Великая утрата

Все народы, имеющие монгольские корни, и весь буддийский мир постигла великая утрата. 1 марта вступил в великий переход из нашей земной жизни в нирвану Его Святейшество IX Богдо-гэгээн Чжэбцзун-Дамба хутукта, 24-е перевоплощение Великого индийского ученого Дара-наты.
Общество |

Все народы, имеющие монгольские корни, и весь буддийский мир постигла великая утрата. 1 марта 2012 года в 8-й лунный день Сагаалгана – в день Будды медицины (бур. – Отошо бурхана, тиб. – Манлы) 1-го весеннего (большого) месяца черного Тигра, 5 желтых мэнгэ, железа, соответствующего также дню беловатой Курицы, 4 зеленых мэнгэ, горы, Пурбэ (четверг), звезды Баргасбади вступил в великий переход из нашей земной жизни в нирвану Его Святейшество IX Богдо-гэгээн Чжэбцзун-Дамба хутукта, 24-е перевоплощение Великого индийского ученого Дара-наты (Тара-натхи).

Его Святейшество IX Богдо-гэгээн являлся живым воплощением (бур. – хубилгааном) древнемонгольского (шаманистского) главного божества Хормаста-тэнгри, именуемого в буддизме бодисаттвой Ваджрапани (бур. – Очир-бани) – божеством мощи и силы, сахюусана, (бур. – hахюуана, рус. – хранителя) всех монгольских народов.

В мире существуют три «Богдо» (высшие иерархи):
Богдо Далай-лама – живое воплощение бодисатттвы сострадания и милосердия Авалокитешвары (бур. – Арьяа-баала), он – духовный хранитель Тибета;
Панчен-Богдо – живое воплощение бодисатттвы знания Манчжушри и Будды долголетия Амитабхи, Учитель Далай-ламы и хранитель Китая;
Богдо-гэгэээн – хранитель монгольского мира.

И Богдо-гэгэээн являлся третьим почитаемым буддийским иерархом. В настоящее время осиротели все монгольские народы, лишившись своего божественного покровителя – IX Богдо-гэгэээна.

Начало перерождений Хубилганов Богдо-гэгээна восходит к временам Будды Шакьямуни (св. 3 тыс. лет назад). Китайский император Канси (умер в 1722 г.), живший во времена I Хубилгаана Чжэбцзун-Дамба Хутукты (1635-1723), был уверен, что Богдо-гэгээн является воплощением самого Будды Шакьямуни (см. труды Позднеева). Канси приравнивал I-го Чжэбцзун-Дамба Хутукту к себе, по-видимому, считая себя преемником монгольских ханов (Богдо-хаанов, начиная с Богдо-хаана Хубилая ХIII в.). Ведь китайские императоры вплоть до коммунистической революции носили титул Богдо-хаана.

Известно, что первые два Хубилгаана Богдо-гэгээна в Монголии были прямыми потомками Великого Богдо Чингис-хаана. Так, I Богдо-гэгээн Чжэбцзун-Дамба Хутукты (1635-1723), 16-й Хубилгаан Дара-наты возродился в семье Очирбату Тушээту-хаана Гомбо-Доржи (внука Абатай Сайн-хаана) третьим (младшим) сыном. И был более известен как Ундур-гэгээн (высший просветленный) и знаменитый буддийский скульптор-художник Занабазар, сравниваемый ныне с Леонардо да Винчи, Микеланджело и др.

Ундур-гэгээн носил шапку с навершием в виде «Ваджры» (пучка молний). Ваджру даровал ему его отец – Очирбату Тушээту-хаан Гомбо-Доржи, прямой потомок Чингис-хаана, символом родового Бога которого считались передаваемые по наследству священные статуи Ваджра-Дхары и Ваджра-пани (Очир-вани). Из древних монгольских эпосов известно, что Богдо Чингис-хаан являлся третьим младшим сыном Хормаста-тэнгри и железным Чакравартином (Железным держателем Колеса жизни).

Средним сыном Хормаста-тэнгри являлся Богдо Гэсэр-хаан. Старший сын Хормаста-тэнгри должен явиться в нашем миру, как Великий эмчи (врач). Сэсэн-хаан (другой потомок Чингис-хаана) даровал I-му Богдо Чжэбцзун-Дамба Хутукте свой титул «Гэгээн» («Просветленный»). А Богдо Далай-лама V пожаловал Богдо-гэгээну титул «Чжэбцзун-Дамба Хутукта» и право выхода с Желтым зонтом.

Заслуги I Богдо-гэгээна Чжэбцзун-Дамба хутукты (Ундур-гэгээна, Занабазара) в распространении буддизма в Монголии и Китая огромны. Огромна также его роль в жизни монголов и соседних с ними народов. Начало Улан-Батора (бывшей Урги) восходит к родовой ставке (монг. – Ургоо) Ундур-гэгээна. Здесь Ундур-гэгээн в 1654 году (по Позднееву – 1652 г.) основал храм Рибо-гэчжи-лин (монг. Сарьдгийн хиит) и закончил постройку в 1684 году. I Богдо-гэгээн также положил начало общемонгольскому летнему празднику «Наадам» (бур. – Зунай наадан), широко отмечаемому всеми монгольскими народами в виде всеобщего праздника ежегодно.

Эти события – основание Урги и праздника Наадам связаны с официальным возведением на высший престол духовной жизни монголов I Богдо-гэгээна в 1639 году (с духовным именем Лубсандамбижанцанбалсамбу), в местности Цагаан-нуур на южной стороне горы Их Монгол уул и северной стороне горы Бага Монгол уул. Где при большом собрании людей со всех концов бескрайних монгольских степей торжественно от всех монголов поднесли «Бааторшил даншик» и устроили всенародный праздник.

Основной символ на флаге и гербе современной Монголии, именуемый «Алтан соембо» (Золотой соембо), также является изобретением I Богдо-гэгээна. В него он вложил такие древнемонгольские символы, дошедшие до нас еще со времен хунну и скифов, как изображения Солнца, Луны и трехязычкового пламени. Эти три древнейшие национальные символы монгольского мира мы находим сейчас и на флаге Республики Бурятия. Солнце и Луна означают наше первоначало (бур. – гарбал) и напоминают о небесном происхождении монголов (вспомним название древнемонгольской книги «Синее Знамя Синих Монголов»). О небесном происхождении монголов красноречиво свидетельствует рождение детей, имеющих монгольские корни с синим «монгольским пятном» на крестце. Буряты в таких случаях говорят, что «это Заяаши отметил шлепком по крестцу рождение монгольского ребенка».

«Три языка пламени» означают прошлое, настоящее и будущее. А также беспрерывность (равную вечности) поколений монголов. Знак в виде «двух рыб», плавающих в круге по круговращению Солнца (по часовой стрелке), имеет глубокий философский смысл. И означает совокупность двух противоположных символов «инь» и «ян» – женского и мужского начал. А также напоминает быть бдительными во всем и всегда, как засыпающие с открытыми глазами рыбы. I Богдо-гэгээн свой 30-летний труд по созданию «Соембо» и новой монгольской письменности, именуемой также «Соембо», завершил в 1686 году во время медитации в храме «Дубхан» (Товхон) в местности «Хангай ханы Шивээт уул». Этот храм почти в целости сохранен. Он функционирует и одновременно является достопримечательностью Монголии.

Чингис-хаан основал Великую монгольскую империю в 1206 году. А его прямой потомок Абатай Сайн хаан основал первый крупный буддийский храм в Монголии – «Эрдэницзу» в 1586 году. Ровно через 100 лет после последнего I Богдо-гэгээн завершил свой труд по созданию «Соембо». Как отмечает монгольский ученый, доктор истории, профессор С. Ичинноров в книге «Анхдугаар Богд Ондор гэгээн Занабазар» (Улаанбаатар, 2009, с. 64): «Это не случайное стечение фактов, а глубоко продуманное и просчитанное завершение своего труда».

II Богдо-гэгээн Чжэбцзун-Дамба Хутукта Лубсан-Дамби-Догми (1724-1757 гг.) возродился в семье Дархан-цин-вана Дондоб-Доржи, как и предсказывал Ундур-гэгээн перед своим переходом в нирвану. И поэтому являлся I Богдо-гэгээну Чжэбцзун-Дамба Хутукте родным племянником, а также был прямым потомком Чингис-хаана. Он расширил «Их Хурээ» (бур. – Ехэ Хурээ) Ундур-гэгээна (своего дяди по отцу) до 30 аймаков.

«Их Хурээ» в 1911 году был преобразован в столицу Ханской Монголии, а в 1924 году – в столицу современной Внешней (Халха) Монголии – Улаанбаатар. Интересен факт из биографий Богдо-гэгээнов – родовые земли Очирбат Тушээта-хаана были расположены на южной стороне Бурэн-хаан уулы, у края реки Ивэн. Бурин-хаан уула считался одним из четырех главных Хаан-уула Монголии, почитаемых как священные. Все это напоминает нам о священном Бурин-хаан ууле селенгинских бурят и речке Иволге. А также о священной Хаан-ууле агинских бурят у современных сел Боржигантай и Сагаан-Уула Могойтуйского района бывшего Агинского бурятского АО. Более того, священная гора Сагаан-Уула, соседствующая с вышеназванным почитаемым всеми бурятами Хаан-уула напоминает нам о цветке Сагаан-уула (вид эдельвейса), растущем на родине великого Чингис-хаана. Этот вид эдельвейса также растет на горе Сагаан-Уула, находящейся на границе сел Боржигантай и Цаган-Оль (Сагаан-Уулы). Что свидетельствует об обширности родовых земель Чингис-хаана и их прямых потомков, в частности первых двух Богдо-гэгээнов.

Оба Хубилгаана пользовались огромным авторитетом и популярностью среди всех монгольских народов, в том числе бурят-монголов. Это всенародное поклонение живым божествам настораживало власти Китая и России. Помимо этого, два первых Хубилгаана Чжэбцзун-Дамба Хутукты выступали консолидирующим монгольские народы знаменем, как прямые потомки Золотого рода. Опасаясь возрождения Великой монгольской империи, занимавшей некогда половину земного шара, обе империи в XVII – XVIII веках всячески поощряли междоусобные войны между потомками Чингис-хаана, прямо вмешиваясь во внутренние дела Монголии (по принципу «разделяй и властвуй»). Опять же опасаясь воссоединения монгольских земель под флагом Богдо-гэгээна, маньчжурские императоры стали настаивать, чтобы последующие перерождения Богдо-гэгээнов (начиная с III Богдо-гэгээна) выявляли среди новорожденных тибетских мальчиков. Поэтому с III по IX Богдо-гэгээны были тибетцами по происхождению, а не монголами.

Несмотря на это, продолжалось всенародное поклонение Богдо-гэгээнам, как Сахюусанам (хранителям) всего монгольского народа. И уже при VIII Богдо-гэгээне Чжэбцзун-Дамба Хутукте сбылись опасения китайских и российских императоров. VIII Богдо-гэгээн Чжэбцзун-Дамба Хутукта (1870-1924 гг.) выступил объединяющим фактором в национально-освободительной борьбе монголов, приведшей к изгнанию китайцев и созданию независимой Монголии. IX Богдо-гэгээн был трижды возведен на престол Великого хана Монголии: с титулом «Многими возведенный» 16 декабря 1911 года при возведении на ханский престол Независимой (Внешней) Монголии и «Эзэн-Хаан» (Хаан-повелитель), соединивших светскую и духовную власти, при провозглашении главою центрального правительства Независимой (Внешней) Монголии 28 декабря 1911 года, а также 21 февраля 1921 года, разделив духовную и светскую власть с Сухэ-Батором, с которым был в большой дружбе.

Сухэ-Батора отравили в 1923 году, а в 1924 году перешел в нирвану 54-летний IX Богдо-гэгээн, ослепший в 40 лет. В Урге тогда была воздвигнута огромная статуя бодисаттвы Жанрайсиг (тысячеглазого Арья-баалы). В современной Монголии эта статуя восстановлена в 2-3-этажном храме на территории Гандан дацана г. Улан-Батора. Туда стекается большое количество верующих, желающих улучшить зрение.

Ныне продолжается замалчивание статуса IX Хубилгаана Богдо-гэгээна Чжэбцзун-Дамба Хутукты Жамбал-Намдок-Чойжи-Жалцане (1925-2012 гг.). Первыми пригласили посетить с высоким визитом древнюю землю бурят-монголов (в июне 1997 года) мы, буряты. Более 72 лет IX Богдо-гэгээн ожидал приглашения, и оно осуществилось. IX Богдо-гэгээн трижды удостоил визитом Бурятию: в июне 1997 года по приглашению Фонда Агвана Доржиева; в конце июля-начале августа 2002 года по приглашению межрегиональной благотворительной организации «Центр духовного развития личности «Заяа» и в 2004 году – по приглашению буддийской общины мирян «Зеленая Тара».

Буряты же первыми в 2002 году просили IX Богдо-гэгээна возродиться среди бурят-монголов в будущем своем рождении. Ведь вся история возрождений Богдо-гэгээнов неразрывно связана с вековыми традициями монгольских народов. Когда монголы много веков назад впервые приняли буддизм, то начали «бледнеть и слабеть», участились болезни и смерти, численность монголов начала стремительно падать. Тогда монголы отправили послов к Богдо Далай-ламе с просьбой вернуть им прежних древних шаманистских Богов-хранителей (Сахюусанов, бур. – hахюуhана монгольского народа). Богдо Далай-лама вернул всем монголам их главного Хранителя (Сахюусана, hахюуhана) Хормуста-тэнгри (Хормаста-тэнгри) в виде бодисаттвы Важдра-пани (Очир-бани) в лице Богдо-гэгээна Чжэбцзун-Дамба Хутукты. С тех пор монгольские народы восполнили свою численность. Так гласит бурятская легенда (записано со слов Балбар-ламы из Шэнэхээна в 1992 году).

Биография IX Богдо-гэгээна достаточно подробно изложена в Интернете на сайтах «Свободный Тибет», Далай лама, Богдо гэгээн. Процесс бальзамирования (монг. термин «Зандан шуулах») будет длиться год. Затем в торжественной обстановке будет осуществлен перенос священных мощей IX Богдо-гэгээна в усыпальницу на территории Гандан дацана г. Улан-Батора.

Мы благодарны жителям Халха-Монголии и правительству Монголии, что они нашли силы и средства в последний год земной жизни IX Богдо-гэгээна вернуть ему титул Главы духовной жизни монголов. И дали возможность IX Богдо-гэгээну обрести покой на древней, овеянной немеркнущей славой монгольской земле, сохранив этим своего высшего Сахюусана (Покровителя).

Начиная с 1 марта в течение 49 дней «Душа, Дух и Тело» IX Богдо-гэгээна будет искать возрождения в нашей земной жизни. Ведь святой обязанностью (клятвой, обетом) бодисаттв – Будд, достигших высшего просветления (Бодхи) является долг остаться на земле, чтобы помочь другим достигнуть «просветления» (состояния Будды).

Буряты, давайте все будем ежедневно молиться, чтобы IX Богдо-гэгээн возродился бурятским мальчиком. «Ум Ваджрапани хум пад, Ум Важдрапани хум пад, Ум Важдрапани хум пад».

Вплоть до выявления возрождения IX Богдо-гэгээна через три года творите ежедневно и беспрерывно благие дела – помогайте всем страждущим, чем в состоянии помочь. Бескорыстно раздавайте деньги бедным, сиротам, больным и другим нуждающимся. Творите добро в любом виде. Избегайте ссор, драк, ругательств. Упреждайте возникновение конфликтных ситуаций, особенно в первые 49 дней, начиная с 1 марта 2012 года. Особенно желательна помощь в достойном бальзамировании, постройке усыпальницы и субургана IX Богдо-гэгээна. Да пусть исполнятся благие желания всех живых существ! «Ум мани бадмэ хум. Ум мани бадмэ хум. Ум мани бадмэ хум».

Желающих принять деятельное участие в подготовке к достойному увековечиванию IX Богдо-гэгээна и этим тысячекратно приумножить «буян» (благие заслуги) свои и своих потомков просим перечислить денежные средства на счет № 42307.810.1.0916.3082027 для Богдо-гэгээна банка:
Филиал Бурятское ОСБ №8601/009
ИНН 7707083893
БИК 048142604
КПП 032302001
к/с 3010ё810400000000604
р/с 30301810909160601800
или самим доставить «благую помощь» в Гандан-дацан г. Улан-Батора Монголии – сыну IX Богдо-гэгээна Туксай-тулку.

Кол-во просмотров: 2287

Поделиться новостью:


Поделиться: