ТГК-14 для перерасчета тепла и воды не принимает никаких документов или показаний термометра, кроме заключения комиссии, в состав которой обязательно должен входить представитель ТГК-14. Но так как представитель компании зачастую на замер не приходит, большинство обращений граждан о недопоставке тепла и требования о перерасчете остаются не услышанными. В этой ситуации у жильцов многоквартирных домов остается только один выход – обращаться в суд.

Недодают тепло

Светлана Смирнова (имя и фамилия изменены.Ред.) рассказала «Новой Бурятии», что в ее квартире, расположенной в доме по ул. Чертенкова, два года не было тепла. Первый год женщина терпела.

– В 2010 году я начала составлять акты по недопоставке тепла, для этого приглашала представителей управляющей компании (УК) и ТГК-14, но ни на один замер температуры с ТГК-14 так и никто не пришел, – рассказала она. – По нормам тепло в батареях должно подаваться не менее 20°C, а если температура ниже на 4° от нормативной, потребитель может и не платить за тепло ненадлежащего качества. У меня же в доме температура равнялась 12°, при этом я все эти два года исправно платила, а ТГК-14 производила мне перерасчет всего на 90 рублей.

Тогда женщина написала шесть писем на имя директора ТГК-14 Александра Тюрюханова о том, что перерасчеты сделаны неправильно. От компании не последовало никакой реакции, поэтому в марте 2011 года Светлана Смирнова подала в суд на организацию и выиграла его. На это ТГК-14 подала встречный иск на основании того, что женщина не оплачивала тепло за 2011 год. «А за что платить, если недодают?», – возмущается Светлана. В этом судебном разбирательстве выиграла ТГК, и с пенсии потребительницы было удержано 7180 рублей и направлен счет за госпошлину.

– Это решение суда я отменила, и эти удержанные деньги пошли на погашение будущих счетов за тепло, однако счет за госпошлину продолжал приходить, я просила ТГК снять с меня этот счет практически год, и только на днях вопрос разрешился, – сообщила Светлана Смирнова. – И по решению суда ТГК за два года доставки тепла ненадлежащего качества вернула мне 17 тыс. рублей.

В аналогичную ситуацию попал и житель многоквартирного дома по ул. Юных Коммунаров. Как он рассказал, в подвале его дома установлен общедомовой счетчик по теплу и воде. Каждый месяц Александр Павлович расходует два кубометра воды и платит 358 рублей 28 копеек. «А тут в ТГК-14 мне предъявляют долг более трех тысяч рублей. Но ведь счетчик не обманешь, по показаниям выходило, что я оплачиваю полностью. При этом по показаниям счетчика сделали корректировку, оказалось, что компания недодавала гигакалории тепла, – рассказал Александр Степаненко. – При этом температура горячей воды зимой должна быть 90-110°, а нам подавалась вода 65-75°. После долгих разбирательств мне сделали перерасчет в 8800 рублей, согласно которому я не плачу с апреля по август 2012 года».

Управляющие компании отлынивают от обязательств

С 1 января 2010 года действует Федеральный закон «О внесении изменений в ст. 162 и 149 части второй Налогового кодекса РФ». Закон предусматривает освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость (НДС) операций по реализации коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, ТСЖ, жилищно-строительными кооперативами. Таким образом, управляющие компании должны стать посредниками между ресурсоснабжающими организациями, такими как ТГК-14, Водоканал, Бурятэнергосбыт и потребителями. Для этого они должны пройти конкурсный отбор в мэрии. Только при таком положении вещей жителям Бурятии не придется переплачивать НДС размером 18%.

Также, согласно постановлению правительства РФ от 23.05.2006 №307, управляющие компании должны заключать договоры управления многоквартирными домами с каждым владельцем помещения. В эти договоры обязательно включаются условия об оказании всех коммунальных услуг, тем самым УК берет на себя обязательства по обслуживанию внутридомовых сетей и становится исполнителем коммунальных услуг.

В этом отношении на невыполнение норм жилищного законодательства обратил внимание Роспотребнадзор по РБ и выступил в суде с требованием обязать ЖКС «Саяны» принимать платежи за коммунальные услуги от граждан, проживающих в обслуживаемых УК многоквартирных домах. Компания отказалась включать в договоры на управление домом пункты по приему коммунальных платежей, на что жильцы дома обратились за защитой своих прав в Роспотребнадзор.

ЖКС «Саяны» считает, что для УК принимать все платежи с населения невозможно как с правовой, так и с технической стороны, поскольку нет договоров с ресурсоснабжающими организациями, а обязанность принятия платежей повлечет увеличение штата работников, что ляжет бременем на тех же собственников.

Однако сами ресурсоснабжающие организации – Водоканал, ТГК-14, Бурятэнергосбыт – готовы заключить договоры с УК. Как пояснили эти организации, без договоров с населением и ресурсоснабжающими организациями УК не берут на себя обязательства по обслуживанию внутридомовых сетей и обеспечению поставки тепловой энергии от дома до каждой квартиры. Потому и ресурсоснабжающие компании не могут в полной мере оказывать свои услуги потребителям.

Однако доводы ЖКС «Саяны» о том, что их организация не является исполнителем, так как не производит коммунальные услуги и, согласно договору с жильцами, не взимает плату за коммунальные услуги, само по себе не говорит о том, что УК не может быть исполнителем. Ведь компания вправе приобретать коммунальные ресурсы для обеспечения ими граждан. И то, что ресурсоснабжающие организации сами взимают плату с граждан за коммунальные услуги, не свидетельствует о том, что данные организации являются исполнителями коммунальных услуг. Суд установил, что ресурсоснабжающие организации не занимаются обслуживанием внутридомовых инженерных систем жилого дома. Это обязательное условие для исполнителя, то есть для управляющих компаний.