Лия Балданова: «Девочек отдавали в балет, чтобы они стали похожи на Ларису Сахьянову»

Лия Балданова – ведущая солистка Театра оперы и балета, ученица легендарных артистов Ларисы Сахьяновой и Петра Абашеева. Им она посвятила свой бенефис, который состоялся 26 и 27 апреля. Лия Балданова рассказала «Новой Бурятии» о любимых педагогах и о нынешнем состоянии оперного театра.
Общество |

Лия Балданова – ведущая солистка Театра оперы и балета, ученица легендарных артистов Ларисы Сахьяновой и Петра Абашеева. Им она посвятила свой бенефис, который состоялся 26 и 27 апреля. На сцене Лия блистала в новых балетах «Болеро» и «Проделки Сатира», которые специально поставил балетмейстер Георгий Ковтун. Лия Балданова рассказала «Новой Бурятии» о любимых педагогах и о нынешнем состоянии оперного театра.

О бенефисе

«В театре давно не было бенефисов артистов балета, а ведь им это необходимо не меньше, чем оперным солистам. Я долго думала о том, чтобы провести подобный вечер, списалась с Георгием Анатольевичем Ковтуном, который уже делал постановки для нашего театра. Предложила поставить у нас «Болеро». Он подумал и согласился, затем предложил ещё один новый балет – «Проделки Сатира». Теперь эти балеты останутся в репертуаре.

Мне безумно нравится музыка Равеля, да и сам балет очень известен. Ковтун же – хореограф, с которым очень приятно работать. Он заряжает энергией, очень талантливый и авторитетный. Он не просто хореограф, а ещё и цирковой артист, работает с фигуристами, поэтому хореография в его балетах очень сложная: с невероятными поддержками, требующая большой выносливости и координации. «Проделки Сатира» очень необычная постановка с музыкальным миксом, выдержанным в моём любимом испанском стиле».

Путь в балет

«Я приехала в Улан-Удэ из Тынды, жила в общежитии хореографического училища. Родители отдали меня в балет, хотя я сомневалась – моё это или нет: ходила в художественную школу, любила рисовать и лепить. После первого года обучения мы поехали в Москву выступать вместе с артистами балета. Для маленькой девочки это была настоящая сказка. И я поняла, что хочу стать балериной. В то время всё в стране было направлено для того, чтобы воспитать новое поколение артистов.

После училища я должна была поехать на стажировку в Мариинский театр, но случилась перестройка. Я начала работать в нашем оперном театре, в то время был огромный репертуар: по 6-7 балетов в месяц и столько же опер. Пробовала я работать и в Москве: уехала, когда не стало Ларисы Петровны. Там график оказался жёстким – два спектакля в день. И хотя я танцевала главные партии в «Лебедином озере» и «Щелкунчике», всё же решила вернуться в Улан-Удэ и не жалею».

О Ларисе Сахьяновой и Петре Абашееве

«Лариса Петровна всю себя отдала балету. Она до последнего танцевала, преподавала, пожертвовав своим женским счастьем – детей у неё не было. Объездила весь мир. И когда мы приезжали вместе с ней в другие города, её всегда встречали поклонники, её боготворили. Однажды она показала нам мешки писем, и мы с девчонками их читали… Представляете, один мужчина писал ей на протяжении 30 лет! И ей действительно нельзя было не восхищаться: в то время девочек отдавали в балет, чтобы они стали похожи на Ларису Сахьянову.

Она была требовательна, но полна любви. Постоянно подкармливала животных и помогала бедным. Несмотря на свою известность, ничем не выделялась: не носила украшений, скромно одевалась. Нас ругала за излишние украшения, говорила: «Не будьте мещанками!». Следила за нашим поведением, манерами. И вообще очень беспокоилась о нашем всестороннем развитии.

У нее дома мы играли в придуманную ею карточную игру, запоминая при этом произведения русских классиков. Она знакомила нас с различными направлениями в искусстве, творчеством художников. Лариса Петровна читала нам книги, мы писали рефераты. Это и дало всесторонний интерес к искусству. Петр Тимофеевич стал для нас родным дедушкой. Мы играли в шахматы, он специально поддавался, чтобы я выиграла. Они научили нас не просто танцу, они научили быть честными людьми, не бояться и не унывать».

О театральных проблемах

«Нашему театру не хватает репертуара, необходимого багажа и стимула, какие были во времена Сахьяновой. За время реконструкции мы не выступали с большими спектаклями, многие декорации утрачены. Сейчас в автономном режиме на спектаклях должны быть полные залы. При этом у нас всего 1-2 балетных спектакля в месяц! А ведь у нас появились молодые, очень перспективные артисты, которых тоже надо чем-то заинтересовать. Хорошо, что благодаря новому директору у артистов балета выросла зарплата.

Георгий Ковтун сказал, что нашей труппе необходимо работать, давать больше спектаклей. И, конечно, нам нужна поддержка, гастроли…».

О самом дорогом и планах

«Самое дорогое для меня – это родители и моя дочка Малика. Когда тяжело в работе, всегда спасает семья. Мне кажется, важно найти в жизни какой-то баланс, достичь успеха в работе, чтобы тобой семья гордилась, дети брали пример. Я никогда, в отличие от Ларисы Петровны Сахьяновой, не ставила карьеру на первый план. Она сама мне говорила, что я «не такая». Я вообще очень домашний человек: обожаю готовить.

И пока есть силы, я не собираюсь ставить точку в балете, считаю, что сейчас нахожусь в зените. Возможно, позже буду преподавать. Сейчас же хочется, чтобы условия работы в театре стали лучше, к примеру, пол в репетиционном зале нуждается в замене, он травмоопасен».

Кол-во просмотров: 552

Поделиться новостью:


Поделиться: