Недоразвитый транспорт

На территории Сибири и Дальнего Востока сосредоточено свыше 90% российских запасов платиновых металлов, более 70% никеля и меди, имеются крупные запасы углеводородов, лесных ресурсов, драгоценных и других металлов. Однако поставки сырья в страны АТР не играют значительной роли во внешнеэкономических связях России, поскольку на востоке страны нет развитой транспортной инфраструктуры.
Экономика |

На территории Сибири и Дальнего Востока сосредоточено свыше 90% российских запасов платиновых металлов, более 70% никеля и меди, имеются крупные запасы углеводородов, лесных ресурсов, драгоценных и других металлов. Однако поставки сырья в страны АТР не играют значительной роли во внешнеэкономических связях России, поскольку на востоке страны нет развитой транспортной инфраструктуры. Об этой проблеме и способах ее решения говорили 14 сентября на круглом столе «Модернизация транспортной системы как условие социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока» в рамках Байкальского международного форума.

Круглый стол собрал 64 участника из Москвы, Иркутска, Алтая, Бурятии, среди них присутствовали представители Совета Федерации ФС РФ, Минтранса РФ и РБ, руководители транспортных компаний и общественных организаций.

Многие докладчики отмечали, что в настоящее время основная часть экономической активности на Дальнем Востоке сосредоточена в пределах узкого «коридора» вокруг Транссиба. А его низкая пропускная способность является препятствием для интеграции транспортной системы России в международную транспортную систему АТР. В этой связи участники круглого стола предложили восстановить работу Северного морского пути в связке с Обью, Енисеем и Леной как на западном, так и на восточном крыле.

Экономическую активность арктических территорий региона должен обеспечивать юг Сибири. А Транссиб должен стать высокоскоростной трансконтинентальной трассой пассажирских, грузовых и контейнерных перевозок. При этом важно обеспечить сбалансированное развитие транспортной инфраструктуры между видами транспорта и проектами по освоению месторождений и промышленных зон. Приоритет в этом плане сохраняет железнодорожный транспорт.

Как отметил министр по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства РБ Сергей Козлов, основными направлениями развития транспортного комплекса в регионе является завершение формирования опорной магистральной железнодорожной сети – повышение пропускной способности Транссиба, завершение строительства БАМа и Амуро-Якутской магистрали, строительство соединительных и новых железнодорожных линий. Чтобы вовлечь в экономический оборот минеральные и лесные ресурсы Северной Бурятии, необходимо построить железную дорогу Могзон – Озерный ГОК – Новый Уоян.

Для сокращения времени пути транзитных контейнеров и таможенного контроля товаров и грузов, перемещаемых по Транссибу, необходимо реконструировать железнодорожный пункт пропуска Наушки на бурятско-монгольском участке госграницы РФ. Также планируется в Улан-Удэ создать современный транспортно-логистический центр на базе грузового двора на станции Тальцы.

По воздушному транспорту участники единогласно отметили, что этот вид транспорта в России не развит. Более того, по словам генерального директора Центра стратегических разработок гражданской авиации Антона Кореня, региональные и межрегиональные перевозки между СФО и ДФО находятся на стадии стагнации. Так, объемы перевозок растут в 4,3 раза медленнее, чем в других регионах страны, а количество эксплуатируемых линий сократилось на 20%. При этом авиационная подвижность населения России в 6-7 раз ниже, чем в странах Евросоюза и США. Хотя острую потребность в региональной авиации испытывают 9 млн человек.

В Сибири и на Дальнем Востоке авиаперевозки имеют социальный характер и не являются предметом бизнеса. На местных и региональных маршрутах из-за высоких затрат на содержание аэропортовой сети и использования воздушных судов малой вместимости, невозможно спланировать высокие пассажиропотоки. И жители Сибири и Дальнего Востока сталкиваются с тем, что стоимость авиаперевозок на региональных и местных авиалиниях в расчете на 1 пассажиро-километр в 4 раза превышает аналогичный показатель на магистральных авиалиниях.

Пассажиры часто вынуждены лететь транзитом через Москву, так как прямые рейсы редки. Это значительно увеличивает и стоимость, и время перелета. Так, перелет из Томска в Хабаровск через Москву занимает почти 22 часа и стоит более 20 тыс. рублей.

Поднятые проблемы развития железнодорожного и воздушного транспорта участники круглого стола связали с отсутствием необходимого финансирования строительства и модернизации транспортной инфраструктуры.

Кол-во просмотров: 1509

Поделиться новостью:


Поделиться: