До 20 сентября в Национальном музее РБ в рамках IV Международного фестиваля «Голос кочевников» действует международный выставочный проект «Языки мозаики», открывшийся 14 июля. В экспозиции представлены серия работ итальянского художника Марко Бравура «Иконостас», а также мозаичные полотна Пелагеи Ангелопуло «Дерево жизни», «Алтарь», «Рапсодия», «Птицы» и другие.

Как сообщила «Новой Бурятии» директор Национального музея РБ Татьяна Бороноева, уникальная выставка, которая знакомит жителей Бурятии с современным мозаичным искусством, стала возможной благодаря сотрудничеству Минкультуры Бурятии с Фондом Исмаила Ахметова. В свою очередь, Марко Бравура связывают дружеские отношения с известным коллекционером Ахметовым. Как раз ему автор, живущий в Венеции и продолжающий традиции венецианской мозаики, подарил одну из работ, которая сейчас экспонируется в музее имени Сампилова, под названием «Невидимый щит». Красочный арт-объект, выполненный из разнообразных мозаичных материалов, можно сказать, символизирует ведущую роль Азии в развитии мировой культуры.

Наиболее значительной работой Марко Бравура, представленной в Улан-Удэ, является инсталляция «Золотые гнезда».

– Только в Улан-Удэ впервые была создана такая форма известного арт-объекта – в монгольской юрте, которая сама по себе символизирует мир. Внутри юрты вокруг Вечного древа жизни закреплены шесть фигур птичьих гнезд, созданных из золотой смальты по подобию настоящих гнезд, – рассказала Татьяна Бороноева. – Художник сам монтировал эту инсталляцию, и у него глаза буквально горели, ведь эта композиция обрела новый смысл и значение. Обычно инсталляция монтировалась в черной палатке, как в камере-обскуре, снабженной подсветкой.

А вот слова самого художника, создавшего новую для Улан-Удэ форму искусства: «Что касается корней природы и архитектуры, не могу не восхититься совершенством технической конструкции, чей возраст исчисляется миллионами лет, – это конструкция птичьего гнезда… Мой проект должен стать данью смышленности, трудолюбию и креативности птиц как «исконных архитекторов».

Интересным произведением является «Не мандала». Художник, которого восхищает буддийское искусство, опасался, как в Бурятии, где культивируется буддизм, будет воспринята его работа, выполненная по подобию буддийских произведений. Тем не менее его «дом для божества» в свете лучей играет красками и огнями, отражающимися от камней, из которых он создан. Из-за этого мозаичное произведение выглядит объемным и живым, возникает эффект присутствия божества.

Интересен «Иконостас», состоящий из двенадцати работ, выполненных из смальты, фрагментов ракушек и сусального золота. Современный человек отошел от природы, однако сохранил для себя определенные образы поклонения. В работах Марко это образы деревьев.

К сожалению, улан-удэнцы не могут знакомиться с современным искусством, но сейчас существует редкая возможность соприкоснуться с новым миром, которые будит воображение и расширяет горизонты восприятия. Тем более что работы Марко Бравура развивают и преломляют традиции всемирно известной венецианской мозаики, которая развивается со времен Древнего Рима.

Из Бурятии Марко Бравура увез целый мешок гальки, собранной на берегу Байкала, обещая создать новые произведения, посвященные Бурятии и священному морю.