Как упростить технадзор в промышленности

В России государственное регулирование в сфере технического надзора зашло в бюрократический тупик. Существующая система крайне запутана и неэффективна, напоминает перекрестное регулирование, когда один регулятор задействован во всех процессах. Об этом заявила эксперт Консультативного совета по иностранным инвестициям при правительстве РФ (КСИИ) Анна Верещагина.
Общество |

В России государственное регулирование в сфере технического надзора зашло в бюрократический тупик. Существующая система крайне запутана и неэффективна, напоминает перекрестное регулирование, когда один регулятор задействован во всех процессах. Об этом заявила эксперт Консультативного совета по иностранным инвестициям при правительстве РФ (КСИИ) Анна Верещагина, выступая на круглом столе «Государственно-частное партнерство – важнейшее условие комплексного социально-экономического развития регионов Востока». Мероприятие проходило в рамках международной экономической конференции «Новая экономика – новые подходы» Байкальского экономического форума в Улан-Удэ.

Анна Верещагина отметила, что по рейтингу Всемирного банка по сравнительному анализу сроков и количеству процедур для получения разрешения на строительство Россия находится в хвосте, уступая своему соседу по таможенному союзу – Казахстану и своим союзникам по БРИК – Бразилии, Индии и Китаю.

– Установленный регламентом срок составляет 580 дней и состоит из 53 документов. Это по регламенту, а на самом деле процесс может длиться значительно больше. Это касается не только строительства, но и обеспечения сроков введения в эксплуатацию, – сообщила она. – Мы видим, что тот же Ростехнадзор участвует практически во всех сферах регулирования. При этом, помимо федеральных регуляторов, существуют и региональные.

В пример удачного регулирования строительства она привела Германию, в которой всего два надзорных органа, регулирующих промышленную безопасность и экологию. Остальные сферы контролируются независимыми страховыми компаниями. Они ежегодно проводят аудит состояния технологической безопасности предприятия, и в зависимости от него фиксируют определенную сумму страховых выплат. «Таким образом, как страховщик, так и сама компания несут ответственность за техническое состояние предприятия. В России же наблюдается противоположная ситуация, – подчеркнула эксперт КСИИ. – К огромному количеству федеральных и региональных регуляторов недавно была введена система независимых экспертов, которая стала дополнительной нагрузкой для бизнеса».

Анна Верещагина отметила, что особую обеспокоенность у иностранных инвесторов вызывает предполагаемая поправка в законопроект о промышленной безопасности, которая «возродит» процедуру получения разрешения на применение технических устройств на опасных производственных объектах (ОПО). Напомним, получение разрешения было отменено в прошлом году поправкой в законодательство.

В завершение своего выступления эксперт озвучила предложения по улучшению процесса. В частности, необходимо значительно дифференцировать меры регулирования ОПО в зависимости от класса опасности и степени их аварийности, исключить дублирование контрольно-надзорных процедур и требований к документации. Например, необходимость получения разрешения на применение технического устройства на ОПО.

– Кроме того, для ОПО с низким уровнем объекта опасности мы предлагаем отменить практически все виды регулирования, оставив только страхование и планово-производственный контроль, – отметила Анна Верещагина. – Надо существенно сократить большое количество предварительно-разрешительных процедур. Также необходимо составить четкие формулировки, исключающие возможность вольной трактовки и избирательности правоприменения.

Кроме того, эксперт КСИИ предложила разработать и ввести меры стимулирования (минимальная страховая сумма и т.д.) для предприятий, подтверждающих статистикой свою работу без аварий.

Кол-во просмотров: 308

Поделиться новостью:


Поделиться: