даже с каким-то сомнительным подтекстом. Мы несем философию того, что благотворительность изначально состоит из двух слов «благо» и «творить». То есть ты творишь благо посильными тебе средствами. Это могут быть твои профессиональные средства или творческие силы. В рамках этого проекта мы объединяем галереи, творческие союзы, некоммерческие организации именно тем, что мы показываем, что какие-то дела или идеи могут реализовываться не только посредством нахождения денежных сумм. А то, что люди могут объединяться и вместе решать достаточно серьезные задачи, - подчеркивает первая леди Иркутска.

Иркутские галереи и музеи часто проводят благотворительные мини-аукционы.

- на подобных встречах антиквары нашего города предоставляют лоты для нашего города, те лоты, которые интересны музею для пополнения коллекции. Меценат приобретает предмет искусства и одновременно он его передает в музей. Музей в свою очередь гарантирует то, что этот культурный объект будет выставлен и рядом будет указана информация о дарителе – компании или конкретном лице, – делятся опытом иркутские гости.

Вообще, можно построить некую взаимосвязанную цепочку: «художник-зритель-коллекционер».

- Музеи и галереи осуществляют эту связь, они объединяют эти три звена. И вот что получается. Когда коллекционер больше узнает художника, он приобретает его работы, а зритель видит больше картин, он видит, что коллекционер приобретает работы, значит это интересно. Коллекционер имеет возможность работать, общаться со зрителями и художниками более продуктивно. Чем больше выставок, тем больше анализа критиков, зрительского мнения, тем лучше художнику, - говорит идейный вдохновитель LeArt gallery.

А в Улан-Удэ до сих пор нет частной картинной галереи. Только в Москве есть полноценная художественная галерея «Ханхалаев», созданная бурятскими творцами, которая стала заметным явлением современного арт-рынка. Она активно участвует в культурной и выставочной жизни России и всего мира, открывая новые имена. Что касается Бурятии, то она все еще находится в творческом застое.

- Когда мне говорят, что у нас замечательные и уникальные художники, а потом спрашивают про галеристов, меценатов, то возникает неловкое молчание. У нас традиционно поддерживаются различные направления, но сфере искусств достается очень мало. И подобные партнерские проекты как «Моя Сибирь» позволяют расшевелить наш город. Я надеюсь, что активное возрождение меценатства как в Иркутске, начнется и в республике, - отметила директор Национального музея и кандидат искусствоведения Татьяна Бороноева.

Тем временем живописная Сибирь планирует расширяться как на Восток, показывая картины в Монголии, Японии, так и на Запад – выставляясь в Германии, Польше, а может и еще дальше.

Кол-во просмотров: 417

Поделиться новостью:


Поделиться: