Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

21 марта в прокат выходит первый полнометражный фильм студии «БурятКино» «Отхончик. Первая любовь». Всего через несколько дней зрители смогут оценить результат. А сегодня мы расскажем о тех людях, кто остался «за кулисами», о тех, кто отвечал за творческую и техническую сторону съемочного процесса. Оператор – постановщик, художник – постановщик, художник по свету, звукорежиссер, композитор, технический директор, различные ассистенты – все они важные звенья в цепи передачи авторского замысла. Сегодня «Новая Бурятия» расскажет о том, кто делал «Отхончика», а также о планах студии «БурятКино» на ближайшее будущее.

Сценарий – словесный прообраз фильма

Фундамент для любого фильма – сценарий. Если фундамент окажется слабоватым, то все остальное – игра актеров, монтаж и даже самые богатые декорации – не «спасут» самое важное – положительных отзывов зрителя. Попросту говоря, без идеи, замысла, конфликта и его раскрытия хорошего кино не получится. Значит, кино начинается со сценария. От него напрямую зависит то, о чем в итоге «скажет» фильм миру – что он миру «принесет» и «подарит».
Сценарий «Отхончика» Баир Дышенов написал сам. Идеи рождаются и «остаются жить» в голове и сердце режиссера постоянно.

- Я наблюдаю за этой жизнью каждый день и всегда, – говорит режиссер. – Когда я учился в институте (Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии – Ред.) нас заставляли смотреть на жизнь, на людей, на их взгляды характеры, истории и судьбы. Я «ловлю» темы, в голове возникают какие-то истории, еще не оформившиеся. Я чувствую силу этих историй и держу их в голове. А потом бац! Что – то происходит в мире, я это вижу, чувствую. И если то, что я вижу соприкасается с тем, что «сидит» у меня внутри – автоматически рождается идея, концепция. И я начинаю искать форму, во что же выльется мой замысел? Тогда я сажусь писать сценарий.

Баир Дышенов признается, что во время работы над сценарием он полностью погружен в процесс и может не общаться ни с кем неделями.

- Это ремесло. Важно «насытить» сценарий, – говорит он.

Сценарий «Отхончика», как оказалось, подразумевал некую свободу творчества. Режиссером была создана только основа, поэтому сюжет мог «насыщаться» в течение всего съемочного процесса.

- Я специально оставлял «пространство» для полета мысли, потому что многое приходилось корректировать, убирать-добавлять, – признается Баир Дышенов. – Все подвижно: сначала на уровне идеи, потом – сценария, съемочной площадки, монтажа, музыки и звука. Фильм живой, он растет и меняется.

Как подбирали актеров

Сценарий «насыщали» и актеры. Уже во время написания режиссер знал, «под кого» пишутся роли. С актерами – профессионалами он был знаком давно, со многими играл на одной сцене Бурдрамы. А вот главных героев пришлось поискать. Особенно главную героиню Дулму. Режиссер говорит, что на эту роль нужна была очень юная, красивая бурятка. Однако среди профессионалов девушку лет 18-ти найти сложно.

И Дулма нашлась среди непрофессионалов. С выбором непрофессиональной актрисы Насти Бужинаевой не прогадали – по мнению режиссера и ее коллег – профессионалов юной одаренной Насте удалось воплотить на экране образ романтичной, нежной девушки.

- Я сам преподавал ей актерское мастерство, готовил ее. Настя молодец, справилась! – отмечает Баир Дышенов.

По словам режиссера, каждый актер внес в это фильм частичку себя. Особенно «креативил» Жаргал Лодоев (игравший в фильме одного из братьев Дулмы – Ред.). В отдельных эпизодах он сам придумывал себе маленькие сцены. И режиссер отмечает, что от этого фильм только выиграл.

Как создавались декорации

Чтобы создать визуальную составляющую кино – интерьеры, костюмы, прически, макияжи- на сценической площадке работает художник-постановщик. В «Отхончике» этим занималась специалист из Иркутска Ольга Жукова.

- В этом фильме декорации создавались только для сцен в общежитии, – говорит Ольга Жукова. – Стены для общежития делал иркутский театральный художник – декоратор Лев Бутаков. Предметы интерьера и мебель предоставили наши партнеры – компания Irkea. Многие мелочи мы собирали всей съемочной группой – учебники и тетради принесла актриса Евгения Сезько (игравшая в фильме подругу Дулмы Катю –Ред.), ноутбук позаимствовали у режиссера, косметику, статуэтки, фоторамки, одеяла и шторы привезла я, а окно и батарею нашли ребята. В общем, с миру по нитке!

А дом родителей Дулмы – это настоящий жилой дом, хозяева которого предоставили его и весь имеющийся там интерьер съемочной группе «в пользование». Декораторы перевешивали шторы, меняли местами цветы, ковры, шкафы, развешивали нужные фотографии.

Сложнее было с интерьерами семьи Женьки, ведь по сценарию это – люди аристократического склада общества, с хорошим достатком и вкусом. Плюс ко всему квартира должна быть достаточно большой. Большой по сюжету, и большой, чтобы там могла расположиться вся съемочная группа.

- Мы, наверное, объездили весь Иркутск и подняли на уши всех знакомых, делится Ольга. – В конце концов, сцены в столовой снимали у моего знакомого, правда, пришлось полностью поменять мебель и шторы. Кстати, он остался доволен нашей перестановкой и попросил не возвращать все на свои места. А сцену в спальне снимали в салоне итальянской мебели, снабдив интерьер необходимыми деталями, опять же – из собственных кладовых.

Художник-постановщик также отмечает, что интерьеры должны «жить», быть естественным продолжением характеров героев и самого действия, выражать то, что не сказано словами и осталось за кадром.

- Наши главные герои, несмотря на взрослую жизненную ситуацию, по сути – еще дети. И поэтому в квартире Женькиных родителей стоят фоторамки с его детскими фотографиями, а полка Дулмы заставлена смешными коробочками и мягкими игрушками. Или финальные сцены на хадаке – чтобы подчеркнуть комичный страх родителей Жени перед будущими сватами и разницу культур, мы нарядили их в элегантные, даже слегка богемные костюмы. В то же время красноречивая баранья голова на столе словно подсмеивается над гостями, да и все детали интерьера – как будто из другой жизни. Конечно, эти детали часто лишь мелькают в кадре, камера не фокусируется на них. Но, как говорится, именно мелочи делают образ достоверным.

Особых сложностей, по словам Ольги Жуковой, испытывать не приходилось. За исключением, может быть, разницы двух культур.

- За короткое время мне нужно было понять быт и традиции бурятской семьи. Это – другая культура, другая религия. Но я справилась, ведь у меня были замечательные помощники – члены съемочной группы и актеры из Улан-Удэ. Я даже выучила несколько фраз по-бурятски!

На съемочной площадке в Улан-Удэ Ольге помогали визажист Наталья Гвалт и стилист Роман Викулов. Интервью с ними «Новая Бурятия» публиковала ранее.

«Да будет свет!»

Сказал…нет, не монтер, а художник по свету. Этот человек отвечает за профессиональное световое оборудование, определяет, где какой световой прибор разместится и, проще говоря, как и куда будет падать свет. В фильме за это отвечал художник по свету иркутской киностудии «Феникс» Глеб Степанов.

- Помню, снимали сцену, когда просыпаются Дулма и Женька, – рассказывает Глеб. – По сюжету – ранее утро. Мы снимаем в павильоне – помещении без окон, без естественного света. Значит, надо этот эффект раннего утра создать. Это было очень интересно. Мы использовали светотехнику немецкой компании Arri и американской компании KinoFlo. Это известные мировые бренды. Работать с этой техникой всегда удобно.

Глеб Степанов подходит к делу по-особенному: он рисует светом, задавая и создавая определенное настроение. А это уже не просто техника, это – творчество.

Однако, если в павильоне «колдовал» специалист, то на натурных съемках «командовала» природа. Приходилось подстраиваться под «режим», то есть под погодные условия и естественное освещение.

Звук и музыка в «Отхончике»

Параллельно со всеми на съемочной площадке работает звукорежиссер. Он должен озвучить фильм в соответствии с идейно-художественным замыслом режиссера. В картине эту миссию выполнял звукорежиссер из Иркутска Игорь Губарев.

- Мы создали многоканальный звук в формате 5.1, – говорит Игорь. – Проще говоря, это объемный звук, который все мы слышим, когда сидим в кинотеатре.

Работа звукорежиссера достаточно кропотливая и сложная. Диалоги актеров и шумы записываются на многоканальные приборы с использованием нескольких микрофонов, каждая дорожка – на свой канал. Наверно, все знают, что каждый кадр в фильме снимается несколько раз, делаются дубли. Но вряд ли кому то известно, что на съемочной площадке еще делаются и звуковые дубли. То есть когда оператор выключает камеру и идет пить кофе, звукорежиссер вместе с актерами прогоняют всю сцену для того чтобы записать качественно звук.

Но даже потом, во время звукового монтажа, некоторые сцены приходилось перезаписывать, так как выявляются помехи, шумы, или просто не устраивает звуковая картина.

- Актеры приезжали к нам в Иркутск, чтобы что-то переозвучить заново, – отмечает звукорежиссер. – И позже, во время звукового монтажа что-то тоже меняется и перезаписывается до тех пор, пока мы не достигнем идеального варианта.

Игорь не мог не отметить работу композитора. Музыку к фильму написал Баттулга Галмандах.

- Мне понравились все треки, которые создал Батуулга. Это очень сильная, проникновенная и чувственная музыка. Но у музыки к фильму стоит определенная задача – дополнить экранный образ. С режиссером мы много времени провели за монтажным столом, работая с музыкой. Пришлось от каких – то треков отказаться, какие – то сократить, перемонтировать. Ну а что получилось – судить зрителю.

Баир Дышенов тоже, кстати, отметил высокий уровень мастерства и таланта композитора.
- С Баттулгой я был знаком «шапочно», – говорит режиссер. – Ходил на его концерты, слушал, мне понравилась его музыка. И мы решили сотрудничать именно с ним. Он оказался порядочным, обязательным и работящим человеком.

Все под контролем

Корректировал работу основной съемочной группы оператор-постановщик Вячеслав Столяров. Он искал наиболее выразительные ракурсы для съемок, выгодное освещение и разные колористические решения. Можно сказать, что это фигура № 2 после режиссера. В процессе работы над фильмом Вячеслав руководил также работой ассистентов, художником по свету и другими членами съемочной группы. Вячеслав в свое время закончил операторский факультет ВГИКа, и это, несомненно, говорит о высоком уровне профессионализма.

В операторской группе работали ассистенты Артем Шаханов, Александр Ранжуров и Иван Бохолдин (г. Иркутск). Они выкладывали рельсы для операторской телеги, перемещали оператора вместе с камерой по съемочной площадке, выставляли световое оборудование, одним словом, создавали условия для совместной комфортной работы.

- Я пару раз был дольщиком, – говорит Артем. – Дольщик управляет подвижным средством, нежно именуемым «долли» – небольшой четырехколесной тележкой для перемещения камеры, оператора, а иногда нескольких членов операторской группы и даже режиссера-постановщика по заранее выбранной траектории.

«Охранял» и настраивал всю дорогостоящую технику для съемок технический директор – Егор Бельских.

- Я следил за тем, чтобы техника работала без перебоев, – говорит Егор. – Настраивал и собирал камеру (это вам не фотоаппарат), обеспечивал работоспособность всей техники на площадке.

В «Отхоничке», как рассказал Егор, использовалось оборудование мирового уровня. Это и кинокамера Red One, которая произвела техническую революцию в мире кинематографии, и использование технологии цветокоррекции Da Vinci Resolve. В этой программе «красят» голливудские фильмы.

Егор отвечал и за сохранность информации. Каждый отснятый дубль сохранялся на четырех жестких дисках, которые, впоследствии хранились в разных местах. Мало ли что!

О бюджете

Хорошее кино — дело затратное. Общий бюджет фильма составил около 7 млн рублей.

- Съемочная техника полностью приобретена на средства студии «БурятКино», – говорит второй режиссер студии «БурятКино» Елена Худякова. – Одна только кинокамера Red One стоит свыше миллиона рублей, я уже не говорю про дополнительную съемочную технику, а это объективы, телега, рельсы, световое оборудование и т.д.

- Бурятское кино должно быть рентабельным, – подчеркивает Баир Дышенов. – Все, что мы выручим с фильма, будет вложено в техническое оснащение и в наши последующие проекты.

О планах студии

«Отхончик» снят и ждет своего выхода на большой экран. А студия тем временем не собирается останавливаться на достигнутом.

- Мы планируем снимать фильмы в разных жанрах: комедия, драма, арт-хаус, фестивальное кино, и, конечно, национальное кино, – говорит режиссер.

Из ближайших планов – съемки фильмов «Свадьба в степи» (в планах студии на 2013г.), «Урагшаа, бурядyyд!» и «Шорнохой», съемки которого планируются совместно с европейскими и московскими продюсерами.

Сегодня — это полноценная киностудия, оснащенная самым современным оборудованием. Здесь работают свои специалисты (помимо Баира Дышенова и Егора Бельских — второй режиссер Елена Худякова и директор съемочной группы Ирина Геранина). Налажены связи с иркутскими коллегами, планируется сотрудничество и с европейскими продюсерами.

Как говорится, жизнь начинается с восходом солнца, а искусство – с любви. А художник Карл Брюллов говорил, что искусство начинается с «чуть-чуть», то есть с первых шагов и первых проб. Признание на зарубежных кинофестивалях уже получили короткометражные фильмы Баира Дышенова «Наказ Матери» и «Улыбка Будды». Недавно родился «Отхончик», и теперь своего «дня рождения» ждут другие новые фильмы. Хочется верить, что уже совсем скоро бурятское кино станет одним из видов российского национального искусства и будет достойно представлять республику как на российском, так и на мировом кинорынках.