«Голос кочевников» стал форумом современного этноискусства

Четвертый Международный музыкальный фестиваль «Голос кочевников. Байкал-Бурятия» прошел в Бурятии с 11 по 13 июля. На бурятской земле выступили «кочевники» из Бразилии, Зимбабве, Нигера, Франции, Внутренней Монголии и Москвы.
Общество |
Экономика |
Спорт |
Происшествия |
Здоровье |
Политика |
Культура |
Туризм |
Любимые песни родителей |
Бурятия сегодня |

Четвертый Международный музыкальный фестиваль «Голос кочевников. Байкал-Бурятия» прошел в Бурятии с 11 по 13 июля. На бурятской земле выступили «кочевники» из Бразилии, Зимбабве, Нигера, Франции, Внутренней Монголии и Москвы.

– Изначально фестиваль задумывался как одна из точек притяжения людей в наш регион в рамках развития Особой экономической зоны «Байкальская гавань. В правительстве много говорили о том, что необходимо проводить такие мероприятия, которые бы притягивали музыкантов, туристов из других стран, – отметил на открытии фестиваля министр культуры Бурятии Тимур Цыбиков. – Это первый повод. Вторым поводом для создания проекта стало желание познакомить жителей и гостей Бурятии с самой интересной музыкой, которую в мире называют world music, а мы называем этнической музыкой. На самом деле это основательная музыка, музыка людей, населяющих нашу большую, дружную планету.

Нужно отметить, что участники фестиваля, прибывшие в Бурятию из-за рубежа, вообще впервые оказались в России. На вопрос журналистов, заданный во время пресс-конференции к открытию мероприятия, что привлекло музыкантов приехать в республику, те заявили, что они захотели увидеть Байкал, а также показать жителям солнечной республики свое творчество.

И если зарубежные гости намеренно приехали в Улан-Удэ, то участник московской рок-группы «Ном» Сергей Кагадеев оказался в столице Бурятии случайно. «Самолет, летевший из Екатеринбурга в Иркутск, не сел из-за метеоусловий. Попав в Улан-Удэ, я узнал, что здесь проходит фестиваль, что в нем принимает участие Евгений Вороновский (руководитель проекта Cisfinitum, Москва). Мы созвонились и придумали идею создать совместный проект». Эта идея – слияние электронной музыки и легкого рока – была воплощена во время третьего и последнего дня фестиваля и оказалось очень впечатляющей.

Нынешний «Голос кочевников» освоил новые форматы. В этом году в Бурятской государственной филармонии у него открылась киносцена, на которой в течение трех фестивальных дней проводился показ фильмов, связанных с культурой кочевых народов. Кинопрограмму фестиваля открыл фильм «Наказ матери» Баира Дышенова, с которым режиссер не так давно принимал участие в Каннском кинофестивале. 12 июля состоялся показ трех документальных фильмов о современной жизни шэнэхээнских бурят киностудии «Сансар»: «Шэнэхээн», «Свадьба» и «Праздник снега. На краю степи». Завершила кинопрограмму документальная драма режиссера Бямбасурен Даваа «Два коня Чингис-Хана», где главную роль исполнила участница первого фестиваля «Голос кочевников» в 2009 году певица Урна Чахар-Тугчи. К сожалению, исполнительница главной роли не смогла приехать на фестиваль.

Главной сценой нынешнего фестиваля стал Бурятский театр драмы. Концертную программу 11 июля открыл этнический дуэт, который было практически не слышно из-за громовых электронных экзерсисов. Затем перед зрителями выступили идейный вдохновитель «Голоса кочевников», который уже стал значительным явлением не только в жизни Бурятии, но и России, Наталья Уланова. Она торжественно объявила о переназначении министра культуры Бурятии Тимура Цыбикова, который вкупе с представителем компании «Метрополь» Баиром Цыреновым, сказал свою речь. Надо сказать, что министр в этот вечер даже потанцевал во время выступления зажигательной группы из Нигера Bombino.

Первый день фестиваля вел известный музыкант и киноактер Виктор Жалсанов, который, кстати, выступил здесь в составе бурятско-французской группы Uulzalga. Он и представил Намгар Лхасаранову, лидера одноименной группы «Намгар», в которую на этот раз, кроме ее мужа Евгения Золотарева (чанза), вошел еще один известный в России музыкант Талгат Хасенов (флейта и клавишные). Последний и придал песням и музыке Намгар ритмичную основу этнорока, что стало изюминкой этого выступления этно-фьюжн-группы в Улан-Удэ, особенно если учесть, что и Евгений Золотарев играет на чанзе как на бас-гитаре. Намгар, как всегда, была великолепна, и зал принимал свою звезду world music очень тепло.

Монгольская группа Anda Union принесла на сцену массу проводов, которые музыканты вместе с местными инженерами очень долго подсоединяли к звуковой аппаратуре. Надо сказать, что благодаря аппаратуре у группы был просто исключительный саунд. Виктор Жалсанов рассказал, что группа из-за плотного концертного графика не могла попасть на фестиваль ранее, однако сие свершилось, и зрители были захвачены мелодикой старинных инструментов – морин-хууров, тобшуров, дэнчиг, этил, шагай и других. Очень крепкий и профессиональный коллектив, особое впечатление производит хор исполнителей, виртуозно владеющих горловым пением.

А во втором отделении исполнитель из Нигера кочевник пустыни туарег Омара (группа Bombino) буквально поднял зрителей на ноги. Начал он скромно на акустической гитаре, затем перешел на электрогитару. Ансамблю не хватало ритм-гитары, тем не менее, втроем они продемонстрировали рок-н-ролл пустыни, имеющий призвук рэгги и выраженные этнические мелодии. «К сожалению, наш брат сейчас находится в Париже, он внезапно заболел перед вылетом», – пояснил лидер группы Омара, французский которого вышла переводить Даша Баскакова.

Второй день фестиваля открыла композиция «Растворение» в исполнении артистов Бурятского академического театра и московского композитора-электронщика Евгения Вороновского. Затем на сцену вышла директор фестиваля Наталья Уланова, которая сообщила, что за час до концерта стало известно о том, что певица Намгар заболела, поэтому группе Anda Union, которая должна была выступать после нее, пришлось увеличить свою программу.

Ведущим второго дня фестиваля вновь был улигершин Виктор Жалсанов. Он и представил первых выступающих зрителям. Он рассказал, что группа Anda Union из Внутренней Монголии из-за плотного гастрольного графика трижды переносила свое участие в фестивале «Голос кочевников».

«В понятии монголов «анда» значит «больше, чем брат». Свидетели ритуала смешивания крови призывают само вечное синее небо следить за тем, чтобы у анды были единые помыслы и речи. Ансамбль сочетает монгольское культурное наследие, горловое пение, традиционную монгольскую музыку и привносит в нее новые современные электронные мотивы», - рассказал Жалсанов.

Однако выступление коллектива, еще не начавшись, было прервано техническими неполадками с инструментами. Ведущий, чтобы заполнить паузу, рассказал и об истории группы, и об их инструментах, и о Внутренней Монголии. Музыканты начали свою программу спустя десять минут. Они пели про дружбу, любовь, матерей, родину и счастье, периодически жалуясь на нестерпимую жару на сцене. Кроме того, из-за повышенной влажности в помещении инструменты музыкантам приходилось настраивать после каждой песни.

Для зрителей прозвучала новая песня группы, музыку к которой написала Наранбатаар Нар-Оюу, в исполнении солистки оперного Ольги Жигмитовой. В завершение Anda исполнила песню «Топот десяти тысяч скакунов». Зал поддержал музыкантов бурными овациями и вызвал их на «бис».

Во втором отделении на сцене выступала группа Mokoomba из Зимбабве, которая исполняет песни на языке тонго.

«Солист группы Матиас собирает музыку по всей Южной Африке, – рассказал ведущий. –Он владеет шестью языками, остальные члены группы говорят, что он – ходячая энциклопедия африканской музыки».

На «Голос кочевников» Mokoomba приехала по приглашению Натальи Улановой.

«Этот коллектив существует уже десять лет. Они играют в стиле афро-фьюжн. Парни родились в маленькой деревне, где говорят на языке, которое основное население Зимбабве не понимает. Я послушала их диск в прошлом году на фестивале мировой музыки и была поражена голосом Матиаса и энергетикой ребят, – отметила Уланова».

С первых секунд выступления Mokoomba зал начал заряжаться энергетикой, исходившей от фронтмена группы. Матиас пластично двигался по всему периметру сцены. Кроме того, он общался с залом на английском без помощи переводчика, и его понимали.

– How are ya doing? – кричал Матиас восторженным зрителям. – We love you!

Несмотря на то, что от ритмичной африканской музыки кресла ходили ходуном, зрители не спешили вставать с насиженных мест, чтобы пуститься в пляс. Это немного огорошило Матиаса, и после очередной песни он не выдержал и обратился к залу: «Shake your body!».

Зал поднялся и начал двигаться в такт умопомрачительным гитарным и барабанным соло. Гораздо свободнее в такой ситуации чувствовали себя пришедшие на концерт европейцы: девушки и парни танцевали, несмотря на явную нехватку места.

Матиас однозначно был доволен. Он устроил перекличку с публикой, всячески шутил и, не останавливаясь, продолжал свои танцы. Группа Mokoomba также была вызвана публикой на «бис».

Завершился фестиваль в Этнографическом музее концертом на оpen-air-сцене, что стало еще одним новшеством нынешнего «Голоса кочевников». Здесь были воплощены оригинальные музыкальные идеи на основе народной музыки через призму современного электронного звучания. На одной сцене выступили бразильская группа BaianaSystem, прекрасно сочетающая традиционные звуки Сальвадора с психоделией «даба» и ритмами «регги», французско-бурятское трио Uulzalga – французская группа Nojazz и исполнитель традиционных монгольских эпосов Виктор Жалсанов соединили электронную музыку и горловое пение. Даша Баскакова выступила вместе с проектом Евгения Вороновского Cisfinitum из Москвы. Их совместная программа была подготовлена во Франции и Черногории. Ураганное звучание drum and bass и байкальская романтика Даши Баскаковой были высоко оценены любителями актуального и ультрамодного звучания. На оpen-air выступила уже полюбившаяся жителям Бурятии Мokoomba из Африки. Энергии добавил местный коллектив «Галия», а аутентичности – Дашима Согтоева, Эржена Санжиева и группа «Урагшаа».

Пространство фестиваля расширила и этнофутуристическая выставка «Языки мозаики», которая была торжественно открыта в Художественном музее им Ц.С. Сампилова 13 июля. Проект организован Минкультом Бурятии совместно с Фондом Исмаила Ахметова по развитию образования и поддержке культуры. Выставка объединяет работы ведущих мировых художников из Италии и Греции, многократных участников международных выставок, фестивалей, биенале современного искусства, всемирно признанных интерпретаторов мозаичного искусства – Марко Бравура, Душаны Бравура, Пелагея Ангелопуло.

Таким образом, нынешний «Голос кочевников» стал не просто музыкальным фестивалем, а форумом современного этноискусства.

Главной новостью нынешнего фестиваля стало заявление группы компаний «Метрополь» о том, что, начиная со следующего года, «Голос кочевников» станет составной частью нового масштабного культурного проекта – арт-форума «Байкальская гавань». «Богатой талантами Республике Бурятия нужен мощный центр притяжения творческих сил. Им сможет стать арт-форум «Байкальская гавань», – считает директор ИФК «Метрополь» по региональной деятельности Баир Цыренов.

Международный проект объединит в себе три стихии: музыку народов мира, кинематограф и современное искусство. По мнению инициаторов проекта, новое крупное культурное событие, несомненно, принесет пользу бурятской культуре, обогатит ее мировым опытом и, в свою очередь, даст возможность всему миру лучше узнать неповторимое искусство народов Байкальского региона.

Новый проект активно поддерживает и творческая интеллигенция. Видные актеры, режиссеры, музыканты и художники из Москвы и Бурятии считают, что проведение мультиформатного фестиваля искусств в уникальном во всех отношениях Байкальском регионе своевременно и перспективно.

Кол-во просмотров: 1125

Поделиться новостью:


Поделиться: