Битва за Байкал с переменным успехом

Прокуратура Бурятии обязала ОАО «Бурятнефтепродукт» прекратить незаконное строительство АЗК в Северобайкальске и произвести рекультивацию земель в соответствии с решением Верховного суда РБ. Однако, как сообщил «Новой Бурятии» Иринчей Матханов, еще рано успокаиваться. По его словам, руководитель северобайкальских «справороссов», коренной житель Северобайкальска и депутат городского совета Олег Усынин заявил о продолжении незаконного строительства.
Экономика |

Прокуратура Бурятии обязала ОАО «Бурятнефтепродукт» прекратить незаконное строительство автозаправочного комплекса (АЗК) в городе Северобайкальск и произвести рекультивацию земель в соответствии с решением Верховного суда РБ. Однако, как сообщил «Новой Бурятии» депутат Народного Хурала РБ, лидер республиканского отделения партии «Справедливая Россия» Иринчей Матханов, еще рано успокаиваться. По его словам, руководитель северобайкальских «справороссов», коренной житель Северобайкальска и депутат городского совета Олег Усынин заявил о продолжении незаконного строительства, которое ранее было приостановлено.

Шестую по счёту автозаправку в Северобайкальске начали строить еще в мае сего года. По словам Иринчея Матханова член партии «Справедливая Россия», председатель постоянной комиссии Северобайкальского горсовета депутатов по законности, развитию местного самоуправления и депутатской этике Олег Усынин, узнав о начале строительства АЗК, направил депутатский запрос в адрес начальника управления городским хозяйством Александра Помигалова, чтобы получить информацию по проектно-сметной документации строительства и акту выбора площадки. Также депутат задавался вопросом, насколько нужна еще одна автозаправка в небольшом городе, в котором уже есть пять АЗС.

Выяснилось, что земельный отвод был сделан ещё в сентябре 2009 года. Глава города Сергей Рыбальченко находился при исполнении обязанностей мэра уже целых четыре месяца после выборов, и вероятно, сразу ринулся созидать и творить добро. При этом он забыл посоветоваться с жителями города по этому поводу.

А ведь сравнительно недавно экологи возмущались по поводу прокладки трассы нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» по берегу Байкала. Тогда в апреле 2006 года, оценив накал противостояния российских экологов, президент Владимир Путин перенес трассу нефтепровода севернее за пределы водозаборной зоны Байкала на 400 километров. Ну, а в Северобайкальске более взрывоопасный, чем сырая нефть, бензин в цистернах будет находиться всего в 208 метрах от берега озера.

Жители Северобайкальска удивляются, как это застройщикам удалось договориться с ГИБДД. Ведь опасный объект запланировали на самом трудном перекрёстке при выезде из Северобайкальска. И в случае критического ДТП вероятность пожара и даже взрыва запасов топлива на АЗК достаточно высока.

Кроме того, вблизи места строительства находится еще один потенциально опасный объект – железная дорога Байкало-Амурской магистрали, по которой постоянно идут длиннющие составы с топливными цистернами и другими довольно опасными для экологии Байкала грузами. А если взрыв и все это не только разрушит город, но и отравит Байкал? Стоит ли увеличивать риски? К тому же совсем рядом – в 300 метрах от будущей АЗК находится скважина водозабора. Это надо было, наверно, специально придумать, чтобы собрать все риски в этом месте. С учетом повышенной сейсмичности эти факторы могут с высокой степенью вероятности вызывать неблагоприятные последствия.

В одной из статей, посвященных конфликту горожан и ОАО «Бурятнефтепродукта» говорится, что ранее «через дорогу от строящегося АЗК, на территории «Строительно-монтажного поезда №708» в свое время уже действовала автозаправка. Она была построена по прежним, советским стандартам строительства. В земле до сих пор находятся резервуары бензохранилища, состояние которых никто не проверял и остатки нефтепродуктов не выкачивал». СМП-708 входил в состав большого треста, созданного в период строительства БАМа. К тому же, на территории предприятия находились котельная, битумохранилище и асфальтовый завод. По воспоминаниям горожан, во время их работы в городе «нечем было дышать». Так надо ли возвращаться к тем временам?

Заместитель генерального директора по общим вопросам ОАО «Бурятнефтепродукт» Алексей Симухин уверяет, что объект безопасен. Что для второго по величине города в Бурятии эта автозаправка необходима, тем более, что в северном городе еще нет ни одной АЗС, построенных с соблюдением всех требований экологии. По его мнению, наличие при въезде в город современного АЗК улучшит туристическую привлекательность города, покажет его современную технологическую состоятельность и качество предоставляемых в городе услуг, будет являться визитной карточкой города. А использование при проектировании и строительстве АЗК двустенных газонаполненных резервуаров с контролем давления межстенного пространства, блочной конструкции (резервуар – топливораздаточная колонка) без использования технологических трубопроводов исключают пролив нефтепродуктов. Применение при строительстве АЗК указанных современных технологий не допускает возможности попадания нефтепродуктов в грунт, что гарантирует экологическую безопасность объекта.

Градостроительное и земельное законодательство Российской Федерации, по словам г-на Симухина, не предусматривает проведение общественных слушаний при выборе земельных участков и строительстве объектов на территории земель, назначение которых отнесено для конкретной деятельности. Категория земли под строящимся объектом отвечала категории отнесённой к разрешённому строительству автозаправочных комплексов. В этой связи общественные слушания и не проводились.

Строительство это плановое, земельный участок для него был выделен еще в 2009 году. Проектная документация на объект прошла экспертизу в АУ РБ «Управление государственной экспертизы Республики Бурятия» и получила положительное заключение. Согласно экспертизе «определены природоохранные мероприятия по минимизации антропогенной нагрузки объекта на природные экосистемы района и здоровье человека… воздействие на окружающую среду в период строительства носит локальный характер».

После проведения организационной работы депутатом Усыниным в июле вопрос о строительстве АЗК был вынесен на заседание очередной сессии горсовета. А 20 июля застройщику пришлось таки провести публичные слушания в здании городской администрации. В ходе слушаний жители заявили однозначно, что не согласны со строительством объекта. Однако строительство шло.

- После того, как мой коллега Олег Федорович Усынин обратился ко мне, я направил соответствующий запрос в Восточно-Байкальскую межрайонную прокуратуру, – рассказал «Новой Бурятии» депутат Народного Хурала РБ Иринчей Матханов.

И.о. северобайкальского межрайонного прокурор, защищая права граждан на благоприятную среду, обратился в суд с заявлением о признании действий администрации МО «Город Северобайкальск» по предоставлению земельного участка под строительство автозаправочного комплекса в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории незаконными. Прокурор просил суд устранить нарушения законодательства и обязать ОАО «Байкалнефтепродукт» прекратить незаконное строительство АЗК в Северобайкальске по адресу: ул. Портовая, 1а и произвести рекультивацию земель.

Как отметил Иринчей Матханов, согласно закону «Об охране озера Байкал», данный земельный участок под строительство автозаправочного комплекса находится в Центральной экологической зоне, в которой запрещено строительство зданий и сооружений нефтехимических предприятий. Это определяет соответствующее постановление правительства РФ «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории».

После того, как суд первой инстанции, не дав правовой оценки доводам иска, отказал в удовлетворении иска прокурор обратился с аппеляционным представлением в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РБ. Судебная коллегия, согласилась с доводами представления и вынесла по делу новое решение, которым обязала администрацию Северобайкальска устранить нарушение закона путем отмены постановления об отводе земли под опасный объект и привести в порядок данный участок.

Однако похоже, что решение суда и законное требование республиканской прокуратуры пока никак не повлияло на ситуацию. Строительство потенциально опасного объекта в непосредственной близости от священного моря продолжается.

Кол-во просмотров: 702

Поделиться новостью:


Поделиться: