В правительстве Бурятии остаются старые кадры

Главной интригой сессии было то, «прокатят» депутаты или нет кандидатуру Александра Чепика, главного «варяга» в правительстве Наговицына. Вокруг этой противоречивой фигуры, занимающей при Наговицыне пост заместителя председателя правительства по экономическому развитию, по-видимому, и ломались самые толстые копья в спорах в парламентских кулуарах перед сессией.
Политика |

Первый день прошедшей 27-28 июня 28-й сессии Народного Хурала был посвящен, главным образом, персоналиям. Депутаты заслушали отчет главы республики Вячеслава Наговицына и дали ему согласие на назначение предложенных им членов своей команды на ключевые посты в правительстве Бурятии (все шесть зампредов, министр финансов и министр экономики). Кроме того, в тот же день бурятские парламентарии сделали полезное дело и избрали семерых представителей общественности в Квалификационную коллегию судей.

Главной интригой сессии было то, «прокатят» депутаты или нет кандидатуру Александра Чепика, главного «варяга» в правительстве Наговицына. Вокруг этой противоречивой фигуры, занимающей при Наговицыне пост заместителя председателя правительства по экономическому развитию, по-видимому, и ломались самые толстые копья в спорах в парламентских кулуарах перед сессией. Об этом косвенно говорит тот факт, что на самой сессии обсуждению кандидатуры Чепика депутаты уделили больше всего времени. Правда, само обсуждение этой кандидатуры проходило довольно странным образом. Задавая проблемные вопросы, депутаты пытались поставить Александра Чепика в определенные рамки и «взять с него слово», что в дальнейшем он будет действовать так, как они этого хотят. Однако после по большей части неопределенных ответов кандидата на пост зампреда по экономике следовало публичное заверение задающего вопрос депутата в том, что он все равно проголосует за Чепика.

Депутаты полюбили Чепика?

С призывом голосовать за ближайшего соратника главы республики, приехавшего в Бурятию вслед за самим Наговицыным, выступили на сессии лидеры парламентских фракций – Иван Калашников («Единая Россия»), Иринчей Матханов («Справедливая Россия»), Сергей Будажапов (КПРФ). Лидер фракции ЛДПР Игорь Бобков свой «острый» вопрос Чепику задал, однако заставить себя славословить Чепика все-таки не смог и предоставил эту дежурную роль коллеге по фракции Ивану Багрию.

– Он (А. Чепик. – Ред.) приехал к нам в республику всерьез и надолго! – поделился своим открытием депутат Иван Багрий. – Если он нравится главе республики, если он как работник устраивает главу республики, то я прошу, чтобы наши депутаты поддержали эту кандидатуру. В конечном итоге не нам же с ним работать, а главе республики!

Вслед за лидерами фракций к агитации за Чепика подключились рядовые и статусные депутаты из «Единой России». Зинаида Данилова, например, сообщила депутатам о том, что Александр Чепик «вырос на наших глазах». А глава парламентского комитета по экономике Вячеслав Ирильдеев отметил, что протеже Наговицына «открыт, доступен и имеет искреннее желание изменить ситуацию к лучшему», и что у него «богатый опыт работы в коммерческих структурах».

– Многие говорят, что Александр Евгеньевич очень жесткий руководитель, что он не дает самостоятельно работать руководителям министерств и ведомств своего блока. Но я считаю выбор главы республики в отношении его правильным. Потому что это молодой, подготовленный, грамотный руководитель, который на самом деле работает! – вставил свое «лыко в строку» авторитетный депутат Бато Семенов.

Выступления по этой кандидатуре вообще напоминали скорее смену «тостующих» за юбилейным столом, а не обсуждение в парламенте. Никогда до этого в Народном Хурале Бурятии в адрес Александра Чепика не произносилось столько «слов поддержки». Столь концентрированное, массированное воспевание добродетелей этой личности могло удивить даже привыкших ко всему парламентских наблюдателей и журналистов.

С другой стороны, многим был очевиден скрытый подтекст таких выступлений, адресованных, скорее, не самому Чепику, а его патрону, Вячеславу Наговицыну. Расшифровать этот посыл было несложно: «Мы не хотим сейчас серьезно с вами ссориться. Если вы опять хотите Чепика, что ж, пусть будет Чепик. Но имейте в виду, что вся ответственность за действия этого человека полностью ложится на вас!»

Получили голоса «за верность»

Другие кандидатуры на ключевые посты в правительстве Вячеслава Наговицына практически не обсуждались, вопросов к ним было мало. Например, нынешнего и.о. зампреда правительства по развитию инфраструктуры Николая Зубарева спросили о ситуации с Улан-Удэнской ТЭЦ-1 и о проблемах со снабжением горожан теплом. Он сказал, что решение проблемы возможно только после окончания строительства ТЭЦ-2.

Любознательного депутата Сергея Будажапова заинтересовало то, почему среди правительственных наград и.о. 1-го зампреда Иннокентия Егорова указана «Золотая звезда за верность России». Зампред смущенно пояснил, что эта «высшая награда является общественной». Напомним, что указанный «орден» является одной из неподдающихся исчислению наград, учрежденных в последние 10-15 лет разными общественными фондами и организациями России. Приобрести такую «награду» может практически любой человек, способный оплатить ее изготовление и затраты на организацию церемонии вручения и банкета. Как правило, стоимость общественных орденов колеблется от 10 до 50 тысяч у.е

В частности, орден «Золотая звезда за верность России» учрежден общественным фондом «Президент-клуб» и является одной из самих дорогих (в прямом смысле) наград. Первыми кавалерами этой награды стали ныне покойный патриарх Московский Алексий Второй и президент России Владимир Путин. Оба были удостоены награды, по-видимому, бесплатно. Всем желающим присоединиться к их компании «орден» обойдется в кругленькую сумму. Кстати, кроме Иннокентия Егорова, такую же «Золотую звезду» имеет в своей обширной коллекции экзотических наград еще один наш земляк – «Его преосвященство» эмчи-лама, поэт и казачий генерал Матвей Чойбонов. Вручали звезду «за верность» еще и Джидинскому району и Республике Бурятия в лице ее бывшего президента Леонида Потапова.

Из 64 действующих на данный момент депутатов Народного Хурала в тайном голосовании по кандидатурам зампредов правительства Бурятии и двух ключевых министров приняли участие 56 присутствовавших на сессии народных избранников. По результатам голосования Вячеслав Наговицын получил согласие назначить 1-м зампредом занимающего эту должность последние 8 лет Иннокентия Егорова, зампредом-руководителем администрации президента – Петра Носкова (занимает пост 4 года), зампредом по экономическому развитию – Александра Чепика (4,5 года), зампредом по социальному развитию – Владимира Матханова (3 месяца), зампредом по развитию инфраструктуры – Николая Зубарева (1 год), зампредом-главой полномочного представительства при президенте России – Анатолия Лехатинова (3 года), министром финансов – Игоря Шутенкова (4,5 года), министром экономики – Татьяну Думнову (10 лет).

Меньше всего голосов депутатов «за» получил в итоге не Александр Чепик (44), а Иннокентий Егоров (39). Он же получил больше всех голосов «против» – 14. Следующим в «антирейтинге» идут Петр Носков (за – 42, против – 13), Татьяна Думнова (за – 43, против – 12), Владимир Матханов (за – 43, против – 10) и Александр Чепик (за – 44, против – 9).

Первым по популярности среди депутатов стал Игорь Шутенков (за – 51, против – 3). Компанию ему в тройке лидеров рейтинга составили Николай Зубарев (за – 50, против – 4) и Анатолий Лехатинов (за – 50, против – 6).

Деньги на ветер!

При этом при даче согласия на назначение верхушки правительства Бурятии депутаты, как оказалось, не учли следующее обстоятельство. Дело в том, что на этой же сессии Народного Хурала последним вопросом стоял отчет о работе Счетной палаты РБ за 2011 год, в котором депутатам было сообщено о том, что за этот период деятельности правительства выявлено множество нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, всего на сумму в 613,7 млн. рублей. В том числе аудиторы Счетной палаты выявили нецелевое использование средств на 7,6 млн. рублей. Неэффективное использование чиновниками бюджетных средств в 2011 году было допущено на сумму 23,4 млн. рублей.

В частности нарушения касались деятельности курируемого Александром Чепиком Министерства сельского хозяйства Бурятии и возглавляемого Анатолием Лехатиновым полпредства Бурятии в Москве.

По республиканской целевой программе (РЦП) «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в РБ» Минсельхоз Бурятии выделил субсидии на возмещение части затрат на приобретение техники и оборудования только предприятиям перерабатывающей промышленности. А для молочного скотоводства средства хозяйствам не выделялись. Так, из шести получателей господдержки все шесть являются предприятиями-переработчиками.

Всего Министерство сельского хозяйства Бурятии в 2011 году нецелевым образом использовало бюджетные деньги на сумму 1 млн. 750 тыс. рублей. В этом же ведомстве выявлено неэффективное использование средств бюджета Бурятии на сумму 8 млн. рублей.

В представительстве Бурятии в Москве за первое полугодие 2011 года текущие расходы на содержание «комнат отдыха» (люкс, полулюкс, стандартный) превысили полученную плату за проживание на 1 млн. 144 тыс. рублей. Причина – плохая наполняемость. Кстати, бурятские чиновники, приезжающие в столицу в командировку, как правило, выбирают себе более свободный режим «отдыха» и предпочитают останавливаться в других гостиницах. Это при том, что проживание в номерах полпредства стоит меньше, чем в среднем по Москве.

Также выявлено неэффективное использование средств на сумму 34 тысячи рублей, в которую обошелся ремонт автомобиля после ДТП. Причем полпредством не взысканы деньги с виновника происшествия.

Напомним, что Чепик в 2010 году уже понес «суровое наказание» за нецелевое использование средств на 150 млн рублей, которые были возвращены в федеральный бюджет. Тогда зампреду по экономике было вынесено «замечание».

Скандал в судейском сообществе, или Судьи-нарушители

Кроме членов правительства, на этой сессии депутаты рассматривали и персоналии будущих членов Квалификационной коллегии судей (ККС) Бурятии. В соответствии со своими полномочиями Народный Хурал Бурятии избрал тайным голосованием семерых представителей общественности в этом органе. С этого момента судейское сообщество республики наконец-то получило легитимный работающий орган, который занимается очень важным делом – проводит квалификационную аттестацию действующих судей, объявляет об открытии вакантных должностей судей и дает рекомендации к назначению на эти должности.

Ситуация с ККС Бурятии начала приобретать скандальный оборот. Дело в том, коллегия не была до конца сформирована, но уже активно работала. Из 21 члена коллегии до последнего времени было избрано две трети, или 14 человек. Это 13 представителей судов (от Верховного суда РБ – 2 судьи, от Арбитражного суда РБ – 5 судей, от районных судов – 3 судьи, от гарнизонных военных судов – 1 судья, от Конституционного суда РБ – 1 судья, от мировых судей – 1 судья) и один представитель президента России, которым до последнего времени являлся Сергей Шилин, занимавший ранее пост главного федерального инспектора по Бурятии.

Однако в апреле этого года Сергей Шилин получил неожиданное повышение в аппарате сибирского полпреда президента России в Новосибирске и спешно покинул Бурятию. В результате Квалификационная коллегия судей Бурятии вдруг потеряла свою легитимность. Напомним, что по закону этот орган может осуществлять свои полномочия, если его состав сформирован ровно на две трети. То есть для работы ККС необходимо было иметь в ее составе 14 человек. После отъезда Шилина в ККС осталось только 13 человек, и получается, что уже почти три месяца этот орган не может работать. Поскольку бывший замначальника Управления ФСБ по Бурятии полковник Александр Клочихин, назначенный в начале июня на пост федерального инспектора по республике, пока не избран членом ККС.

Тем не менее с апреля по июнь избранные члены ККС, представляющие судейский корпус, ведут активную и, получается, незаконную деятельность! В нелегитимном составе они благополучно избрали себе председателя, двух его заместителей и секретаря. Кроме того, в мае-июне они объявили об открытии вакантных должностей трех судей Верховного суда Бурятии и семи судей в районах республики, и, что интересно, уже дали рекомендации восьми судьям на назначение на эти должности.

Скандал разразился накануне сессии Народного Хурала, куда пришла жалоба на действия членов ККС. Аналогичные жалобы были отправлены в Высшую ККС России, Владимиру Путину, его сибирскому полпреду Виктору Толоконскому, главному федеральному инспектору по РБ Александру Клочихину и в прессу.

Кто будет аттестовать судей

Депутатам Народного Хурала пришлось срочно снимать с повестки дня 28-й сессии вопрос о назначении мировых судей (парламент республики имеет право назначать мировых судей) и не менее спешно договариваться между собой по кандидатурам недостающих семи членов ККС – представителей юридической общественности.

Пока неизвестно, будут ли приняты меры дисциплинарной ответственности к избранным ранее членам ККС, будут ли досрочно прекращены их полномочия. Странно, что дисциплинарные проступки совершены людьми, имеющими статус судей. В том числе и.о. председателя Верховного суда Бурятии Альбиной Кирилловой, представившей Народному Хуралу три кандидатуры на назначение на должность мирового судьи.

Тем не менее семь новых членов ККС Бурятии благополучно избраны депутатами, и, скорее всего, этот орган скоро приступит к своей законной деятельности почти в полном составе (пока без представителя президента России).

На сессии Народного Хурала в состав Квалификационной коллегии судей Бурятии избраны:

- Николай Глубоков, судья ВС РБ в отставке, от Совета ветеранов судейского сообщества РБ;

- Василий Маханов, судья ВС РБ в отставке, от группы депутатов Народного Хурала РБ;

- Дарья Миронова, старший преподаватель БГУ, от коллектива юрфака БГУ;

- Николай Павловский, декан юрфака Байкальского филиала Гуманитарного института (Москва);

- Владимир Харханов, замдиректора БУ «Гостехинвертаризация», от Ассоциации юристов России (АЮР);

- Ирина Шаралдаева, директор Института экономики и права от Восточно-Сибирского госуниверситета технологий и управления;

- Курманбек Усенов, судья Октябрьского суда Улан-Удэ в отставке, от группы депутатов Народного Хурала.

Среди шести не прошедших депутатский отбор известные в республике юристы – пенсионер МВД Николай Ломако и зампредседателя правления Общества защиты прав потребителей Бурятии Аграфена Грудинина.

Кол-во просмотров: 1306

Поделиться новостью:


Поделиться: