Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. Об одной из самых острых и актуальных проблем нашего общества — коррупции и мерах, принимаемых органами прокуратуры для борьбы с ней, — «МК.ru» беседует с прокурором Бурятии Валерием Георгиевичем Петровым.

- Коррупция — это явление международного масштаба, для борьбы с которым государства объединяют свои усилия. В 2007 году Россия вошла в состав группы государств против коррупции (ГРЕКО), объединившихся для реализации международно-правовых документов в сфере противодействия коррупции, разработанных Советом Европы. Нашу страну в ГРЕКО представляет Генеральная прокуратура Российской Федерации. Еще раньше, в 2003 году, Генеральная ассамблея ООН приняла конвенцию против коррупции и учредила Международный день борьбы с коррупцией, который призван привлечь внимание общественности к этой проблеме. Сегодня борьба с коррупцией является одной из важнейших государственных задач. В марте нынешнего года был принят обновленный национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы. Приоритетным его направлением стала профилактика коррупции, для чего была существенно модернизирована законодательная база противодействия коррупции.

— Валерий Георгиевич, каковы предварительные итоги профилактики и борьбы с коррупционными проявлениями в Бурятии в текущем году?

— Всего с начала года органами прокуратуры Бурятии выявлено свыше 1 тысячи коррупционных нарушений, к дисциплинарной и административной ответственности привлечено более 220 должностных лиц. Направлено 62 иска в суд, а сумма взысканного судами ущерба, причиненного в результате коррупционных правонарушений, превысила 5 миллионов рублей. Правоохранительными органами республики выявлено 175 преступлений коррупционной направленности, возбуждено 154 уголовных дела.

Система декларирования чиновниками сведений о доходах и имуществе является одним из важных элементов противодействия коррупции. Основная ее цель — обеспечение прозрачности доходов государственных и муниципальных служащих и членов их семей. Эта мера является сдерживающим фактором, поскольку сведения всегда могут быть проверены на предмет их полноты и достоверности, что прокуратура Бурятии регулярно делает. Факты предоставления служащими недостоверных сведений о доходах выявлены в управлении федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по республике, управлении Роспотребнадзора, республиканском агентстве по физической культуре и спорту, министерстве природных ресурсов и др. За допущенные нарушения 19 должностных лиц указанных министерств и ведомств привлечены к дисциплинарной ответственности. Нужно отметить, что теперь за непредставление сведений о доходах и имуществе либо представление заведомо недостоверных сведений государственные и муниципальные служащие, а также сотрудники правоохранительных органов могут быть уволены в связи с утратой доверия. И такие примеры у нас в республике есть. Недавно по указанному основанию был уволен оперативный уполномоченный одного из райотделов полиции, не представивший сведения о своих доходах и имуществе в установленном порядке.

— Предотвращению коррупционных проявлений призвана служить деятельность комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которые созданы во всех государственных и муниципальных органах.

— Работа этих комиссий находится под постоянным надзором органов прокуратуры. По выявленным прокурорами фактам, приводящим или способным привести к конфликту интересов на государственной или муниципальной службе, несоблюдения служащими установленных законом запретов и ограничений в текущем году 51 должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, а 2 служащих были уволены.

— В условиях постоянного обновления законодательства нередко издаются правовые акты, содержащие предпосылки для коррупции. Поэтому важной мерой профилактики коррупционных правонарушений является антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов.

— В этом году органами прокуратуры изучено более 10 тыс. нормативных правовых актов и их проектов органов государственной власти и местного самоуправления РБ. В результате прокурорского вмешательства коррупциогенные факторы исключены из 200 правовых актов и проектов.

К примеру, на основании административного регламента предоставления государственной услуги Гостехнадзором РБ от граждан и хозяйствующих субъектов истребовались излишние документы, что как раз и способствовало возникновению условий для коррупционных проявлений. По требованию прокурора нормы, содержащие коррупциогенные факторы, из административного регламента были исключены. Подобные недостатки присущи и правовым актам органов местного самоуправления.

— Несмотря на принимаемые антикоррупционные меры, одними из наиболее коррупционных сфер остаются бюджетная сфера и сфера государственных и муниципальных закупок.

— Один из характерных примеров имел место при реконструкции здания Бурятского государственного академического театра оперы и балета. Были выявлены факты незаконной оплаты невыполненных работ и материалов на сумму почти 13 миллионов рублей. По представлению прокуратуры республики в театр допоставлены музыкальные инструменты и дорогостоящее оборудование на сумму свыше 5 миллионов рублей. Так, например, закупленные и поставленные в театр подрядчиком струнные смычковые музыкальные инструменты (скрипки, виолончели, контрабас) не могли использоваться по назначению в связи с отсутствием у инструментов смычков. По нашей инициативе решается вопрос об уголовном преследовании должностных лиц, незаконно перечисливших бюджетные средства. В ходе прокурорской проверки летом этого года в бюджет республики возвращено 120 миллионов рублей, выделенных Российской Федерацией на реконструкцию республиканского онкологического диспансера и незаконно перечисленных минстроем на счет коммерческой организации — казенное предприятие РБ «Дирекция по строительству и эксплуатации спортивных сооружений». Арбитражным судом РБ рассматривается иск прокуратуры о признании незаконным дополнительного соглашения к госконтракту на реконструкцию этого объекта. В нарушение требований федерального законодательства госзаказчиком в лице УКСа правительства республики было предусмотрено авансирование работ и неправомерно перечислено фирме-субподрядчику ООО «Дарханстрой» более 220 миллионов рублей. Прокуратурой заявлены в суд требования о возврате этих бюджетных средств. 22 ноября этого года по результатам проверки, инициированной межведомственной рабочей группой по противодействию коррупции, возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 286 УК РФ в отношении главного инженера — первого заместителя начальника ГУ «Управление капитального строительства» правительства Бурятии Долгополова. Являясь ответственным за проведение работ по реставрации государственного Бурятского драматического театра, без проверки фактического соответствия объемов и характеристик поставленного и смонтированного генподрядчиком ООО «Корона» звукового и светового оборудования условиям государственного контракта, Долгополов подписал отчеты, содержащие не соответствующие действительности сведения. То есть не в полном объеме выполнены работы, поставлено другое, более дешевое звуковое оборудование. В результате из республиканского бюджета в ООО «Корона» излишне перечислено около 23 миллионов рублей, что повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства.

Серьезную опасность для общества представляют деяния, совершаемые чиновниками и руководителями различных органов, которые используют процедуры государственных и муниципальных закупок в преступных интересах.

Так, прокурорской проверкой выявлено, что директор ГУК «Кяхтинский краеведческий музей имени академика Обручева» Тугульдурова, заведомо зная о том, что предусмотренные контрактом ремонтно-реставрационные работы фасада здания музея подрядчиком ООО «Меркатор» не выполнены, дала незаконное указание о перечислении денежных средств на общую сумму 800 тыс. руб. на счет подрядчика. Приговором Кяхтинского районного суда Тугульдурова признана виновной, ей назначено наказание в виде штрафа с лишением права занимать определенные должности в государственных учреждениях сроком на 3 года.

— Какие коррупционные дела, возбужденные в отношении руководителей государственных учреждений, расследуются сейчас?

— В настоящее время расследуются уголовные дела в отношении бывшего исполняющего обязанности директора ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Бурятия», директора ГУ РБ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности. И ряд других, объединенных общим видом правонарушений, — незаконным использованием бюджетных средств из корыстных мотивов.

Должен сказать, что в структуре выявленных коррупционных преступлений преобладают злоупотребление или превышение служебными полномочиями, получение и дача взятки, хищение бюджетных средств. При этом в стремлении к незаконной наживе чиновники различных рангов не гнушаются ничем. Так, например, заместитель начальника отдела ГУ РО фонда социального страхования РФ по РБ Павлов, имея доступ к средствам федерального бюджета, направляемым на приобретение технических средств реабилитации инвалидов, составлял фиктивные документы, в результате чего деньги направлялись на счета его родственников. Всего им было похищено бюджетных средств на сумму более 2,5 млн. руб. Приговором Советского районного суда Улан-Удэ Павлов признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ, ему назначено наказание в виде 3 лет лишения свободы условно. Кроме того, ему пришлось полностью возместить государству сумму необоснованного обогащения. Значительные финансовые вложения выделяются сегодня государством на реформирование ЖКХ. Зачастую они становятся объектом для злоупотреблений на различных уровнях. Одним из таких примеров можно назвать уголовное дело, возбужденное по факту хищения подрядчиком бюджетных средств на сумму около 800 тыс. руб., выделенных на капитальный ремонт жилых многоквартирных домов в с. Мухоршибирь в рамках реализации ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». В результате преступных действий ремонт домов произведен не в полном объеме и ненадлежащего качества. Ведется следствие.

Приговором Октябрьского районного суда признаны виновными в совершении хищения путем обмана и злоупотребления доверием бюджетных средств директор подрядной организации ООО «Альянс-СС» Белозеров и главный инженер этого же предприятия Розенблюм, которые при осуществлении капитального ремонта много-квартирного дома по ул. Тобольская включили в акты фактически невыполненные работы на сумму свыше 2,4 млн. руб. Белозерову назначено наказание в виде 5 лет лишения свободы условно с испытательным сроком 3 года, со штрафом в размере 200 тыс. руб., Розенблюму — 4 года лишения свободы условно с испытательным сроком 3 года и со штрафом в размере 150 тыс. руб.

Продолжает иметь место и так называемая «бытовая» коррупция, прежде всего, в сферах образования, здравоохранения, предоставления различных государственных и муниципальных услуг. Так, в текущем году возбуждено уголовное дело в отношении старшего преподавателя Улан-Удэнского института железнодорожного транспорта Буянтуева, который за определенную мзду проставлял студентам отметки о сдаче зачетов и экзаменов по своему предмету без фактического их приема. Всего следствием установлено свыше 20 таких эпизодов. Приговором суда Буянтуев признан виновным в получении взяток, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 450 тыс. руб. с лишением права заниматься преподавательской деятельностью сроком на 2 года. Всего судами республики рассмотрено 35 уголовных дел о преступлениях, связанных с проявлениями коррупции в отношении 41 лица. По 26 делам в отношении 31 лица постановлены обвинительные приговоры, остальные уголовные дела находятся на стадии рассмотрения.

— Можно ли считать принимаемые меры по выявлению коррупционных преступлений достаточными?

— В организации работы органов правоохраны, и прежде всего МВД по РБ, в сфере противодействия коррупции имеются существенные недостатки. Такие, как просчеты в работе, недостаточная результативность оперативно-розыскной деятельности, факты безынициативности и несогласованности. Также и прокуроры не во всех случаях используют предоставленные законом надзорные полномочия. Проводимая на данном направлении работа требует усиления и комплексного подхода. Особое внимание необходимо сосредоточить на выявлении и пресечении фактов злоупотребления, взяточничества в органах власти, а также коррупционных преступлений в сферах размещения заказов, распоряжения государственным и муниципальным имуществом, бюджетными средствами.

В целом следует отметить, что антикоррупционная составляющая зависит не только от принимаемых уполномоченными государственными органами мер, но и от экономической ситуации в стране, уровня общественного самосознания. Огромную роль играет правовое просвещение. Поэтому органами прокуратуры уделяется большое внимание своевременному предупреждению коррупционных правонарушений, выявлению и устранению их причин и условий, взаимодействию со средствами массовой информации, населением и общественными организациями. 19 июня 2012 года мною подписано соглашение о сотрудничестве и взаимодействии между прокуратурой республики и общественной организацией «Общественный совет по борьбе с коррупцией». Для широкого доступа граждан к получению правовой консультации, предоставления возможности сообщить о фактах коррупционной направленности на официальном интернет-портале прокуратуры республики создан раздел «Борьба с коррупцией», на который граждане могут обратиться в прокуратуру республики в режиме он-лайн. На регулярной основе прокуратурой проводятся «горячие» телефонные линии для граждан, желающих сообщить о фактах коррупции.

Мы понимаем важность возложенных на нас задач и всю степень ответственности, однако рассчитывать на успех в борьбе со всеми проявлениями коррупции можно только тогда, когда произойдет перелом в общественном сознании, будет выработана нетерпимость к любым ее проявлениям. То есть результат борьбы с коррупцией зависит от совместных усилий государства и общества.