Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

Стали известны результаты последних исследований социологов из Института Европы РАН и независимой службы «Среда» о количестве последователей различных религий в России. Данные соцопроса о числе приверженцев старообрядчества в Бурятии ставят под сомнение корректность проведенных исследований на территории республики. Можно ли сегодня дать объективный «религиозный портрет» России и Бурятии?

Начнем с того, что полные и достоверные статистические данные о количестве верующих разных религий и атеистов как в целом по России, так по отдельным регионам просто отсутствуют. Последний раз хороший шанс получить более или менее объективную картину религиозной ситуации в стране у ученых-исследователей, политиков и просто интересующихся граждан был перед проведением последней Всероссийской переписи населения России 2010 года. Однако тогда по настоянию православных религиозных деятелей вопрос о религиозной принадлежности был исключен из переписной анкеты. Что дало возможность представителям религиозного большинства как минимум еще до следующей переписи утверждать о том, что православные в России составляют от 80 до 90% всего населения страны.

Сколько в России православных?

Выведение образа «православной России» у представителей Русской православной церкви Московского патриархата (РПЦ МП. – С.Б.) основано на известном стереотипе: «русский - православный», «татарин – мусульманин», «бурят – буддист» и т.д. Напомним, что в ходе переписи 2010 года из 137,23 млн человек, указавших во время последней переписи свою национальность (всего же в РФ переписано 142,82 млн человек), 111,02 млн, или 80,09%, назвались русскими.

Кроме того, к этому «человеческому ресурсу» православия автоматически добавляются живущие в России украинцы (1,93 млн человек, или 1,41%), белорусы (0,52 млн, 0,38%), чуваши (1,44 млн, 1,05%), мордва (0,74 млн, 0,54%), удмурты (0,55 млн, 0,40%), мари (0,55 млн, 0,40%), осетины (0,53 млн, 0,39%). Туда же причисляются православные грузины, карелы, саамы, вепсы, ижорцы, водь, ингерманландцы и отдельные представители крещенных в XVIII-XIX веках сибирских народов, в том числе и буряты.

Эта концепция позволяет православным иерархам говорить о «государствообразующей роли» РПЦ, ее полном доминировании в межрелигиозных отношениях и праве на особые отношения с обществом. Однако достоверного статистического подтверждения концепции нет, поскольку вопросы об отношении к религии и о вероисповедании респондентов во время переписи не задавались. Это дало повод к разного рода спекуляциям со стороны религиозных деятелей разных направлений, которые могут преувеличивать число своих адептов.

В то же время целый ряд исследований религиозности среди верующих, а также отдельные соцопросы об отношении к религии в регионах не раз ставили под сомнение концепцию «православной России» и разговоры о разного рода «религиозных бумах». В ходе этих локальных исследований выявлялось и то, что далеко не все русские считают себя православными, и то, что внушителен процент атеистов и сомневающихся в своей вере или неверующих.

Барьер в 80%

Впрочем, до 2011 года масштабных социологических исследований на эту тему, результаты которых можно было бы использовать для достоверной оценки религиозной ситуации в России, не проводилось. И на вопрос о том, сколько в России православных, мусульман, католиков, иудеев, буддистов и протестантов, заинтересованные лица могли отвечать в соответствии со своими предпочтениями.

Действительно ли сегодня в России 80% «русских-православных»? При более внимательном рассмотрении данных двух последних переписей и данных социологов картина «православной России» может быть существенно скорректирована.

Напомним, психологический барьер в 80% русских сохранялся в РСФСР после последней советской переписи 1989 года. Тогда на 145,4 млн человек общего населения приходилось 119,86 млн русских, или 81,31%. В целом же в СССР русские составляли 50,62% (СССР – 286,73 млн чел., русские - 145,15 млн чел). Однако уже в ходе первой постсоветской переписи 2002 года процент русских снизился и впервые опустился ниже 80% . Тогда были зафиксированы следующие данные: население России – 145,17 млн человек, русских – 115,89 млн человек, или 79,86%. Из-за этого ЧП впервые процент русского населения в официальных данных был рассчитан не от общего числа переписанных граждан, а от количества «лиц, указавших свою национальность». Таких в 2002 году было 143,71 млн человек. Таким образом, психологический 80-процентный барьер популяции русских (80,64%) сохранился.

По результатам переписи 2010 года, количество русских в России также снизилось и в абсолютном, и в процентном отношении. Оно уменьшилось на 4,87 млн и составило 111,02 млн человек. Это 77,74% от общей численности населения страны в 142,86 млн человек. Однако по той же методике отсчета от количества «лиц, указавших свою национальность», а таковых стало еще меньше (137,23 млн человек), «показательный» процент русских стал даже выше – 80,9%!

И по факту 77,74% русских никак не позволяют говорить о том, что православные составляют более 80% населения России. Даже если всех русских записать в православные. Каково же на самом деле количество православных верующих в нашей стране? Существуют ли объективные данные о количественном соотношении последователей разных религий в Бурятии?

Рекорд – 69% православных

Скажем сразу, что наиболее достоверными данными о вероисповедной принадлежности жителей России являются данные официальных переписей населения. И данные о 80% православных в целом по России в ходе переписей никогда не фиксировались. Из трех всероссийских (включая первую Всероссийскую перепись 1897 года и переписи 2002 и 2010 годов) и шести всесоюзных переписей населения вопросы о принадлежности к той или иной религии задавались только в ходе двух переписей – 1897 и 1937 годов.

Первая перепись Российской империи (включая Польшу, Финляндию, Малороссию, Бессарабию, Туркестан, Кавказ и Сибирь) 1897 года дала следующую религиозную картину. Из 125,64 млн подданных российского царя православные составили 69,36% (87,12 млн человек), мусульмане – 11,06% (13,9 млн чел.), католики - 9,13% (11,46 млн чел.), иудеи – 4,15% (5,21 млн чел.), лютеране - 2,84% (3,57 млн чел.), старообрядцы – 1,75% (2,2 млн чел.), армяно-григориане – 0,93% (1,17 млн чел.), буддисты и ламаиты – 0,34% (433 тыс. чел), шаманисты и язычники – 0,22% (285 тыс. чел).

Территория современной Бурятии была разделена тогда между Иркутской губернией и Забайкальской областью. Общая численность бурят составляла 288,5 тыс. человек, из них буддистов было 185,8 тыс. человек (в Иркутской губернии – 11,6, в Забайкальской области –174,2 ), шаманистов и православных (крещенных бурят) – приблизительно 50 тыс. человек в Иркутской губернии. Число старообрядцев в Забайкальской области составляло 38,5 тыс. человек. Концентрировались они в Верхнеудинском уездном округе – около 36 тыс., 2 тыс. староверов жило на территории Иркутской губернии.

Православных в Иркутской губернии в 1897 году было 83,28% – 428,3 из 514,2 тыс. человек общей численности населения губернии. В Забайкальской области картина разительно отличалась: на 672 тыс. населения области приходилось 443 тыс., или 65,92 % православных.

«Дефектная» перепись?

Во время первой Всесоюзной переписи 1926 года отношение к религии не выяснялось, а вот перепись 1937 года должна была, по мнению Сталина, закрепить успехи секуляризации в СССР и показать атеизм жителей первой в мире страны только что победившего социализма. Тем не менее прошедшая сразу за принятием сталинской Конституции перепись выявила столько «пережитков прошлого», что была объявлена дефектной, а результаты переписи были надолго (до 90-х годов) засекречены.

Согласно данным переписи 1937 года, в СССР уверенное большинство составляли верующие люди. Несмотря на серьезные опасения репрессий в отношении верующих, нашлось немало людей, заявивших о своей вере в Бога.

Было выявлено 43,3% неверующих (42,2 млн чел.), остальные же 56,7% (55,3 млн чел.) отнесли себя к тому или иному вероисповеданию. Больше всего верующих назвало себя православными (42,3%), остальные отнесли себя к мусульманам (8,4%), другим христианам (1,3%), иудеям (0,3 %), буддистам (0,1%).

Подавляющее большинство верующих (около 80%) назвали себя христианами, из них 3/4 – православные, приблизительно по 0,8% собрали католики, лютеране и протестанты. На самом же деле верующих, скорее всего, в 1937 году было больше, чем 57 %. Поскольку многие люди (почти 20 опрошенных в ходе переписи) скрыли то, что они верят в Бога. Среди этой категории людей оказались и те верующие люди, которые давали обет не отвечать на вопрос о Боге, и те, кто отвечал: «Богу виднее то, верующий я или нет!».

Серьезным недостатком переписи 1937 года является то, что данные религиозности не соотнесены с региональным аспектом. Например, известно, что среди неграмотных 60 тыс. буддистов 38,3 тыс. женщин, а среди 22 тыс. «грамотных» буддистов женщин уже 8,2 тыс. Это при том, что общая численность потенциальных буддистов – 346 тыс. (218,6 тыс. бурят и 127,4 тыс. калмыков).

Как видим, все эти данные о религиозности, полученные в ходе переписей 1897 и 1937 годов, не могут быть отправной точкой в оценке количественного соотношения представителей разных конфессий в России и в Бурятии в XX веке и, тем более, в начале XXI века.

Проект «АреНа»

Первой масштабной попыткой восполнить недостаток объективных данных состояния религиозности в России стал исследовательский проект «АРеНа» (Атлас религий и национальностей), презентация которого состоялась в начале этого лета в Институте Европы РАН. Исполнителем исследований в рамках проекта стала группа специалистов этого института и независимой социологической службы «Среда» под руководством Романа Лункина и Алины Багриной.

Как заявили авторы проекта, их целью было создать «портрет каждой религии, национальности, каждого региона». Фактически это первое в России исследование, претендующее на то, чтобы дать полную картину религиозности населения как в целом по России, так и по каждому региону.

Данные, полученные в ходе социологического опроса, который проводился среди городского и сельского населения в возрасте от 18 лет и старше в 79 субъектах РФ (98,8% населения, по данным переписи-2010), за исключением «горячих» Чечни и Ингушетии, а также труднодоступных Чукотского и Ненецкого округов, выглядят следующим образом.

РФ

РБ

Верю в Бога, но конкретную религию не исповедую

25,15 % (36 млн чел.)

25%

Исповедую православие и принадлежу к РПЦ

41,09 % (58,8 млн)

27 %

Исповедую православие, но не принадлежу к РПЦ и не являюсь старообрядцем

1,46 % (2,1 млн)

1 %

Исповедую православие, являюсь старообрядцем

0,27 % (400 тыс.)

0,4%

Исповедую христианство, но не считаю себя ни православным, ни католиком, ни протестантом

4,12 % (5,9 млн)

4,0 %

Исповедую протестантизм (лютеранство, баптизм, евангелизм, англиканство)

0,21 % (300 тыс.)

1,0 %

Исповедую католицизм

0,09 % (140 тыс.)

0,0 %

Исповедую пятидесятничество

0,09 % (140 тыс.)

0,0 %

Исповедую иудаизм

0,09 % (140 тыс.)

0,2 %

Исповедую ислам, но не являюсь ни суннитом, ни шиитом

4,68 % (6,7 млн)

0,2 %

Исповедую ислам суннитского направления

1,67 % (2,4 млн)

0,0 %

Исповедую ислам шиитского направления

0,21 % (300 тыс.)

0,0 %

Исповедую буддизм

0,49 % (700 тыс.)

20,0 %

Исповедую традиционную религию своих предков, поклоняюсь богам и силам природы

1,18 % (1,7 млн)

2,0 %

Исповедую восточные религии и духовные практики (индуизм, кришнаизм, другие направления)

0,09 % (140 тыс.)

0,0 %

Не верю в Бога

12,10 % (18,6 млн)

13, 0 %

Затрудняюсь ответить

5,52 % (7,9 млн)

6,0 %

Другое

1,0 %

Как сообщили сотрудники социологической службы «Среда», репрезентативная выборка в ходе опроса соблюдалась только по возрасту (старше 18 лет) и по соотношению городского и сельского населения в регионах. Общее количество респондентов – 56900 человек, в каждом субъекте по месту жительства опрашивалось 500-800 человек. Допускается следующая статистическая погрешность исследования: по России в целом – 1%, по региону – не более 5,5 %.

Таким образом, по данным социологов, в Бурятии самую многочисленную группу составили православные, относящие себя к РПЦ (27%), далее следуют верующие, но не исповедующие конкретной религии (25%), буддисты (20%), атеисты (13%) и колеблющиеся (6%).

Все остальные категории респондентов исчисляются в рамках статистической погрешности, в том числе такие крупные религиозные группы, как старообрядцы разных течений (согласно опросу, их всего 0,4%!) и приверженцы традиционной религии бурят (условные названия: «тэнгрианство», «тэнгризм», «религия боо» или «бурятский шаманизм», «неошаманизм»), которых в числе респондентов оказалось 2%.

Староверы и шаманы

Именно в отношении этих двух религиозных групп данные исследования в рамках проекта «Арена» и могут ставиться под сомнение. Поскольку известно, что, например, старообрядцы (поповцы, беглопоповцы, а также встречающиеся до сих пор беспоповцы) составляют большинство в трех районах своего компактного проживания (Тарбагатайском, Мухоршибирском и Бичурском), есть отдельные села с преобладанием «семейских» в ряде других районов. В структуре населения Бурятии потомки староверов, переселившихся сюда в XVIII-XIX веках, составляют значительную прослойку, оцениваемую экспертами в количестве от 100 до 200 тыс. человек (включая жителей Улан-Удэ – выходцев из старообрядческой среды), то есть от 10 до 20% населения республики. Многие из них до сих пор сохраняют свою субэтническую и религиозную идентичность, посещают старообрядческие храмы и религиозные собрания.

Исходя из этого, данные социологической службы «Среда» по старообрядцам (0,4 %) явно не отражают реального положения вещей. Скорее всего, в ходе опроса выборка «город - село» было сделана не совсем корректно, в исследовании не принимали участие респонденты из тех трех районов, где преобладают старообрядцы. В ином случае результаты по старообрядцам были бы другими.

Такой же вывод, скорее всего, можно сделать и относительно так называемых «шаманистов». Известно, что с 20-х годов прошлого века иркутские буряты, традиционно сохраняющие «религию предков», начали переселяться в Улан-Удэ и ряд других населенных пунктов на территории Бурятии. Их предки в свое время были защищены православными миссионерами от влияния буддистских лам и сохраняли в относительной чистоте свою традиционную религию, распространенную среди монголов и бурят еще до принятия ими буддизма. Даже те иркутские буряты, которые были формально крещены в православии (примерно половина западных бурят), фактически оставались шаманистами.

В советское время традиции «шаманизма», или «тэнгрианства», были разрушены, однако с 90-х годов прошлого века именно в Улан-Удэ стали возникать религиозные объединения шаманов-боо, которые активно занимаются восстановлением почти утраченных религиозных традиций. Происходит это на почве неошаманизма, приспособленного его приверженцами к городской культуре. На этой волне подъема многие иркутские буряты стали вновь заявлять о своей религиозной идентичности, о приверженности традиционной национальной религии. В этой связи «шаманисты» явно выходят за рамки статистической погрешности (в 2-3%), а, вполне возможно, составляют устойчивую и достаточно многочисленную группу.

И последнее. Ясная и, главное, достоверная картина религиозности в России может сложиться только на основе результатов всеобщей переписи населения, в которой был бы блок вопросов об отношении респондентов к религии. Именно такая акция развенчала бы многочисленные «мифы» и спекуляции на этой теме. Пока же остается надеяться лишь на корректные социологические исследования с надежной выборкой.

Зурхай

Благоприятно: для людей, родившихся в год Дракона; строить дуган, субурга, делать добрые дела, почит...

Читать целиком
Общество и культура
110
Общество и культура
153
Общество и культура
51
Спорт и туризм
101