В этом году исполнилось бы 70 лет известному в Бурятии и России фокуснику-иллюзионисту Владимиру Цыренжапову. Его имя стоит в одном ряду с именами Даширабдана Батожабая, Кима Базарсадаева, Дондока Улзытуева, Цыренжапа Сампилова. Музей истории Бурятии готовит уголок, посвященный жизни и творчеству великого мага. Память о творчестве мэтра оставил и его сын Арсэн, написавший книгу «Иллюзионист Владимир Цыренжапов: очерк жизни и творчества».

Владимир Александрович родился в с. Петропавловка в семье учителей. Как старший из детей, он помогал родителям в воспитании младших сестер. «Мои родители были большими друзьями Володиных родителей. Мы жили в одном доме. В детстве Володя отличался какой-то серьезностью, был всегда сосредоточен не по-детски. Я была уверена, что в семье растет второй математик», – рассказывала заслуженная артистка РСФСР Клавдия Шулунова.

Мечтой стать фокусником Владимир Цыренжапов загорелся еще в 4 классе. «Однажды в пионерском лагере я увидел фокус с носовым платком и спичкой в исполнении своего воспитателя. На меня он произвел неизгладимое впечатление… Я рылся в подшивках журнала «Юный техник» в поисках описания фокусов. Найдя интересную статью Арутюна Акопяна «По ту сторону фокуса», залпом прочитал ее и, узнав секреты нескольких фокусов, подготовил необходимый реквизит. В классе мои простенькие трюки имели большой успех, и я, ободренный, принялся готовить новые фокусы… По окончании восьмилетки я поступил в Улан-Удэ в сельхозтехникум, но учился через пень-колоду, потому что постоянно думал о фокусах», – вспоминал он.

В 1962 году Владимир Цыренжапов поступил в Бурятскую филармонию в качестве ассистента иллюзиониста Владимира Еремина. В этом же году его призвали в армию. В военкомате разрешили взять чемоданчик с реквизитом. И во время службы во флоте, сначала на Черном море, затем на Финском заливе, он ни на минуту не забывал своей мечты стать профессиональным иллюзионистом. Он готовил новые трюки, выступал в концертах в матросском клубе. Командование части пошло навстречу и добилось вызова в Московское цирковое училище для Владимира. Но оказалось, что училище не готовит иллюзионистов, тем не менее, комиссия, просмотрев выступление молодого фокусника, дала ему рекомендательное письмо во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства (ВТМЭИ).

Во ВТМЭИ Владимиру дали письмо на имя директора Бурятской государственной филармонии, в котором дирекция ВТМЭИ рекомендовала принять Цыренжапова В.А. в филармонию с дальнейшим направлением его во ВТМЭИ для подготовки номера. После демобилизации из рядов Вооруженных Сил СССР Владимир вернулся в Улан-Удэ. Бурятская филармония с радостью приняла это предложение, ведь артистов такого редкого жанра, за исключением Арсена Галсанэ, в республике не было. В сентябре 1965 года Минкультуры Бурятской АССР совместно с Бурятской филармонией направили Цыренжапова на учебу во ВТМЭИ, где его приняли с условием, что педагога по специальности он должен найти сам.

Его учителем стал старейшина русских факиров Дмитриус Лонго. Он был легендарной фигурой в русском цирке, лично знал и дружил с Константином Циолковским, А.М. Горьким. Это он глотал шпаги и ходил по горячим углям, по лезвиям турецких сабель. У Дмитриуса Лонго учился и первый бурятский иллюзионист Арсен Галсанэ. Когда Лонго согласился быть наставником Цыренжапова, ему было уже 94 года.

Владимир Цыренжапов писал: «Меня поразила квартира Лонго – это была целая мастерская. Везде были обрезки фанеры, досок, куски материи, гвозди. Под его наблюдением я изготовил сотни реквизитов, отрабатывал движения, отвлекающие жесты». По словам Владимира Цыренжапова, семь месяцев учебы были сказкой для него. И вот 21 апреля 1966 года Владимир успешно сдал художественному совету ВТМЭИ экзамен, показав подготовленную программу. И получил положительную характеристику.

Вернувшись в Улан-Удэ, Владимир Александрович объездил всю республику. Удостоился звания артиста высшей категории. Отметим, что артистам такого редкого жанра редко присваивается высшая категория. Вскоре он стал заслуженным артистом РБ и получил право выступать с сольными концертами в одном отделении. В 1982 году принят в члены Московского клуба фокусников. Владимир Цыренжапов не раз становился призером международных конкурсов иллюзионистов. В последние годы В. Цыренжапов выступал в составе эстрадно-иллюзионной группы «Магия», являясь одновременно ее руководителем. В творчестве его поддерживали супруга и дочь. При этом дочь Дарима продолжила дело отца и стала фокусницей. Сегодня Дарима Владимировна преподает иллюзию в Бурятской республиканской цирковой школе.

– В подготовке концертных программ мне помогает мой сын Максим, ему 12 лет, с 6 лет он на сцене. Пока он только ассистирует мне, но в будущем, я надеюсь, Максим станет известным иллюзионистом и наша династия магов продолжится и в третьем поколении, – рассказала Дарима Владимировна. – На мой взгляд, фокусник – это мужская профессия, а женщина на сцене выступает как украшение номера.

В канун 70-летия со дня рождения Владимира Александровича его друзья и коллеги из Российской ассоциации иллюзионистов вспоминали, каким он был человеком и профессионалом. По словам президента Российского отделения магического братства Александра Чара, Владимир был настоящим достоянием Республики Бурятия, одним из ярчайших сибирских алмазов, примером того, как иллюзию можно ценой многолетнего увлекательного труда превратить в реальность.

И сам Владимир Александрович любил повторять: «Волшебство это Труд. Да, еще какой! Труд ведет к совершенству. А ключ к совершенству в любом виде искусства сводится к трем правилам: трудиться, упорно трудиться и еще больше труда».

– Научиться делать фокусы легко, больше времени требует отработка навыков, практика. Фокус должен быть загадочным, таинственным. Иллюзионист должен обладать ловкостью рук, для этого нужны годы изнурительной тренировки. Он должен быть артистичным, музыкальным, ловким, трудолюбивым. В своих постановках он должен быть режиссером, плотником, художником – мастером на все руки, – говорил Владимир Цыренжапов. И, безусловно, таким он и был иллюзионистом, артистом и человеком.