Физкультурные проблемы Бурятии

Сегодня во многих школах республики уроки физической культуры сводятся только к играм с мячом. 45 минут дети бегают, делают разминку, а также по своему выбору играют в футбол, волейбол или пионербол. В то время как на уроках учащиеся должны прыгать в длину, метать диск, толкать ядро, бегать с барьерами.
Общество |

Сегодня во многих школах республики уроки физической культуры сводятся только к играм с мячом. 45 минут дети бегают, делают разминку, а также по своему выбору играют в футбол, волейбол или пионербол. В то время как на уроках учащиеся должны прыгать в длину, метать диск, толкать ядро, бегать с барьерами. Однако для этого нет соответствующего инвентаря, и зачастую сами преподаватели не в состоянии показать, как нужно правильно толкать ядро или метать диск. Проблема состоит в том, что из-за невысокой зарплаты из школ уходят профессиональные преподаватели физкультуры, а молодые учителя уже не имеют опыта старшего поколения.

– У нас в республике некоторые преподаватели физкультуры с очень низким уровнем подготовки, вплоть до того, что они не знают терминологию. Так, от многих учителей можно услышать: «легким бегом», но не бывает тяжелого или легкого бега, нужно говорить детям – бегите легко. Или называют гимнастические скамейки лавками, – отметил преподаватель физкультуры с 38-летним стажем, тренер Николай Калашников. Сам Николай Феоктистович владеет теоретическими и практическими основами многих видов спорта, при этом он 15-кратный чемпион г. Улан-Удэ, республики, Сибири и Дальнего Востока по лыжным гонкам…

По мнению специалиста Смоленского областного института усовершенствования учителей Я.В. Казанцева, к причинам малой результативности физкультурного обучения и общего воспитания учащихся относятся не только пробелы в содержании учебных планов, несовершенное владение методикой проведения занятий, плохая техническая оснащенность физкультурно-спортивных сооружений. Но и недостаточный уровень педагогического творчества учителей, незамысловатость их подхода к обучению и явно выраженная узкая направленность в полученном профессиональном образовании.

Так, некоторые учителя, работающие в школе, не имеют физкультурного образования. Они имеют высокий преподавательский разряд, но у них нет способности учить детей. Редко встретишь разностороннего учителя, многие и не стремятся к самообразованию. К примеру, если преподаватель в прошлом борец, то, кроме борьбы, другими видами спорта не владеет. Такой человек не может научить детей навыкам игры в волейбол, баскетбол. Дети из урока в урок играют в пионербол. И в течение трех лет из-за этого у детей могут развиться плоскостопие и искривление позвоночника.

Вообще исчезла на уроке физкультуры легкая атлетика. Вместо этой дисциплины учащиеся просто для разминки бегают в спортзале или на стадионе по 3-4 круга. Случается, что некоторые преподаватели без разминки отправляют детей на старт. В то время как перед стартом они обязательно должны размяться, сделать упражнения, пробежать на ускорение и пробежать легко. И перед стартом обязательно нужно дать время отдохнуть 3-5 минут.

По словам Николая Феоктистовича, незнанием своего предмета грешат не только учителя, но и некоторые тренеры. «В одном из летних лагерей я увидел план спортивных мероприятий для девочек-бориц, составленный известным тренером, – отметил Николай Калашников. – В плане тренер допускает методическую ошибку: он пишет – сдача спортивных нормативов. Но нет такого понятия, хотя существуют только контрольные и переводные нормативы. При этом по плану каждый день девочки бегали многокилометровые кроссы. В первый день недели младшая группа бежала кросс на 3 км, старшая группа – на 5 км, во второй день кросс – 40 минут, на третий – 10 км, четвертый и пятый дни – кроссы по 40 и 60 минут, а на шестой – вообще на 12 км. Так девочки занимались целых три недели. Ну зачем так издеваться над детьми?»

По плану учебно-тренировочной подготовки рекомендуется проводить два больших кросса в начале недели и в конце, после каждого большого кросса спортсмен должен восстанавливаться два дня. При этом первый день недели считается днем активного отдыха, когда кроссов вообще не должно быть, во второй день развивают быстроту, на третий – выносливость, на четвертый – спортсмены играют в игры и на пятый - развивают силовые качества.

А тут девочки на время пробегали изнуряющие кроссы, а после играли в регби, лапту и футбол и еще проводили эстафету. Спортсмен не должен бегать постоянно на время, и если тренер взял в руки секундомер, это уже соревнование. В этом отношении знаменитый новозеландский тренер Артур Лидьярд говорил: «На каждом тренировочном занятии или уроке спортсмена или ученика не должна угнетать секундомерная стрелка». Перегрузки на беговой дорожке могут привести к разрыву мышц, перегрузке сердца, печени, опорно-двигательного аппарата, а в последующем и к инвалидности.

Структура тренировок должна соответствовать структуре урочного занятия. Тренировки должны состоять из вводной, основной и заключительной частей. Однако ни на уроках, ни на тренировках такого принципа учителя не соблюдают. В школьных спортзалах нашей республики можно увидеть и такую картину, когда учитель во время урока сидит на скамейке.

Преподаватель все время должен находиться в центре и проговаривать упражнения, затем показывать их детям и помогать им, выполнить упражнения. Тем самым учитель физкультуры становится для них личным примером, который вовлекает их в занятия физкультурой и спортом. И только когда учителя будут заинтересованы в самообразовании и проведении качественных занятий, уроки физкультуры начнут отвечать стандартам. А физкультура станет для детей по-настоящему любимым предметом.

Кол-во просмотров: 616

Поделиться новостью:


Поделиться: