Евгений Ханхалаев открыл перспективы пенсионной системы

Республиканское отделение неоднократно признавалось лучшим отделением в Сибирском федеральном округе и является «Лидером ПФР» по итогам 2011 года. Оценка за 2012 год будет дана правлением ПФР ко Дню социального работника в рамках ежегодного конкурса на лучшее Отделение ПФР.
Общество |

18 апреля на совещании Отделения ПФР по Республике Бурятия его управляющий Евгений Ханхалаев подвел основные итоги работы территориальных органов ПФР в республике, а также осветил перспективные задачи. По его словам, республиканское отделение неоднократно признавалось лучшим отделением в Сибирском федеральном округе и является «Лидером ПФР» по итогам 2011 года. Оценка за 2012 год будет дана правлением ПФР ко Дню социального работника (отмечается 8 июня) в рамках ежегодного конкурса на лучшее Отделение ПФР.

Главный федеральный инспектор в Бурятии Александр Клочихин в своем выступлении дал высокую оценку работе Бурятского отделения ПФР, отметив, что на его работу ему не поступило ни одной жалобы. На совещании присутствовали управляющий региональным отделением Фонда соцстрахования РФ по Бурятии Наталья Хамаганова, министр соцзащиты РБ Татьяна Быкова, председатель республиканского правления Союза пенсионеров России Вилия Агалова и другие официальные лица.

Евгений Ханхалаев отметил, что пенсионная система в стране была реформирована в 2002 году. Тогда были введены система учета пенсионных прав каждого работающего гражданина, накопительный компонент обязательного пенсионного страхования, проведена переоценка пенсионных прав граждан старшего поколения, а единый соцналог заменен страховыми взносами напрямую в ПФР.

Впрочем, за 10 лет в целом оказалось, что складывающаяся система работает не так эффективно, как бы хотелось. В этой связи определены основные цели совершенствования пенсионной системы – это гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения; обеспечение сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости системы. Цели эти реализуются в ходе выполнения перспективных задач Стратегии развития пенсионной системы.

1 задача – обеспечение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости до 40% утраченного заработка при нормативном страховом стаже и средней зарплате.

Так, средний размер трудовой пенсии по старости в России в 2012 году составил 9 700 рублей, в Республике Бурятия – 9 400 рублей. Общее увеличение составило почти в 6 раз. Евгений Ханхалаев отметил, что небольшое отставание Бурятии от общероссийского уровня связано с недостаточно высоким уровнем развития экономики республики. Тем не менее отношение трудовой пенсии по старости к прожиточному минимуму пенсионера постоянно увеличивалось. В 2002 году оно составило 104,6%, 2012 – 173,2%. Планируется дальнейшее повышение пенсий и социальных выплат.

В результате проведенных индексаций с 1 февраля и 1 апреля 2013 года средний размер пенсии по республике увеличился на 790 рублей. Средний размер трудовой пенсии по старости, которую получают большинство пенсионеров республики, составляет более 10 тыс. рублей. Это уже 40% утраченного заработка при нормативном страховом стаже и средней зарплате.

С 2010 года выплачивается федеральная социальная доплата малоимущим пенсионерам до уровня прожиточного минимума пенсионера. Утвержденный на 2013 год прожиточный минимум пенсионера в республике составляет 6 131 рубль, и нет ни одного пенсионера, чей совокупный доход был бы ниже этой суммы. На эти цели в бюджете ОПФР по Бурятии на 2013 год запланировано 513 млн. рублей. Федеральную социальную доплату сейчас получают 37 тыс. человек, средний размер которой составляет 1 600 рублей.

Получателей ежемесячной денежной выплаты, еще одного вида государственной материальной поддержки, в республике более 90 тыс. человек. В 2013 году расходы составят 1,9 млрд рублей со средним размером выплаты 1 805 рублей. На 2013 год бюджет расходов по ОПРФ утвержден в сумме 32,2 млрд рублей, а в 2012 году в республику было направлено 30,6 млрд рублей.

2 задача – поддержание приемлемого уровня страховой нагрузки на экономику страны, введение оптимального тарифа страховых взносов для работодателей и самозанятого населения.

По итогам 2012 года общая сумма поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составила 12,8 млрд рублей, показатель исполнен на 101,2 %.

Для стимулирования работодателей, имеющих рабочие места с вредными условиями, к улучшению условий труда с 2013 года установлен дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд (для подземных работ, работ с вредными условиями труда, в горячих цехах в 2013 году установлен тариф 4%, на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью, дающих право на назначение досрочной пенсии тариф равен 2%).

Помимо установления дополнительного тарифа для работодателей с особыми условиями труда, Стратегия подразумевает приведение размера страховых взносов, уплачиваемых самозанятыми гражданами, в соответствии с уровнем их пенсионных выплат. С 2013 для самозанятых граждан введен порядок уплаты страховых взносов в фиксированном размере исходя из двукратного минимального размера оплаты труда - 32 480 рублей.

Изменение тарифной политики для самозанятых граждан обусловлено недостатками существующей системы формирования их пенсионных прав. При прежнем размере платежа индивидуальный предприниматель не мог сформировать пенсионный капитал в том объеме, что у наемных работников. При этом расходы ПФР на пенсии самозанятым гражданам финансировались за счет страховых взносов остальных застрахованных лиц – наемных работников.

3 задача – обеспечение сбалансированности формируемых пенсионных прав с источниками их финансового обеспечения.

Размер пенсии будет зависеть от отработанных лет и от индивидуального заработка в течение всей трудовой жизни. С учетом изменений демографической ситуации предусмотрено доведение нормативной продолжительности страхового трудового стажа до уровня, обеспечивающего сбалансированность прав и обязательств, – до 35 лет.
При этом предлагается увеличить требования по минимальному стажу, необходимому для определения права на пенсию в общеустановленном возрасте, до 15 лет.

Стратегия не предусматривает повышение общеустановленного пенсионного возраста. Но чем позднее гражданин будет выходить на пенсию и чем продолжительнее у него будет трудовой стаж, тем выше у него будет размер трудовой пенсии.

4 задача – развитие трехуровневой пенсионной системы для групп с разными доходами (для средне- и высокодоходных категорий работников с опорой на добровольное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение).

1 уровень – трудовая пенсия (государственная пенсия), формируемая за счет страховых взносов и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в случаях, предусмотренных законодательством РФ; коэффициент замещения стандартный для всех – 40%;

2 уровень – корпоративная пенсия, формируемая работодателем при возможном участии работника на основании трудового или коллективного договора, либо отраслевого соглашения; коэффициент замещения – плюс 15%;

3 уровень – частная пенсия, формируемая работником, коэффициент замещения – дополнительно 5%.

Подобная система применяется в большинстве экономически развитых стран. Эти три уровня должны в совокупности к 2030 году позволить выйти на коэффициент замещения до 60-70% утраченного заработка.

5 задача – повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы.

Накопительный компонент с начала пенсионных преобразований, постоянно развивается.
Для стимулирования пенсионных накоплений государство проводит Программу государственного софинансирования пенсионных накоплений.

2013 год – особенный, и граждане, которые еще только планируют вступить в эту программу, и те кто вступил, но не сделал первого взноса, должны поторопиться до 1 октября 2013 года. В связи с этим нам нужно увеличить количество застрахованных лиц, производящих уплату, из числа вступивших в программу софинансирования только по заявлению. Для каждого вступившего в программу до 1 октября 2013 года она будет действовать 10 лет на прежних условиях.

Знаковым для пенсионной системы событием стал принятый 30 ноября 2011 года ФЗ №360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений», который определяет механизм, позволяющий гражданам, формирующим свои накопления в рамках Программы государственного софинансирования пенсии, получать выплаты.

С 1 июля 2012 года началась практическая реализация так называемого «выплатного закона».
Всего обратилось с заявлениями о назначении выплат за счет пенсионных накоплений 7,8 тыс. застрахованных лиц. По результатам рассмотрения данных заявлений принято 5,9 тыс. решений о единовременной выплате, 4 решения о назначении срочной пенсионной выплаты и 6 решений о назначении накопительной части трудовой пенсии по старости.

Средний размер единовременной выплаты составил 9,5 тыс. рублей, общая сумма выплат составила около 64 млн рублей.

Итоги формирования гражданами своей будущей пенсии свидетельствуют об активном участии жителей республики в распоряжении своими пенсионными накоплениями. В 2012 году территориальными органами ПФР и трансферагентами было принято более 57 тыс. заявлений, при этом подписано 55,5 тыс. договоров об обязательном пенсионном страховании.

Кол-во просмотров: 312

Поделиться новостью:


Поделиться: