Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

14 июня на расширенном заседании комитета Совета Федерации ФС РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера по теме «Развитие Восточной Сибири и Дальнего Востока (ВС и ДВ): новые возможности и приоритеты государственной политики» обсуждались перспективы восточных регионов страны. В заседании приняли участие сенаторы, представители администрации президента РФ, полпредств регионов ВС и ДВ, аппарата полпреда президента РФ в ДФО, Минрегиона РФ, Минэкономразвития РФ, представители РАН, ВЦИОМ, эксперты.

Заседание дало комплексную оценку ситуации с реализацией программ и проектов развития ВС и ДВ, а также определило рекомендации по совершенствованию законодательства и нормативной базы в этой сфере. Для этого заседания был получен ряд предложений по совершенствованию нормативной базы развития ВС и ДВ, подготовленных органами власти Хабаровского края, Иркутской области, Республики Саха (Якутия) и др. В предложениях содержится перечень мер по улучшению демографической ситуации, повышению качества и уровня жизни людей, работающих на этих территориях, а также закрепления населения. Регионы предлагают предоставить льготную ставку по ипотечным кредитам вплоть до нулевой, провести индексацию пенсий для жителей Сибири, ввести «северные» коэффициенты и надбавки, в том числе в части начисления и выплаты материнского капитала.

Регионы также внесли предложения по проведению коренной структурной перестройки экономики макрорегиона, значительно повысив долю обрабатывающих производств, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью с использованием инновационных технологий. Одним из ключевых направлений развития экономики макрорегиона должно стать развитие сырьевой базы и стимулирование инвесторов. Также регионы предлагают ряд мер, включая отмену таможенных пошлин для предприятий и организаций Дальнего Востока и Байкальского региона на экспорт продукции глубокой переработки с высокой долей добавленной стоимости и на импорт технологического оборудования, не имеющего аналогов в России. Предлагается ввести прямую инвестиционную льготу в форме освобождения от налогообложения части налоговой базы, инвестируемой на расширение (восстановление) основных фондов производственного назначения.

Для развития транспортной и логистической инфраструктуры на территории макрорегиона предлагается модернизировать существующие и строить новые порты для переработки грузов по международным стандартам, а также разработать и внедрить механизм субсидирования развития сети автодорог.

Основным инструментом решения этих задач и может стать государственная компания развития Востока России, как институт, который будет решать экономические и социальные задачи, стимулировать инвестиции в рамках проектов по освоению ресурсного и промышленного потенциала регионов. При этом надо учитывать интересы и предложения регионов по повышению эффективности данного госинститута, предусмотреть более четкое разграничение полномочий и ответственности между госкомпанией, правительством РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления.

Формирование новой структуры государственного управления развитием ВС и ДВ идет полным ходом. Но, как отметил советник аппарата полпреда президента РФ в ДФО Сергей Бутрин, это не исключает определенные трудности с функционированием новой конфигурации органов исполнительной власти. В частности, при передаче ряда функций действующих министерств и ведомств вновь созданному Министерству развития Дальнего Востока неизбежно появляется вопрос разграничения корпоративных интересов и полномочий. По словам члена комитета СФ ФС Вячеслава Штырова, стоило бы вернуться к высказанной Владимиром Путиным инициативе создания Госкорпорации развития Сибири и Дальнего Востока и более четко сформулировать предмет ее действия.

В рамках комитета СФ ФС РФ создана рабочая группа по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера для разработки аналитического доклада, содержащего сводный перечень предложений и действий по реализации проектов развития ВС и ДВ.

Как сообщил «Новой Бурятии» депутат Народного Хурала Бурятии Игорь Бобков, для развития Бурятии необходимо постепенно наращивать свой потенциал.

- Необходимо увеличивать основной индикатор состояния экономики региона – валовой региональный продукт (ВРП). К примеру, Бурятия является высокодотационной республикой – большая часть бюджета формируется за счет инъекций – федеральных трансфертов. Необходимо уделять особое внимание развитию сельского хозяйства, за которым будущее республики, – отметил депутат.

По его мнению, развитию сельского хозяйства препятствует высокая стоимость электроэнергии и ГСМ.

– Для обеспечения продовольственной безопасности региона необходимо снизить тарифы, и в этом плане предложения по льготному налогообложению очень привлекательны. В Бурятии значительная часть продукция завозная. И это при нашей малочисленности. На такой огромной территории проживают всего-то 25 млн человек. А если снизить налоги, то Сибирь станет более привлекательной в плане ведения хозяйственной и производственной деятельности, – считает Игорь Бобков.