Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

Шаманские организации Бурятии, Иркутской области и Забайкальского края объединятся для создания единого института шаманизма этнической Бурятии. Такое решение приняли участники межрегиональной научно-практической конференции «Современное состояние шаманизма этнической Бурятии» 18 апреля в конференц-зале отеля «Сагаан Морин».

В Улан-Удэ конференция проводится во второй раз. В ней приняли участие шаманы-практики из организации «Хун шубуун», они представили Забайкальский край, из Иркутской области приехали представители организации «Байкал», организатором конференции выступило МРОШ «Тэнгэри» из Бурятии. Действующие шаманы раскрыли в своих докладах современное состояние шаманизма, их видение дополнили ученые.

– Интерес к шаманизму в целом в мире и науке повышенный, потому что проблема виртуального, потустороннего мира сейчас очень актуальна. Ведь мы наполовину живем в виртуальном, искусственном мире в условиях создания симулякров. Общение виртуального мира становится научной, психологической, религиозной, нравственной проблемой, – рассказывает доктор филологических наук, профессор кафедры культурологии Гуманитарно-культурологического института ВСГАКИ Михаил Зомонов. – Согласно Зигмунду Фрейду, сознание имеет три уровня: сознание, предсознание, подсознательное. Какова связь между ними, объясняет в шаманизме ритуал шаманского танца. Когда шаман во время ритуала входит в транс, он как бы впускает в себя духа – онгона. Этот дух может быть объектом неживой природы, а может быть и животным, и человеком – нашим предком. От духа шаман получает совет и помощь, таким образом, духи выступают в качестве консультантов. Это явление уникально для науки и философского мировоззрения. Сегодня в условиях пребывания человека в искусственном мире паранормальные возможности человека усиливаются, вот почему многие обращаются не только к ученым и другим специалистам в раскрытии преступлений, но и к шаманам, и людям с экстрасенсорными способностями.

– Развитие шаманизма сегодня я оцениваю положительно. Оно уже вышло за рамки России, шаманизм широко известен в Европе, в частности в Германии. Я как-то слушал лекцию профессора Хэнса Свободного университета Берлина. Он очень осведомленно и интересно рассказывал слушателям об основах шаманизма. И я сделал выводы, что бурятский шаманизм по сравнению с шаманизмом сибирских народов находится в довольно развитом состоянии. И для дальнейшего развития необходимо объединение организаций, создание единой идеологии, – отметил председатель правления МРОШ «Тэнгэри» Баир Цырендоржиев.

По словам Баира Цырендоржиева, главной целью этого мероприятия является объединение шаманских организаций. «На первой конференции мы обсуждали необходимость объединения. На второй конференции, я думаю, мы пришли к общей концепции объединения. По принятой резолюции мы будем создавать централизованное объединение шаманов России. Для этого необходимо провести учредительное собрание, в ходе которого будет избран председатель централизованного объединения шаманов России, он и станет верховным шаманом России. А по регионам будут определены председатели местных объединений шаманов в Иркутской области, Бурятии и Забайкальском крае».

Также участники как первостепенную задачу определили создание единой идеологии шаманизма. Как такового института шаманизма не было, и перед участниками сегодня стоит задача создать его на основе исследований ученых-этнографов. Ученые и шаманы сошлись во мнении, что шаманизм воплощен в фольклоре бурятского народа, особенно в Гэсэриаде. Они считают, что эпос «Гэсэр» является библией шаманизма, потому что он показывает соединение Высших небес с людьми и Матерью-Землей.

– Сегодня очень много примеров того, как традиции народа выдаются за традиции какой-либо религии. В дацанах проводят «Игры трех мужей» и буддисты говорят о том, что это часть буддийской культуры. Я думаю, что каждый человек понимает, что это не так, эти игры – часть культуры нашего народа, – отметил Баир Жамбалович.