Азат Максутов: «Настоящие проблемы – это финансовые, правовые, трудовые, дисциплинарные нарушения»

«Новая Бурятия» попыталась разобраться в скандальном увольнении худрука театра оперы и балета Азата Максутова. В своем интервью он изложил свой взгляд на происходящее в театре.
Общество |

«Новая Бурятия» попыталась разобраться в скандальном увольнении худрука театра оперы и балета Азата Максутова. В своем интервью он изложил свой взгляд на происходящее в театре.

- Азат Барыевич, на ваш взгляд, что стоит за шумихой старательно раздуваемого скандала с вашим увольнением?

– Да, очень много шумихи, скандальности, мутной воды и эмоций, создаётся впечатление, как будто разворошили самое настоящее осиное гнездо. На мой взгляд, это явная попытка уйти от сути, скрыть основные проблемы конфликта. Ведь дело вовсе не в творческих разногласиях или в мнимом расколе труппы театра. Это вторично. Настоящие проблемы – это финансовые, правовые, трудовые, дисциплинарные нарушения и, я предполагаю, наличие сговора. Не театр сегодня в конфликте, а власть в лице министра и дирекции театра в конфликте с театром и с культурой. На наших глазах происходит конфликт профессионализма с дилетантством.

Мне важна моя репутация. Я работал в Челябинском театре оперы и балета, в Московском академическом музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, нигде ко мне не было подобных претензий. Я связываю свое увольнение с тем, что я стал очень неудобен для министра и его окружения, особенно когда начал обращаться по случаям нарушения трудового и финансового характера.

– Вы сказали о наличии трудовых, финансовых, правовых нарушениях. А какие конкретные примеры вы можете привести?

– Их много, они носят системный характер. Вот нарушения учёта рабочего времени сотрудников. Заведующий оркестром Самсонов не составляет график работы музыкантов, не ведет ежедневный учёт занятости. Их явка или неявка на спектакль или репетицию не принимаются во внимание при начислении зарплаты, а это уже финансовые и должностные нарушения. Трудовые договоры составлены без определения нормы выработки.

Или, к примеру, министерством приглашается некто Силаевский, в его контракте не указывается, сколько и чего он должен выполнить. Уже сам факт приглашения человека без специального образования вызывает сомнения. Альтист Ткаченко очень свободно посещает репетиции, спектакли, в обход меня начинает дирижировать, требует дирижерского контракта и становится куратором проекта «Летучий голландец».

Дирекция театра никак не реагирует на мои служебные записки, за моей спиной проводятся совещания по принятию и обсуждению коллективного договора, по планированию гастролей, не принимаются решения по дисциплинарным взысканиям, в том числе к руководителям структурных подразделений. А это уже нарушение трудового права и превышение полномочий со стороны директора театра. Можно продолжить список нарушений.

Проблем много, и они не являются творческими. Творчеством можно заниматься только тогда, когда в коллективе существуют дисциплина, порядок и ответственность. Пока же я вижу упорное желание уйти от этой ответственности и переложить её на другого.

- Вам предъявляются обвинения в прогулах, а также в невысоком творческом уровне, с чем это связано?

– Обвинение в прогулах 18 и 19 апреля, за которые меня уволили как главного дирижёра театра, выглядит странно. В эти два дня я дирижировал балетными спектаклями. Вообще, вся процедура моего снятия с должностей носила характер явной спешки и суеты. С меня не потребовали заполнить обходной лист, не уведомили в приказе об увольнении от 2 мая, пришли ко мне с ним только 4 мая после инцидента с охраной. Ещё 3 мая, после того как министр Цыбиков уволил меня как худрука, я проводил репетицию с оркестром и солистами, готовясь к вечеру Юрия Ирдынеева. 4 мая утром занимался документацией. Но когда я вернулся к работе после обеда, меня уже силой пытались выдворить из театра, мешали пройти в мой рабочий кабинет. Позже я узнал, что из кабинета забрали партитуры, хорошо, что удалось сохранить служебную документацию.

Творческие разногласия – это довольно размытое понятие, которое может включать в себя абсолютно противоположные взгляды. Но посмотрите на людей, которые активно выступают с претензиями, и посмотрите на подписи, скажем, в документах по приёмке музыкальных инструментов, которые сейчас привлекли внимание прокуратуры. Одни и те же люди. Интересный факт, не правда ли?

В театре несправедливо распределяются зарплаты. Они не зависят от месячной занятости артистов, от выполненной нормы, от качества работы. Прослеживается их зависимость от регалий и степени приближённости к руководству. У тех, кто заявляет: «мы же ничего профессионального от него не получаем» и «он слабый дирижёр и «никакой» руководитель», имеются дополнительные оплачиваемые должности, которые, кстати, дублируют работу других людей в театре.

Вопрос качества спектаклей правомерно перед худруком ставить тогда, когда имеются в наличии художественные мастерские, выделяются финансовые средства на реконструкцию декораций и костюмов, имеются необходимые специалисты и, наверное, всё-таки не после нескольких месяцев работы худрука в театре. Подобные претензии мне трудно назвать профессиональными.

– Если вам удастся восстановиться в должности худрука, что вы будете предпринимать?

– Театру крайне необходимо наличие профессиональной руководящей команды и не только в творческих цехах, но и в администрации театра. Нужны люди, знающие театральную специфику, театральное производство и при этом любящие сам театр как институт, как храм искусства. Необходимо приглашать музыкантов с высшим консерваторским образованием, создавать им условия для работы. Нельзя вариться всё время в собственном соку, нужен обязательно прилив новой творческой силы.

С другой стороны, тем, кто сегодня работает в театре, необходимо перестать ждать волшебника, который придёт в театр и в один миг за них решит все их проблемы. Каждому нужно начинать с себя, адекватно и критично видеть результаты своей работы и нести за это ответственность. И, конечно же, необходимо срочно решать вопросы с трудовой дисциплиной, иначе будет поздно. Сегодня важно преодолеть барьер «свой – чужой», перед законом и зрителем все должны быть равны.

Кол-во просмотров: 413

Поделиться новостью:


Поделиться: