Светлана Халбаева: «Я смогла себя реализовать!»

15 ноября заслуженной артистке Бурятской АССР, артистке театра музыки и танца «Байкал» Светлане Халбаевой исполнится 75 лет. Один из трех концертов открытия нового сезона театра «Байкал» 17 октября будет посвящен этому юбилею ветерана театра Светлане Николаевне Халбаевой. Накануне торжества «Новая Бурятия» побеседовала с ярчайшей представительницей театра о жизни и творчестве.
Общество |

15 ноября заслуженной артистке Бурятской АССР, артистке театра музыки и танца «Байкал» Светлане Халбаевой исполнится 75 лет. Один из трех концертов открытия нового сезона театра «Байкал» 17 октября будет посвящен этому юбилею ветерана театра Светлане Николаевне Халбаевой. Накануне торжества «Новая Бурятия» побеседовала с ярчайшей представительницей театра о жизни и творчестве.

– Родилась я в Аларском районе Иркутской области, – начала свой рассказ Светлана Халбаева. – Мой отец, Николай Васильевич Халбаев, по призванию души и по профессии был композитором-мелодистом. Он был первым, кто поехал из Бурятии в Москву в составе делегации на съезд работников культуры. Помню, ему там подарили трактор. А он передал этот трактор деревне! Такой был добрый человек.

– Вы всегда мечтали связать свою жизнь с искусством или были еще какие-то варианты «кем стать»?

– У меня тогда даже мысли не могло возникнуть, что я посвящу свою жизнь чему-то другому. С детства окруженная атмосферой творчества, музыки, я мечтала пойти по стопам отца.

– Светлана Николаева, как вы делали первые шаги в балете?

– Пришла я в ансамбль в 1957 году. И вот наш ансамбль поехал на гастроли. Тогда гастролировали подолгу, по несколько месяцев в одной республике. В 1958 году объявили набор в Узбекское хореографическое училище. Балетмейстером училища был Михаил Арсеньев. Когда я заявила, что хочу поступать, он отказал мне. «Нам нужны дипломированные специалисты», – говорил он. А у меня образование 10 классов. Помогла его жена Татьяна Лейзер. С ее помощью меня все-таки взяли в училище.

Училище удалось закончить только троим. В 1962 году я вернулась в Бурятию. И с этого года началась моя театральная жизнь.

– Где вы побывали с гастролями?

– Нам удалось объехать весь Советский Союз. Самый теплый прием, помню, был в Калмыкии в 1965 году. Мы выступали в самых отдаленных деревеньках и селах. А старые калмычки после концерта подходили к нам, теребили за щечки и приговаривали: «Ой, ну как похожи на нас!». Очень тепло принимали. Обратно уезжали, они наши вагоны фруктами загружали. Еще помню, как в Махачкале цветами нас задаривали.

– Театр плавно перешел из работы в образ жизни?

– Даже не в образ жизни, а в саму жизнь. Иначе быть не могло. У нас был очень дружный коллектив. Мы месяцами ездили по городам и весям, буквально срослись друг с другом.

– Гастрольный график, как это сейчас принято говорить, был очень плотным, – рассказывает супруг Светланы Николаевны, заслуженный артист Республики Бурятия, Юрий Мацунов. – В плане на год были две большие поездки по Союзу, остальное время мы работали в республике. Наверное, сейчас, когда мы с женой куда-то выбираемся на поезде, то переезд переносим легко. Привычные уже!

– Светлана Николаева, а как вы познакомились с супругом?

– В театре. Юра тогда из армии пришел, учился в музыкальном училище по специальности «народные инструменты», играл на ударных. К нам его пригласил Чингис Павлов. Сразу-то мы не сблизились, а потом, помню, мне надо было танцевать узбекский танец и не хватало барабанщика. Нужен был хороший звук. Тогда позвали Юру. С тех пор мы и вместе.

– Смотря по фотографиям, на которых вы исполняете танцы, абсолютно различные по стилистике, можно сказать, что ваш репертуар был насыщенный и разноплановый.

– Да, я вот смотрю на сегодняшние номера нашего театра, и мне кажется, что они специализируется в одном направлении – восточном. Нам в этом плане повезло больше: у нас и гастроли были плотнее, и танцы разнообразнее. Зато сейчас и костюмы шикарнее, и техническое оснащение лучше. Время ведь было другое, и судить сейчас худруков и артистов никак нельзя. Отживает прошлое – приходит новое настоящее. Это естественное течение времени.

– Как складывалась ваша творческая карьера далее?

– В последние годы по выслуге лет я ушла в бригаду при филармонии, стала организовывать концерты, работала администратором.

– Скучали по сольным выступлениям?

– Вы знаете, уже здоровья такого не было, чтобы танцевать. Начали болеть суставы. Мы же часто выступали в холодных сельских домах культуры.

– Расскажите какой-нибудь интересный эпизод из вашей творческой жизни?

– Помню, были мы с гастролями в Якутии в 1962 году. Едем в вагоне на концерт в русский драмтеатр, я смотрю в окно, а там трактор едет с прицепом, в прицепе – бревна, а них женщины и дети сидят. А на улице мороз минус 50. Я спрашиваю, мол, куда они едут, а мне отвечают: «Так на ваш концерт же!». Вот как люди любили искусство.

– Билеты на концерты раскупались за 15 минут после появления афиш, – рассказывает Юрий Мацунов. – Нам даже говорили: «Вы их по блату продаете, что ли?».

– Светлана Николаевна, если посмотреть назад, все ли в жизни и творчестве удалось?

– Я могу смело сказать, что да. Мне очень повезло, я танцевала танцы народов мира – бразильские, китайские, русские, молдавские, мексиканские, выполняла достаточно сложные танцевальные трюки – пробовала себя в разных амплуа. Я смогла себя полностью реализовать!

Кол-во просмотров: 827

Поделиться новостью:


Поделиться: