Путешествие Каролины на землю предков

Недавно Бурятию проездом в Монголию посетила американский фотограф Каролина Войтасик-Бадмаева из Нью-Йорка. В Монголию Каролина выехала по заданию американского телеканала History channel. А в Бурятию приехала, чтобы почтить землю своих предков, знаменитых врачей тибетской медицины Бадмаевых.
Общество |

Недавно Бурятию проездом в Монголию посетила американский фотограф Каролина Войтасик-Бадмаева из Нью-Йорка. В Монголию Каролина выехала по заданию американского телеканала History channel. А в Бурятию приехала, чтобы почтить землю своих предков, знаменитых врачей тибетской медицины Бадмаевых. Каролина является потомком самого известного из плеяды восточных докторов Петра Бадмаева, она правнучка его племянника Владимира (Жамьяна) Бадмаева. Кроме Улан-Удэ, она побывала на родине рода Бадмаевых в селе Таптанай Агинского Бурятского округа.

В российской истории более известен Петр (Жамсаран) Александрович Бадмаев – российский дворянин, врач тибетской медицины. Он создал первую клинику тибетской медицины в Санкт-Петербурге, осуществил первый перевод тибетского медицинского трактата «Джуд-ши» на русский язык. Это был видный дипломат и политический деятель России, а влияние его проистекало из того, что он был врачом императорской семьи.

Отец Жамсарана Бадмаева Донсуухан Бадма, от которого и происходит фамилия Бадмаев, вел свой род от отца Чингисхана. У него было семь сыновей – Сультим, Жимбэ, Ванчик, Анпил, Буда, Дамдин и Жамсаран. Первым известности и высокого положения в Российской империи добился Сультим, который поначалу был всего лишь эмчи-ламой Агинского дацана. Однако его выбрали среди других эмчи-лам, когда возникла необходимость остановить эпидемию тифа в Забайкалье, с которой не мог справиться ни один врач. Его выбрали потому, что он немного говорил по-русски. Искусство Сультима Бадмаева в преодолении вспышек инфекционных болезней в Сибири и на Дальнем Востоке стало причиной того, что губернатор граф Муравьев-Амурский направил его в Санкт-Петербург.

В столице Российской империи он стал лекарем в Николаевском военном госпитале, где ему доверили лечить самых тяжелых больных. Бурятскому доктору было поставлено жесткое условие – если его методы окажутся неэффективными, его лишат права врачебной деятельности в России. Недоброжелатели предрекали ему неудачу, однако все пациенты Сультима пошли на поправку. Вскоре он открыл фитоаптеку, а медицинский департамент содействовал ему в доставке лечебных трав из Бурятии и Тибета. После крещения он получил имя Александр Александрович, так как его крестным отцом выступил сам император. Бадмаев получил дворянский титул в силу происхождения от чингисидов и полученного светского образования. Наконец, он стал личным врачом царя Александра III.

Преемником Сультима в продвижении тибетской медицины в России стал его младший брать Жамсаран, ставший после крещения Петром Александровичем Бадмаевым. А прадед Каролины Войтасек-Бадмаевой Владимир Бадмаев до крещения носил имя Жамьян. Он был одним из девяти детей Буды Бадмаева, брата Сультима (Александра) и Жамсарана (Петра). Жамьян приехал в Петербург в 1895 году после нескольких лет обучения искусству тибетской медицины в Агинском дацане, куда был отдан в 4-летнем возрасте. В столице он обучался в школе Петра Бадмаева (всего было три таких школы для бурятских и калмыцких детей) вместе со своим братом, которого звали Осор (позже был крещен как Николай). В 1897 году Жамьян был крещен под именем Владимир Николаевич Бадмаев. Его крестным стал будущий царь России Николай II.

Позже Владимир учился в Военно-медицинской академии и стал врачом, как и его старший брат Осор (Николай) Бадмаев. В Первую мировую войну Владимир возглавлял военный санитарный поезд. Во время войны он встретил девушку – медицинского работника санитарного поезда. Несмотря на то, что его дядя Петр был недоволен такой партией – девушка была ранее замужем – Владимир женился на ней.

В 1917 году во время Октябрьской революции они бежали в Польшу и поселились в местности Томашув Мазовецкий, в небольшом городке в 100 км от Варшавы. Владимир Бадмаев стал Влодзимежем Бадмаевым и получил разрешение от польских властей работать врачом. Через некоторое время брак с первой женой Владимира распался, и он женился вторично. Он был личным врачом и первого, и второго польских президентов и прожил в Польше до 1961 года. Умер в возрасте 77 лет. От второго брака у него было трое детей – Георгий (Джордж), Петр и Мария.

Каролина – внучка Петра Владимировича Бадмаева (сына Жамьяна). Ее маму зовут Анна (Джоанна) Бадмаева, которая также работает доктором в Нью-Йорке. Она уехала в Нью-Йорк, где уже работал врачом тибетской и европейской медицины ее старший брат Владимир, который сейчас является известным ученым, доктором медицины США. Большое влияние на Каролину оказала ее тетя Мария (Мими) Бадмаева, которая в юные годы занималась балетом, а затем стала театральной актрисой и снималась в кино.

Начинала кинокарьеру Мими, как ее звали в семье, в известном англо-американском фильме «Клеопатра» (1963) с Элизабет Тэйлор и Ричардом Бартоном в эпизодической роли. В этом же году она снялась в фильме «Монах из Монци» Серджио Кобуччи. Кстати, в этом фильме начинал свою карьеру и Адриано Челентано. Затем принимала участие в фильме Бернхарда Викки «Визит» (1964) по роману Фридриха Дюрренматта «Визит старой дамы» с звездой мировой величины Энтони Куином. Затем в киноленте Марко Феррери «История Пьеры» (1983) с такими культовыми звездами, как Марчелло Мастрояни и Ханна Шигулла.

– Мария очень много рассказывала о нашей родине, о Бурятии, о Бадмаевых. Мы собирались с ней поехать на землю предков. Однако тетя умерла несколько лет назад в Индии. После этого я начала сама планировать эту поездку. И вот благодаря командировке в Монголию, мне удалось приехать в Бурятию, – рассказала «Новой Бурятии» Каролина.

В Бурятии Каролина приехала с подругой и ассистентом Элис Клинтон, помогавшей в сборе материалов. Потомки Бадмаевых организовали поездку Каролины и Элис в Агинский Бурятский округ, где в улусе Таптанай родились лучшие представители рода Бадмаевых. Как рассказал «Новой Бурятии» известный в Бурятии юрист Биликто Дугаров, в Таптанае живет его тетя Дарима Батомункуева, которая является правнучкой Буды Бадмаева, брата Сультима и Жамсарана Бадмаевых. По дороге американские гости заезжали в Дульдургу к дяде Батомунко Жаргалову, в Агинске Каролину встречали Бальжир и Жамсо Жаргаловы, а также другие двоюродные родственники Биликто Дугарова. Встретившись со своими бурятскими родственниками, американка Каролина не могла сдержать слез.

Агинская земля до сих пор хранит свидетельства масштабной деятельности доктора Петра Бадмаева. В Аге в первой православной церкви, построенной на его средства, есть соответствующая памятная надпись, а в Агинском дацане хранится огромный котел, в котором ламы готовят пищу, который заказал и привез из Санкт-Петербурга для лам Агинского дацана Петр Бадмаев.

На земле предков, недалеко от Таптаная, Каролина провела бурятский родовой обряд поклонения родной земле, а в дни Зуула Хурала в Иволгинском дацане Каролине удалось поклониться нетленному телу Хамбо ламы Итигэлова. Во время пребывания в Бурятии и в Агинском округе Каролина очень много фотографировала, а по прибытии домой она собирается организовать фотовыставку в Нью-Йорке о родине своих предков.

Кол-во просмотров: 933

Поделиться новостью:


Поделиться: