Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

В практику во многих регионах России входит инклюзивное образование. Это образовательный процесс, который предполагает комфортную, безбарьерную, максимально эффективную среду в школе. Инклюзивное образование – требование времени, и это работники сферы образования, здравоохранения, агентства занятости населения, общественных организаций обсудили на форуме, который прошел в Бурятии 20 марта.

Как рассказал замминистра образования и науки РБ Александр Бочеев, инклюзивное образование в республике находится на стадии становления. Сегодня его развитию препятствует множество структурных ограничений, которые так или иначе связаны с социальным неравенством. В России родители до сих пор, отправляя своих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в обычную либо коррекционную школу, рискуют их моральным и психологическим состоянием.

– Конечно, вопросы решены не все, – отметил Александр Бочеев. – Зато сделан главный шаг – детей перестали делить на больных и здоровых. Во многих школах создаются хотя бы минимальные условия для безбарьерной среды – это пандусы, поручни, расширенные дверные проемы и туалетные кабинки. Полностью отвечает требованиям безбарьерной среды здание школы №2 в г. Кяхте.

Иначе обстоит ситуация за рубежом, в частности, в Англии. Там инклюзия касается всех учеников школы и подразумевает наличие близких, основанных на дружбе отношений между школами и обществом. Также инклюзия ориентирована на совершенствование школы не только для учеников, но и для учителей и ее работников (например, в комнате отдыха учителей есть зона для приготовления пищи). Но самое главное – многообразие и непохожесть детей друг на друга видятся не проблемой, требующей решения, а важнейшим ресурсом, который можно использовать в образовательном процессе.

Участники форума выработали рекомендации для профильных министерств. Так, Минобразования и науки Бурятии рекомендовано принять нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность учреждений образования, реализующих инклюзивную практику по созданию материальных и технических условий обучения и социокультурной реабилитации детей с ОВЗ и инвалидностью. Комитет по социальной политике Народного Хурала РБ должен предусмотреть в проекте Закона РБ «Об образовании» положения, регулирующие вопросы образования лиц с ОВЗ и содержащие основные принципы реализации инклюзивного образования в регионе. Минздраву РБ поручено способствовать развитию сети центров, работающих по технологии раннего вмешательства, а общественные организации должны и дальше принимать участие в работе экспертных советов и рабочих групп.

Численность детей, имеющих ОВЗ, в Бурятии составляет порядка 3,6% от общей численности школьников. 1 сентября 2012 года за парты сели 9 339 детей с ограниченными возможностями, в том числе 1203 ребенка начали обучение в обычных классах общеобразовательных школ. Еще 1400 детей с ОВЗ обучаются в коррекционных образовательных учреждениях, 175 детям рекомендовано обучение по программам специальных коррекционных школ. На дому обучается 1361 ребенок с ОВЗ. Всего в 27 коррекционных школах республики обучаются 317 детей. В двух учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, получают образование 340 детей. Наряду с этим при четырех государственных образовательных учреждениях интернатного типа в Бурятии работают уже дошкольные группы на 126 детей.