Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

Культовый европейский режиссер, лауреат Каннского и Венецианского кинофестивалей Кшиштоф Занусси провел пресс-конференцию перед открытием четвертого фестиваля польского кино.

Как рассказала председатель национальной культурной автономии поляков г. Улан-Удэ "Наджея" Мария Иванова, идея организовать в Улан-Удэ подобный фестиваль родилась в 2006 году.

- Когда мы впервые обратились к этой теме, мы выбирали самые интересные фильмы польских режиссеров, авторское некоммерческое кино, получившее награды. Одним словом то, что может вызывать интерес у нашего бурятского зрителя, - сказала она.

Спустя шесть лет, благодаря содействию генерального консула республики Польша в городе Иркутск Марека Зелиньски, у автономии появилась возможность сделать фестиваль авторским. Кшиштоф Занусси в Бурятии впервые, но, по его признанию, о регионе наслышан. Он выразил неподдельный интерес к культуре и людям республики.

- Мне интересно пообщаться с местными буддистами. В свое время я лично встречался с Далай-ламой, когда он посещал Польшу. Я получил огромное удовольствие от беседы с этим удивительным человеком, - поделился Занусси.

К слову, три дня, которые режиссер проведет в Бурятии, будут насыщенными. Он познакомится с артистами города, посетит Иволгинский дацан, откроет выставку "Польша глазами детей Бурятии", встретится с активом автономии поляков "Наджея". В последний день запланирован выезд в Тарбагатай для знакомства с культурой старообрядцев.

Режиссер не против снять фильм о буддизме, тем более, что тему эту уже поднимал: сцены одной из картин Занусси разворачиваются в буддийском монастыре на Тайване. Однако напомнил, что картины снимаются, не только когда есть желание, но и когда есть финансирование.

Вспоминая о том, как пришел в кино, Кшиштоф Занусси рассказал, что в детстве он влюбился в физику. Как оказалось, безответно. Четыре года он изучал эту науку, параллельно снимая короткие любительские фильмы.

- И вот однажды профессор физики, который был хорошим психологом, заметил, что мне более интересны люди, чем материя, которую я исследую. Что человек над прибором, мне более интересен чем то, что этим прибором можно измерить, и это было откровением для меня, - признался режиссер.

После этого он поступил в киноакадемию, где первые полтора года считался одаренным и перспективным студентом. Однако на третий год его отчислили как безнадежного. Занусси удалось вернуться в институт и он получил образование.

Нынешний фестиваль "Мир кино Кшиштофа Занусси" открывается полнометражной картиной режиссера "Структура кристалла", которую он снял сразу после киноинститута, и с которой в 1969 году ему удалось приехать в Новосибирск.

- Для меня это стало переломным моментом. Если бы не было этой поездки, может быть, я бы так не подружился с Россией. Но в Новосибирске, после показа моего фильма, я увидел такую публику, о которой мечтал - свободно думающую, мудрую. И это было совсем не то лицо России, которое я видел в Москве, где общался с чиновниками или же моими довольно надутыми коллегами. Это меня увлекло, - вспоминает режиссер.

Картина "Структура кристала" черно-белая. Как рассказал Занусси, в годы ее создания молодым режиссерам не разрешали снимать на цветную пленку. Сейчас он рад тому, что эту картину цвет "миновал".

В следующие дни фестиваля зрителям будут представлены фильмы: "Семейная жизнь", "Иллюминация", "Защитные цвета", "Константа", "Год спокойного солнца" и "Прикосновение руки". Кинофестиваль будет проходить в кинотеатре «Сагаан Морин», его подробную программу newbur.ru публиковал ранее.

- Я не знаю, по какому принципу в "Наджее" отбирали фильмы, но могу сказать, что они, возможно сами не подозревая, охватили все мое творчество. Вся моя жизнь в этих фильмах, - улыбнулся Кшиштоф Занусси.

Говоря об ожиданиях от фестиваля, режиссер отметил, что всегда надеется на задумчивого зрителя, и находит такового по всему миру.

- Мне приятно, если массовая публика идет за мной, но вкус массовой публики - массовый, а значит низкий. Я уверен, что есть высокая и низкая культура. Последнюю из вежливости называют популярной. Она тоже, конечно, нужна, - заметил режиссер.

Его картины глубокие, философские, в них он размышляет на тему разума и религии, о коррупции в среде научных работников, о семье, любви. Однако они просты.

- Я делаю свои картины без сложных форм рассказа, потому что зрителю они должны быть доступными без энциклопедии, - заключил Кшиштоф Занусси.