«Здесь живут ужасные люди-дикари...»

Что творится на улицах нашего города? Люди толкаются, не уступают места в общественном транспорте пожилым людям, плюются, ругаются матом, не стесняясь ни женщин, ни детей.
Общество |
Экономика |
Спорт |
Происшествия |
Здоровье |
Политика |
Культура |
Туризм |
Любимые песни родителей |
Бурятия сегодня |

В 1968 году актер Андрей Миронов в замечательном советском фильме «Бриллиантовая рука» исполнил песню о несчастных людях-дикарях. И календаря у них нет, и крокодил не ловится, и дела, в общем-то, не идут. А ведь если оглянуться вокруг, мы, настоящие, не вымышленные, как герои песни Миронова, люди XXI века, века цивилизации, не намного лучше и цивилизованнее тех людей, которые жили в первобытное время или в средневековье.

Что творится на улицах нашего города? Люди толкаются, не уступают места в общественном транспорте пожилым людям, плюются, ругаются матом, не стесняясь ни женщин, ни детей.

Улан-Удэ считается культурной столицей. Мы ходим в музеи и театры, получаем высшее образование, ездим отдыхать в разные страны, забывая при этом о культуре общественного поведения. Ситуация дошла до такого абсурда, что когда встречаешь вежливого продавца, доброжелательного водителя автобуса или готового помочь чиновника, то воспринимаешь это не как правило, а скорее как исключение из него.

В городе есть несколько маршруток, водители которых настолько трепетно относятся к пассажирам, что ездить с ними – одно удовольствие. От них всегда можно услышать «пожалуйста», «проходите назад», «берегите голову». А вот противоположный пример: старушка с клюкой пыталась выбраться из маршрутки на скользкий тротуар на остановке. Естественно, даже с помощью других пассажиров происходило это не очень быстро. В какой-то момент это водителю надоело, он газанул, и, если бы не предостерегающие крики пассажиров, вполне могло бы случиться так, что пожилая женщина упала или оказалась под колёсами. Почему водитель так себя ведет? Позволяет себе кричать на пассажиров, материться, включать любимую музыку на полную громкость. Видимо, собственникам общественного транспорта и мэрии нет до этого дела.

Другая сторона вопроса – сфера общественного питания. Столовые, бары, кафе, рестораны – общая культура поведения обслуживающего персонала хромает и здесь. Итак, кафе нашего города: посетители заказали мороженое с киви стоимостью 60 рублей. Через некоторое время принесут мороженое, но не с киви, а с медом и грецкими орехами. Стоит 80 рублей. На просьбу убрать то, что принесли, и принести то, что было заказано, официантка ответила: «Что, вам сложно доплатить по 20 рублей?». Но ведь вопрос даже не в деньгах. А если у людей аллергия на мед? А если им просто не нравится такое мороженое, почему они должны его есть?

В одном летнем открытом кафе летали пчелы. Посетители заказали яблочный штрудель, и пчелы буквально слетелись к тарелкам со сладким. Когда люди стали пересаживаться с одного стола за другой, официантка ответила, что в ее обязанности не входит отгонять насекомых от посетителей. Пришлось оставить десерт недоеденным. В Питере или Москве официанты знают несколько иностранных языков, помимо русского (наши порой и на правильном русском языке предложить ничего не могут), никогда не поворачиваются к залу спиной, не позволяют себе облокачиваться на барные стойки или нарушить субординацию.

Что касается крупных торговых центров Улан-Удэ, то в них консультанты не спешат предложить товар сами, а ждут реакции покупателей. А ведь это не только не соответствует культуре поведения, но и, прежде всего, отражается на объемах продаж. Продавец-консультант должен опрятно выглядеть, быть приветливым, поддерживать зрительный контакт с покупателем. Нужно выяснить потребности покупателя, показать выгоды покупки и уметь работать с возражениями. Продавец не должен быть равнодушным, более того, агрессивным. При этом не должно быть навязчивости, «слежки» за потенциальным покупателем, иначе и покупатель уйдет ни с чем, и впечатление о магазине сложится не самое лучшее.

Но одно дело – культура поведения продавцов, а другое – его компетентность. В одном из магазинов города покупатели попросили консультанта предложить зимний гардероб для поездки в Европу. Продавец показал… кофты в стразах. Может быть, он не знает, что стразы для европейцев – это вульгарно, либо знает и просто нагло втюхивает товар.

Но если бы дело заканчивалось только одеждой. Куда опаснее купить, например, испорченную колбасу в вакуумной упаковке. Одна из таких упаковок попала мне в руки. В вакуумной упаковке была вода. На вопрос, что это такое, продавец ответила так: «Это жир потек, и вообще выберите другую колбасу, что вам тут колбасы мало?». Однако эту «неопасную» колбасу продавец зачем-то сразу убрала из холодильника.

– Вакуумная упаковка должна плотно прилегать к продукции, – поясняет товаровед Ксения Асташева. – Если вы видите пустое пространство или жидкость – это уже не вакуумная упаковка, а обычное гигиеническое покрытие. Наличие «водички» в упаковке в данном случае говорит о том, что загуститель каррагинан, содержащийся в колбасе, стал разлагаться и выделять воду, а значит, продукт начал портиться.

Хамят везде

Буквально за несколько дней у меня собралось несколько высказываний по культуре поведения:

«Я не встречала особого хамства, пока не связалась с Почтой России. Одна женщина на почте хамит каждому клиенту, люди при ней вслух возмущаются, а сделать ничего не могут. Была такая ситуация – инвалид не мог сам написать что-то в извещении, так она говорит: «Иди отсюда, раз писать не можешь!». Очередь была в шоке».

«В магазине вместе с продуктами питания стоит аэрозоль «OFF» от комаров, моющие средства и т.д. На мое замечание продавец ответила, что в ее обязанности не входит вкладывать товар обратно в пакеты».

«Зашла в кафе выпить чашку кофе. Через 10-15 минут официантки стали меня выгонять из-за того, что я, по их мнению, слишком долго пью свой кофе. Затем пришла администратор и тоже попросила меня освободить столик. И еще пугала меня некой записью с камер наблюдения, по которой можно посчитать, сколько я сижу в кафе. Причем столиков свободных было полно».

Несомненно, что при всем при этом горожане осознают эту социальную, политическую и экономическую проблему. К примеру, приток иностранных туристов напрямую зависит от уровня культуры туристического объекта. В других странах турист – священная личность, у нас же его могут ограбить или избить. И жить в городе хамства или в дикой деревне не хочется никому, но как бороться с этим? Может быть, стоит вводить уроки поведения и лекции по этикету в школах, ссузах и вузах? Или проблема идет от семьи, когда родители не учат ребенка быть вежливым?

После всего этого невольно задумываешься: Улан-Удэ это все-таки город или дикая деревня?

СПРАВКА:

– Если вам хамят, что называется, в лицо, можно подать в суд о защите чести и достоинства, – говорит юрист Жаргал Гунзынов. – За хамство в грубой форме по ст. 20.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ «Мелкое хулиганство» нарушителю грозит штраф до 2000 рублей либо арест на срок до 15 суток.

– Мне кажется, что проблема хамства берет своей начало с детства, с семьи, когда, например, родители ругаются при детях, – отмечает учитель Прибайкальского района Галина Федорова. – Взрослея, ребенок усваивает модель поведения родителей и ведет себя аналогичным образом. В школах уже ведутся разговоры по поводу включения в образовательную программу уроков этикета, потому что дети не умеют общаться ни со взрослыми, ни друг с другом.

Кол-во просмотров: 545

Поделиться новостью:


Поделиться: